Информационный бюллетень  РОО «Юристы — за справедливые выборы»

Информационный бюллетень РОО «Юристы — за справедливые выборы»

Республиканское общественное объединение «Юристы – за справедливые выборы» продолжает отвечать на поступающие вопросы и обращения граждан, касающиеся предстоящих выборов Президента Казахстана.

Напомним, что в настоящий момент проходит этап предвыборной агитации кандидатов в президенты, поэтому вопросы связаны преимущественно с данным процессом.

Представляем ниже ответы наших экспертов на обращения граждан.

В чем особенность предвыборной агитации как стадии избирательного процесса?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

Предвыборная агитация – кульминационная, наиболее эмоционально и идейно напряженная стадия конкуренции политических сил, ключевое звено избирательной кампании, влияющее и на ситуативное сознание и решение избирателей, и на долговременное формирование правовой и политической культуры. В процессе предвыборной агитации уточняется соотношение сил в избирательной кампании, позиция избирателей по отношению к тем или иным кандидатам, политическим партиям.

Предвыборная агитация — решающая и наиболее сложная для кандидатов и их штабов стадия для достижения результата, характеризуется огромными трудозатратами избирательных штабов кандидатов и политических партий.

В ходе выборной кампании, дискуссий и дебатов, публикации материалов в газетах, журналах (в том числе электронных), по радио, телевидению и в Интернете, могут быть высказаны позиции, точки зрения разной политической, культурологической и иной направленности, в том числе весьма критичные. Могут быть предложены различные политические программы.

В связи с этим, от кандидатов, политических партий требуется внимательное отношение к действующему законодательству, действие в рамках закона. Знание и умелое использование правового регулирования предвыборной агитации поможет ее успешному проведению с соблюдением всех норм законодательства и этики.

Как, в каких формах может проводиться предвыборная агитация?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

Согласно пункту 3 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года N 2464 «О выборах в Республике Казахстан» предвыборная агитация осуществляется:

- через средства массовой информации;

- путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном законодательством, а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;

- путем выпуска, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Следует обратить внимание на то, что предвыборная агитация это не возможность делать все, что угодно в любых формах для продвижения программы своего кандидата. Так, для ряда предвыборных мероприятий, например, таких, как митинги, шествия, демонстрации законом установлен порядок их проведения, который должен соблюдаться и в период предвыборной агитации.

Формы агитации могут быть бесконечно разнообразны. Все команды и предвыборные штабы кандидатов и политических партий придумывают, изобретают и используют многочисленные, не только широко применяемые, но порой весьма оригинальные формы предвыборной агитации. Они направлены на привлечение внимания населения к конкретным кандидатам, их  взглядам и  программам, которые должны по замыслу организаторов разъяснить позицию и склонить граждан на их сторону. Важно, чтобы при этом соблюдалось  действующее законодательство, как по содержанию, так и по процедуре предвыборной агитации.

Говорят о возможности ведения предвыборной агитации через СМИ, а как закон определяет, что такое СМИ?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

Действительно, порой на практике может возникать вопрос о том, что относится к средствам массовой информации (СМИ).

 

В ст. 1 Закона РК от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» СМИ определяются достаточно широко, как «периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы».

При этом под продукцией СМИ понимается «тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе».

В соответствии с пунктом 1 ст. 20 Конституции РК свобода слова и творчества гарантируется, цензура запрещена. В пункте 2 ст. 20 Конституции РК записано, что «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом».

В то же время, в пункте 3 ст. 20 Конституции РК записано, что «не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия». Эта конституционная норма не должна нарушаться в предвыборной агитации, в какой бы форме она не проводилась.

Запрещает ли закон кому-либо по специфике его работы, должности, профессии и т.д. заниматься предвыборной агитацией? Кто в ней не может участвовать?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

Это весьма важный вопрос. Наше государство в Конституции определяется как правовое, демократическое и светское. В связи с этим государственные органы должны, по законодательству, занимать нейтральную позицию и обеспечивать законность выборного процесса, всех его процедур и правил, не оказывать давление на граждан в их свободном волеизъявлении. В светском государстве и религиозные организации должны быть нейтральными.

Поэтому, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года N 2464 «О выборах в Республике Казахстан» запрещено проводить предвыборную агитацию, и, следовательно, распространять любые агитационные предвыборные материалы:

«1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

2) военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям;

3) членам избирательных комиссий;

4) религиозным объединениям».

Кроме того, в пункте 5 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» установлено, что «кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения».

При этом под «использованием преимуществ должностного или служебного положения» в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» понимается:

- привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению предвыборной агитации, за исключением случаев, когда указанные лица осуществляют агитацию в качестве доверенных лиц кандидата;

- использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, если иные кандидаты не имеют гарантий использовать эти же помещения на таких же условиях.

В то же время, в законе отмечено, что «соблюдение установленных настоящим пунктом ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей».

