Реформы в сфере   исполнения судебных актов в Казахстане

Реформы в сфере исполнения судебных актов в Казахстане

Институт исполнения судебных актов с момента зарождения и до современного этапа претерпел многочисленные организационно правовые изменения, которые были обусловлены государственной политикой и социально экономическими предпосылками.Хочется заметить, что казахстанская система исполнения имеет богатый опыт всякого рода реорганизаций, в том числе слияний, объединений, разделений. Если обратимся к недалекой истории, то за период с 1998 года по сегодняшний день система исполнения прошла значительное количество этапов реформирования. До середины 1998 года судебные исполнители состояли в штате судов. Деятельность судебных исполнителей в основном сводилась лишь к направлению исполнительных листов в бухгалтерию, по месту работы должника. При этом, контроль за их деятельностью осуществлялся непосредственно судьями. Радикальное реформирование экономики вызвало обострение ситуации в системе исполнения постановлений судов и других органов, поскольку привело к росту, как числа, так и сложности, рассматриваемых судами гражданских и хозяйственных дел. К тому же низкий уровень профессионализма и компетентности среди судебных исполнителей обусловили резкое ухудшение исполнения исполнительных документов. И впервые в целях повышения эффективности обеспечения исполнительного производства 30 июня 1998 года был принят Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», устанавливающий правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства. Одновременно, на территориальные органы Министерства юстиции были возложены руководство, организация исполнения постановлений судов и других органов, и контроль за деятельностью судебных исполнителей, которые еще оставались при судах. Логическим же завершением этого процесса явилась передача функций по исполнению судебных актов от судов в Министерство юстиции. Принятые меры оказались более чем оправданными. С момента передачи функций по исполнению судебных актов в органы юстиции сложилась устойчивая тенденция роста основного показателя исполнения – реального исполнения судебных актов, увеличение которого составило за последние года более 30 %. Основным этапом реформирования системы исполнения судебных актов стало внедрение в Казахстане  института частного исполнения.

Глава государства в своем докладе в 2005 году IV съезде судей республики поручил изучить опыт зарубежных стран, где существует система частных судебных исполнителей. В ходе обсуждения данного вопроса было отмечено главное и единственное преимущество системы частного исполнения – финансовая заинтересованность судебного исполнителя в результате своей работы, то есть в исполнении судебного акта. Так, в 2010 году принят Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», которым был внедрен институт частного судебного исполнения. На первом этапе численность частных судебных исполнителей была лимитирована в 400 единиц, установлены высокие квалификационные требования для ЧСИ, оплата их оплата их услуг составляла 10 процентов от взысканной суммы. 

В 2012 году в рамках административной реформы эти административные барьеры были устранены. Расширена территория деятельности частных судебных исполнителей до пределов областей. Частные судебные исполнители получили право на исполнение исполнительных документов о взыскании в пользу государства.

В рамках Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования исполнительного производства», принятого в январе 2014 года, был изменен существовавший единый десятипроцентный размер оплаты деятельности частного судебного исполнителя, который приводил к тому, что частные судебные исполнители брались только за те дела, по которым взыскиваются крупные суммы или есть имущество, т.е. «легкие в исполнении».

Поэтому Министерством юстиции опять же, на основе передового международного опыта, внедрена дифференцированная ставка оплаты деятельности частного  судебного исполнителя от 3 до 25% в зависимости от категории дел и суммы взыскания.

В рамках следующего Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности», принятого в декабре 2014 года была оптимизирована процедура реализации арестованного имущества, которая сократила сроки исполнительного производства с 220 до 110 дней.

В исключительную компетенцию частных  судебных  исполнителей переданы на исполнение исполнительные документы в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные меры также положительно повлияли на исполнение  судебных актов и защиту имущественных и неимуществнных прав сторон исполнительного производства.  Основой коренного реформирования системы  исполнения судебных актов, стал 27 шаг Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», предусматривающий дальнейшее развитие частного исполнения Казахстана. В его реализацию в 2015 году принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» внесены концептуальные поправки в Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусматривающие практически полный переход на частную систему исполнения и расширяющие полномочия частных судебных исполнителей.

С 1 января 2016 года в компетенцию частных судебных исполнителей перешли все категории исполнительных документов, за исключением документов о взыскании с государства, в пользу государства сумм свыше 1000 МРП, а также выселении, сносах, изъятии земельных участков,  производимых в интересах государства;

- частным судебным исполнителям предоставлено право по истребованию информации о банковских счетах физических лиц; 

- сокращены санкционируемые действия частных судебных исполнителей;

- расширены полномочия помощников частных судебных исполнителей путем передачи функций, не связанных с вынесением процессуальных действий и постановлений;

- установлена оплата частных судебных исполнителей по социально значимым исполнительным производствам из государственного бюджета;

- Республиканской палате частных судебных исполнителей переданы полномочия по распределению и определению количества частных судебных исполнителей на территории области, рассмотрению дисциплинарных проступков частных судебных исполнителей;

- сокращен стаж работы лиц, работавших в уполномоченном и правоохранительных органах для получения лицензии, введено электронное лицензирование;

- руководители региональных палат наделены правом распределения исполнительных документов и другие новшества.

