Озеленение промышленности – путь к устойчивой экономике страны

Озеленение промышленности – путь к устойчивой экономике страны

 

В последнее время в прессе появились публикации, где   принятие нового Экологического кодекса подвергается сомнениям и определенной, на мой взгляд, не совсем справедливой критике. Конечно, можно пойти на поводу у промышленников не учитывая   норм морали, этики и заботы о будущих поколениях. Продолжать по прежнему наблюдать черный снег и серый ядовитый дым с выбросами загрязнений, наносящих вред здоровью людей и повышающих заболеваемость населения нельзя.  Однако, если вернуться к политике экономического развитияи обеспечения продолжительного ее роста, то уже давно стало очевидным, что подобный подход устарел. Приведенные аргументы предприятий против нового Экологического кодекса не состоятельны и не способствуют решению назревших проблем для развития общества, а основаны на представлениях прошлого.

Опора на подобные стереотипы скорее всего лишают экономику новых возможностей, обрекая ее на технологическую деградацию и снижение качества жизни людей. Индекс инклюзивного развития подтверждает, что экономика без учета зеленого роста, где экология определяет 20% роста ВВП на душу населения обречена на провал. Безусловно, радует и то, что не все бизнес сообщество подвержено отсталым взглядам, а большинство из них продвигаются в направлении модернизации и прогресса.  У нас есть хорошие примеры инвестиций в энергоэффективность, возобновляемые источники энергии и сокращение загрязнения. Проект «Бурное Солар-2» - амбициозный солнечный парк  является положительным сигналом того, что частный интерес проявляется, несмотря на нынешнюю высокую зависимость от угля. В стране действуют около 50 предприятий, использующих ВИЭ суммарной мощностью порядка 300 МВт, доля вырабатываемой электроэнергии растет. Бизнес нацеленный на долгосрочную деятельность отслеживает последние тренды мировой экономики, которые отражены  в  тезисах Всемирного Экономического Форума и где разработана новая метрика национальных экономических показателей в качестве альтернатив ВВП.

В то же время все мы понимаем, что на сегодняшний день по богатству природных ресурсов Казахстан занимает 11 место в мире и осознаем экономический приоритет добывающей и перерабатывающей отрасли.  Известно, что  в структуре ВВП доля промышленности составляет более 30%, поэтому  принимаем во внимание опасения о высоких затратах предприятий, требующих исполнение природоохранного законодательства.  Однако, с большей долей уверенности можем утверждать, что новый Экологический кодекс вполне учитывает все эти аспекты.

Приводимые огромные цифры и озабоченность бизнеса об отсутствии стимулов, не совсем оправдана, поскольку более внимательное и детальное рассмотрение Кодекса демонстрирует гибкость в подходах для решения обозначенных проблем. Надо отметить, что в планируемом к принятию проекта Кодекса, главный ориентир это применение лучшего опыта стран ОЭСР, где природоохранное   регулирование включает в себя инструменты экономического стимулирования. Условием для этого является технологическая  модернизация, которая одновременно предусматривает  использование жестких мер при несоблюдении экологических нормативов.

В новом Экологическом кодексе также присутствуют подходы соответствующие международным стандартам, но с учетом наших реалий и  раскрытием ряда принципов предупредительного характера. Заявления о существенных недостатках и упреки со стороны организаций о постоянном увеличении экологических платежей государством преждевременны, поскольку они только для нерадивых и не желающих менять подходы. В экокодексе предусмотрено постепенное, поэтапное и долгосрочное обновление оборудования почти в течение 15 лет посредством внедрения наилучших доступных технологий(НДТ). По определению наилучшие, но доступные совсем не означают дорогостоящее и это не снос предприятия вместе с фундаментом, что возможно и стоит  миллионы и миллиарды долларов. Наоборот, применение и использование отдельных узлов в оборудовании и эффективных механизмов в технологической цепочке, где происходят наибольшие вредные выбросы это вполне доступные затраты.

 Усиление экологического регулирования и тотальный «контроль» крупных предприятий направлен именно на снижение и предотвращение загрязнения окружающей среды. Тревога о принятии  Кодекса может быть только у нарушителей не способных извлекать выгоды из него, поскольку он дает и множество преимуществ за счет энергоэффективности и сбережений от этого.  Продуманный алгоритм производственного цикла приводит к экономии ресурсов и значительному снижению финансовых затрат, даже, если в расчет не брать моральный аспект и ответственность за нынешнее и будущее поколение. 