Вправе ли кандидат увеличить тираж издания, где публикуются программы кандидатов при публикации своей программы, например, оплатив дополнительный тираж?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

В Конституционном законе Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (пункт 3 статьи 28) установлено, что в период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов, должен быть одинаковым для всех кандидатов.

Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, считается одновременно согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам. Очередность выступления кандидатов в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.

В условиях свободы слова и отсутствия цензуры, СМИ обязаны относиться как к равным к разным кандидатам и политическим партиям. При этом может возникнуть немало ситуаций, когда публикуемые кандидатами и партиями агитационные материалы, высказываемые суждения могут в разной степени расходиться с направлением, позицией конкретного СМИ, взглядами его руководства или не совпадать с официальной политикой. Но главное, чтобы эти материалы, как уже сказано выше, не противоречили  пункту 3 ст. 20 Конституции РК, где зафиксировано важное ограничение о том, что «не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия».

Случались ли обращения кандидатов в суд за отказ в публикации агитационного материала?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

В случае необоснованного отказа в публикации агитационного материала, кандидат или политическая партия вправе обратиться в суд.

Такие случаи имели место, некоторые из них попали и в доклады Комиссии по правам человека при Президенте РК. Например, в ходе избирательной кампании 2007 г. в Мажилис Парламента РК были поданы два иска к редакциям газет, один из которых был удовлетворен судом. Всего во время той избирательной кампании, по информации Генеральной прокуратуры РК, в суды было подано 176 заявлений.

Нередко участники избирательного процесса обращаются по разным вопросам с заявлениями также в Центральную и нижестоящие избирательные комиссии. Так, с 2005 по 2013 гг. в избирательные комиссии было подано 1232 обращения граждан по различным вопросам. Эти обращения были внимательно изучены ЦИК и иными избирательными комиссиями.

Предвыборная агитация началась. А есть ли какие-то места, где размещать агитационные материалы запрещено?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

 

Да, запрещено вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования. За совершение таких действий установлена ответственность по ст.124 КоАП РК.

Местные акиматы определяют рекомендуемые места для размещения агитационных материалов кандидатов на равной основе и оснащают их стендами. Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы и в иных местах (кроме запрещенных), но с разрешения собственника соответствующего объекта.

Таким образом, рекомендуется размещать агитационные материалы в местах, оборудованных для этого местными акиматами. При этом кандидаты вправе получить разрешение от собственников иных зданий сооружений для размещения своих материалов, кроме прямо запрещенных, что указано выше.

Есть ли в предвыборной агитации какие-либо ограничения на количество выпускаемых материалов, проведенных мероприятий?

Доктор юридических наук, профессор Марат Сарсембаев:

 

Специальных ограничений на количество выпускаемых материалов, проведенных мероприятий, если кандидат в Президенты выпускает материалы и проводит мероприятия в рамках своего финансового фонда. Но определенные ограничения предусмотрены статьей 28 Конституционного закона о выборах, на основании которой «каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа». Эти ограничения введены потому, что государство выделяет каждому кандидату равное, но строго определенное выделение денежных «средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации».

Кандидат должен руководствоваться постановлением ЦИК РК «Об установлении размеров расходов кандидата в Президенты Республики Казахстан, покрываемых из средств республиканского бюджета на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, назначенных на 9 июня 2019 года»: согласно которому устанавливается размер расходов кандидата в объеме - 7 331 200 тенге:

1) выступление с программой по телевидению - в сумме 5 250 000 тенге;

2) выступление с программой по радио - в сумме 200 000 тенге;

3) публикация в периодических печатных или сетевых изданиях в сумме 810 000 тенге;

4) проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов в сумме 200 000 тенге;

5) выпуск агитационных материалов - в сумме 400 000 тенге;

6) транспортные расходы - в сумме 471 200 тенге.

Кандидат обязан укладываться в эти суммы по каждому из пунктов обозначенных расходов и ни в коем случае не должен выходить за рамки установленных сумм расходов. К примеру, изготовление, выпуск и распространение кандидатом агитационных материалов ни в коей мере не должно превышать сумму 400 000 тенге.

Избирательный фонд кандидата в Президенты состоит из:

1) собственных средств кандидата и средств, выделенных кандидату выдвинувшим его республиканским общественным объединением, общая сумма которая не превышает установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в двенадцать тысяч раз, что составляет 510 млн тенге;

2) добровольных пожертвований граждан и организаций Республики, общая сумма которых не превышает установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пятнадцать тысяч раз, что составляет 637,5 млн тенге.

Общая сумма – 1 миллиард 147 млн 50 тысяч тенге. В пределах этой суммы кандидат более свободен в целевом расходовании этих средств. К примеру, если он сочтет наиболее эффективной формой предвыборной агитации выступление по телевидению или распространение плакатов и листовок – он вправе это делать. Единственное ограничение состоит в том, что он не должен выйти за рамки общей установленной суммы: за этот пункт он также отчитывается перед Центризбиркомом республики.

Чтобы быть уверенным в том, что эти материалы и мероприятия были организованы и проведены в рамках этих ограничений, кандидаты отчитываются перед Центризбиркомом республики.