В его исполнение аппарат государственных судебных  исполнителей сокращен на 75%.

С целью совершенствования частного исполнения одновременно с законодательными изменениями в Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» также приняты меры организационного  характера.

В первую очередь для существенного облегчения исполнения судебных актов, повышения оперативности, своевременности исполнения  судебных  актов приняты шаги для  автоматизации исполнительного  производства.

Так, в 2015 году разработана и внедрена  автоматизированная информационная система органов исполнительного производства, которая способствует разрешению задач  по оперативному исполнению исполнительных документов, снижению нагрузки на судебных исполнителей,  сокращению документооборота связанных с исполнением судебных актов и в целом автоматизирует  процесс исполнительного производства.

Система разработана как централизованная система ведения учета исполнительных производств и информация в ней актуальна на любой момент времени.

В системе предусмотрены автоматизированные рабочие места старшего судебного исполнителя, судебного исполнителя и делопроизводителя, где указанные лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляют все основные процессуальные действия в автоматизированном режиме, а так же целях реализации принципа доступности и открытости имеется кабинет сторон исполнительного производства, посредством которой можно ознакомиться с процессуальными документами судебного исполнителя.

Для расширения возможностей судебных исполнителей по получению в электронном формате исполнительных документов, информации об имущественном положении должников и принятий по ним мер обеспечения произведена интеграция системы с рядом информационных систем заинтересованных государственных органов.

Судебным исполнителям предоставлен доступ к 52 сервисам государственных органов, в результате чего обеспечивается оперативность получения информации об имущественном положении должника и масштабы охвата информации об имущественном положении должников увеличены.

Этим  самым обеспечено  получение  исполнительных документов из судов в электронном формате и электронное санкционирование судами и органами прокуратуры постановлений судебных исполнителей. Информационное взаимодействие с  государственными органами обеспечило получение исполнительных документов в форме электронного документа с  органов  внутренних  дел,  налоговых  органов  и др.

Внедрение системы позволило оперативно обмениваться со специальными органами информацией о наложении или снятии запрета на выезд должников из Республики Казахстан, что  явилось важным инструментом защиты прав граждан на  свободный  выезд  из  страны   при  отсутствии   задолженности по  исполнительному  производству.

В целях предоставления должнику возможности проведения оплаты своей задолженности через кассовые службы и терминалы в пунктах пропуска через Государственную границу и общественных местах городов и областей Республики Казахстан совместно с АО «Казпочта» запущен соответствующий  функционал.

Реализован функционал онлайн оплаты с помощью мобильных приложений на базе IOS и Android (смартфоны).

В  рамках  проводимой  работы  по автоматизации   исполнительного производства запущена интеграция с                        13  банками второго уровня, в части истребования в банках второго уровня сведений о расчетных счетах должников, наличии денег и обращения взыскания на денежные средства должника в электронном формате.

Это  позволило исключить бумажный документооборот и повысить оперативность исполнения исполнительных документов и экономить значительные средства на почтовые расходы как банков второго уровня, так и самих судебных исполнителей, а также исключило человеческий фактор при обработке процессуальных документов судебных исполнителей.

Процесс автоматизации процессов исполнительного  производства на этом не заканчивается, конечной целью  является создание и внедрение проекта электронного исполнительного производства – «Е - исполнительное производство».

Проводя реформы в сфере исполнения судебных актов, усиливая частное исполнение, в качестве балансового механизма был усилен контроль  их деятельности.

Также принимаются меры и по международному сотрудничеству.

В апреле 2016 года Республиканская палата частных судебных исполнителей стала полноправным членом Международного союза частных судебных исполнителей, в состав которой входят организации в сфере частного исполнения из 106 стран, среди них: Франция, Бельгия, Нидерланды, Россия и другие.

С вхождением в этот Союз появилась возможность перенять международный опыт и получить предложения по дальнейшему  развитию института частного судебного исполнения, а также помощи в части интересующих вопросов, возникающих в рамках практической деятельности.

В  целом  реформа,  проведенная  в  Казахстане в  сфере исполнения  судебных  актов  показала, что частное исполнение судебных актов разгрузило государственный аппарат, а открытая конкуренция между частными судебными исполнителями повысила эффективность и оперативность исполнения судебных  актов.

Директор Департамента по исполнению судебных актов - Игембаев Дархан Жумабаевич.

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×