Высокий уровень неэффективности использования ресурсов, которые по данным Макензи обходятся нашей стране от  7,5 до 14 млрд.долларов. Деградации природных ресурсов и капитала, ведущие к потерям экономики в 6-7 млрд долларов в год к 2030 году достаточно высоки и в 2011 году косвенные субсидии в энергетический сектор составляли  порядка 6 млрд. Все еще наблюдается воздействие вредных выбросов на здоровье населения, неравенство регионов, чувствительность экономики к внешним потрясениям. Взаимосвязь состояния экологии и уровня экономического развития стран очевидна, поскольку если сопоставить два рейтинга – «Doingbusiness»и «Индекс экологической эффективности», то получается интересный результат. Так например, общее количество стран в обоих рейтингах оцениваются по «Doingbusiness» 190 и экологической эффективности 178 стран. Двадцать одна страна находится в первой тридцатке обоих рейтингов, что составляет около 70% совпадений. Если же взять первые 50 стран обоих рейтингов, то процент совпадений существенно увеличивается. Таким образом можно сделать вывод, что бизнес климат хорош в тех странах, в которых достаточное внимание уделяется экологии, а анализ худших стран в этих рейтингах также подтверждает верность этого вывода.

Многие природопользователи поднимали вопрос не соответствие международной практике косвенного метода экономической оценки ущерба. Она отражает стоимостное выражение затрат нанесенного ущерба, необходимых для восстановления окружающей среды и потребительских свойств природных ресурсов. В новом Проекте Кодекса полностью отказались от прежнего и отдельное внимание уделено раскрытию, а также применению старейшего из принципов международного экологического права, - принципа «загрязнитель платит». Донести или описать его можно следующим образом: лицо (загрязнитель), чья деятельность наносит вред окружающей среды, причиняющий экологический ущерб в любой форме, несет все расходы по ликвидации и недопущению в последующем.

Принцип достаточно прост, загрязнил – плати, во сколько бы это тебе не обошлось, включая осуществление мер, нацеленных на устранение и предотвращение этого вреда в своей дальнейшей деятельности. Парадокс заключается в том, что у нас сложилась практика, которой нет ни в одной развитой  стране, поэтому  у нас легче заплатить штраф нежели думать о технологическом развитии. Внедрение этого принципа позволит изменить экологическую ситуацию в лучшую сторону, поскольку на протяжении последних десятилетий в Казахстане  статистика не показывает кардинального снижения объемов эмиссий.

Система природопользования с техногенными нагрузками экстремально влияет на экологию, что ведет к сложности поддержания качества окружающей среды и обеспечения  сценария  благоприятного развития.  За 2019 год к городам с высоким уровнем загрязнения были отнесены Караганда, Темиртау, Атырау, Актобе, Балхаш, Усть-Каменогорск, Алматы и др., а это в основном промышленные города. Согласно данным  мониторинга РГП «Казгидромет» было зафиксировано 897 случая высокого загрязнения и 60 случаев экстремально высокого загрязнения.

Необходимо отметить, что принятая в 2013 году Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» определила качественные индикаторы, способствующие обеспечению устойчивого экономического развития за счет минимизации нагрузки на природу. В совокупности эта картина демонстрирует не соответствие существующей законодательной базы в области охраны окружающей среды для обеспечения полноценного достижения зеленого «роста».

Проведенный экспертами ОЭСР  анализ показал, что  для успешного развития Казахстана в среднесрочный период необходимо повысить эффективность экологического регулирования. Ими рекомендовано провести реформирование действующего экологического законодательства, с конкретным указанием на ряд несоответствий критериям и подходам, принятым в ОЭСР.

В новом Экологическом Кодексе фокус контроля за его нарушение и  последствия от этого попадают, в основном крупные загрязнители, а широкое применение наилучших доступных технологии предусматривает меры поощрения и стимулирования. Концепция наилучших доступных технологий – это инструмент, основанный на фактических данных и позициях многих заинтересованных сторон, который поддерживает установление юридически обязательных предельных значений эмиссий. В связи с чем в экологических разрешениях это намерение учитывается для целей эффективного предотвращения и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, их сбросовв водные объекты и поступления в почву.

Промышленные предприятия перешедшие и активно внедряющие ресурсосберегающие технологии, в виде наилучших практик и взявшие курс на вектор модернизации получают экономический стимул в виде освобождения  от платежей за эмиссию.

Если говорить цифрами, то сегодня объем платежей за эмиссию составляет порядка 70 млрд.тенге в год! Если эти средства в течении 10 лет направлять на модернизацию, то получится баснословная сумма.

Директива Европейского союза о промышленных эмиссиях определяет НДТ как наиболее эффективную и продвинутую стадию разработки видов деятельности и технологий, указывающую на практическую пригодность использования и только при возможности их осуществления.Реализуя политику, основанную на НДТ, правительства и промышленность обеспечивают высокий уровень защиты окружающей среды и здоровья человека и способствуют прогрессу в достиженииЦелей в области устойчивого развития.

В случае, если сравнивать наши производства и европейские, то мы отстаем на 30 лет, поскольку требования НДТ в Европейском союзе начали применяться еще 1984 года в качестве борьбы с загрязнением воздуха промышленными предприятиями, а в 1996 стали ключевыми элементами уже по комплексному предотвращению и контролю загрязнения.

Понятно, что многих тревожит сегодняшняя ситуация, связанная с пандемией коронавируса и наступающим кризисом, поэтому некоторые представители бизнеса используя ее  выражают свою озабоченность Правительству и депутатам Парламента. По их мнению Кодекс может негативно сказаться на добывающей отрасли, но транслируемая ими информация значительно сужена и не учитывает комплексного подхода в нем. Норма по обязательности получения комплексного экологического разрешения с внедрением НДТ вступает в силу с 2025 года, а  это время зарезервировано для подготовительной работы.  Промышленность получит достаточно времени для проведения внутреннего технологического аудита и планирования финансово-экономической деятельности. Безусловно, предстоит большая работа с участием представителей промышленности и экологического сообщества, международных экспертов и из других отраслей, а ткже государственных органаов для разработки справочников НТД.

В настоящее время сознательные предприятия, не дожидаясь принятия Кодекса рассматривают внедрение НДТ, так например АО "Казцинк" по своей инициативе уже сегодня принял на себя дополнительные обязательства. Претендуя стать первой в стране компанией, где внедрят наилучшие доступные технологии и вставшей на путь защиты природы и окружающей среды.

Помимо достаточно широкого государственного стимулирования заложены и рыночные механизмы, такие как получение дешевых кредитных средств за счет использования инструментов «зеленого» финансирования. В некоторых странах ЕС, США, Японии, Китае и в большинстве менее развитых стран предоставляются кредиты по ставке от 1% до 6% предприятиям, переходящим на НДТ. В противном случае помимо внутренних рисков по недовольству общественности на загрязнение крупных природопользователей, существуют и внешние «экономические риски» глобального уровня.  Исходя из того, что  экономическая устойчивость промышленности в большей мере зависит от зарубежных рынков, где с учетом международной климатической повесткой особый акцент делается на углеродный след.

Особое внимание хочется  обратить на то, что Европейский союз в настоящее время проводит наиболее активную климатическую политику на своих рынках Страны ЕС уже сегодня, поднимают вопросы взимания пограничного углеродного налога у  экспортеров стран-контрагентов, поэтому без масштабного внедрения НДТ нашим производственникам сложно будет выживать. В ближайшем будущем промышленность столкнётся с ограничительными мерами, что значительно снизит конкурентоспособность продукции на мировых рынках. По разным оценкам это может привести к удорожанию до 30% нашей экспортной корзины и об этом надо задумываться уже сейчас, чтобы избежать реального  «кризиса» промышленности.

Важным аргументом в пользу принятия нового Экологического кодекса является пограничный углеродный налог (ПУН), который западные страны в поддержку  зеленой экономики в настоящее время  активно обсуждают. С помощью ПУНов предположительно будет осуществляться  выравнивание издержек на производство импортируемого и национального товара для сохранения конкурентоспособности.  К примеру, металлургический завод в Европе следуя директивам постоянно модернизируется, тогда как продукция конкурентов с развивающих стран имеет большую углеродную емкость. Озабоченность бизнес сообщества развитых стран на примере разработки ПУНов демонстрирует  важность озеленения сейчас, иначе будет  поздно!

Кроме вышеизложенного, проектом Экологического кодекса предусмотрены ряд позитивных изменений, так например, ранее и до настоящего времени, поступления в бюджет в виде платы за эмиссии. Ранее они не имели целевого назначения и от общей собранной суммы только от 3 до 30% направляются на природоохранные мероприятия. В новом же проекте кодекса на уровне подзаконных актов предусмотрено 100% ое использование платежей за эмиссию только на экологические цели. 

Проект нового Экологического кодекса значительно повышает роль общественности и ее влияние, поскольку им дается приоритетное право мониторинга и контроля за счет расширения их возможностей. В нем закреплена норма по автоматизации системы контроля выбросов и загрязнений в онлайн режиме, а население приобретает дополнительные преимущества иметь доступ и к этой информации. Кроме того,  граждане более полноценно смогут осуществлять и реализовать право на общественные слушания и участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду.

В связи с чем умышленное сужение некоторых вопросов, отраженных в проекте кодекса и манипуляции его нормами, вводящих в заблуждение общество неприемлемы в сложившейся экономической ситуации. В стремлении вхождения в тридцатку развитых стран и достижения цивилизованных моральных и этических норм сосуществования бизнеса и благополучия людей у  нашей страны другого вектора развития просто не должно быть.

В совокупности, законодательные новации, заложенные в проекте Экологического Кодекса, позволяют, значительно улучшить, сложившуюся ситуацию в сохранении природы и защите окружающей среде

 

Соловьева Айгуль Сагадибековна

Председатель правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана»

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 2

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×