Может ли кандидат профинансировать свою агитационную кампанию из собственных средств?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

 

Из собственных средств кандидат вправе финансировать агитационную компанию, но при условии соблюдения всех требований, установленных законом.

Так, финансирование агитационной компании должно проводиться только из средств избирательных фондов. Кандидат должен сначала вложить собственные средства в свой избирательный фонд и затем направлять их на финансирование агитационной компании.

Расход средств вне избирательных фондов, а также из неизвестных источников не разрешается.

При этом общая сумма денег, поступивших в избирательный фонд с момента его образования, не должна превышать пределы, установленные Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан».

Могут ли граждане (физические и юридические лица) финансировать агитацию одного из кандидатов? А может ли одно лицо финансировать агитацию сразу нескольких кандидатов?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

 

Да, граждане и организации могут принять участие в финансировании агитации кандидатов, при условии соблюдения установленных законом требований. Так, законодательство допускает финансирование агитации кандидатов за счет добровольных пожертвований граждан и организаций.

Но, такие пожертвования должны официально поступить в избирательный фонд кандидата и максимальный размер пожертвований не может превышать 15 000-кратный размер минимальной заработной платы.

При этом запрещаются пожертвования от государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале, а также анонимные пожертвования физических и юридических лиц.

Финансировать агитацию сразу нескольких кандидатов не запрещается и определяется гражданами самостоятельно.

 

Допустим, кто-то из граждан посчитал, что агитация того или иного кандидата противоречит установленным правилам, либо нарушает (по мнению гражданина) этические и моральные нормы. Может ли гражданин пожаловаться на агитацию данного кандидата?

Доктор юридических наук, профессор Марат Сарсембаев:

Может. Если агитация того или иного кандидата противоречит установленным правилам, к примеру, это выразилось в том, что какие-то граждане осуществляют действия по воспрепятствованию кандидатам, их штабам, их доверенным лицам праву вести предвыборную агитацию, то они могут обратиться с заявлением к руководству избирательного участка по территориальной принадлежности, в органы прокуратуры, на территории которой совершаются незаконные действия, что может привести к привлечению виновных лиц к ответственности по статье 103 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года. Если такие граждане занимаются распространением заведомо ложных сведений о кандидатах, то они могут быть привлечены к административной ответственности  в судебном порядке по статье 104 Кодекса об административных правонарушениях. Если эти и другие действия явно выходят за пределы административных правонарушений, то виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 150 и 151 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года.

При нарушении кем-либо этических норм гражданин может обратиться в избирательную комиссию по месту совершения неэтических норм, эта комиссия вправе вызвать таких граждан и указать на недопустимость нарушения нравственных норм.

СМИ обязаны в равной степени предоставлять кандидатам возможность для размещения их агитационных материалов. Но все ли СМИ обязаны это делать? Если СМИ за время агитации не разместило ни одного агитационного материала, то предусмотрена ли за это ответственность?

Доктор юридических наук, профессор Марат Сарсембаев:

Действительно, СМИ обязаны в равной степени предоставлять кандидатам возможность для размещения их агитационных материалов. Это вытекает из пункта 7 статьи 27 закона о выборах: «Средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени». Одинаковыми должны быть цены и условия размещения агитационных материалов для всех кандидатов в Президенты.

Редакция СМИ сама вправе определять, участвовать или не участвовать в освещении предвыборной агитации. Но нужно иметь в виду, что обнародование условий и расценок на публикацию материалов предвыборной агитации кандидатов представляет собой серьезный сигнал о готовности данного СМИ публиковать агитационные материалы. И в этот период редакции СМИ должны понимать, что публикация агитационных материалов одного из кандидатов должна влечь автоматическое согласие на публикацию агитационных материалов других кандидатов в равных объёмах. О факте готовящейся публикации редакция СМИ официально должна уведомить штабы всех других кандидатов о своем согласии публиковать аналогичные агитационные материалы других кандидатов и получить их согласие или отказ публиковать свои материалы в данном издании.

Если никто из кандидатов не обращался к конкретному СМИ с просьбой о размещении в ней агитационного материала, он, естественно, не несет никакой ответственности. Другое дело: если кандидат обращается в СМИ, и это СМИ не желает размещать его агитационный материал, хотя другому кандидату этим же средством массовой информации было дано согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, то при  наличии заявления от соответствующего кандидата об этом, данное СМИ может быть привлечено к ответственности в административном порядке на основании пункта 6 статьи 112 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Отказ размещать агитационный материал по другим причинам (СМИ не участвует в освещении предвыборной агитации вообще, СМИ находится в состоянии банкротства, другие уважительные причины) не влечет ответственности данного СМИ.

Обязано ли СМИ открыто сообщать о стоимости размещения агитационных материалов на их ресурсе?

Доктор юридических наук, профессор Марат Башимов:

Средства массовой информации обязаны открыто сообщать о стоимости размещения агитационного материала на своих ресурсах. За нарушение требований законодательства - СМИ несут юридическую ответственность.

В соответствии с действующим законодательством сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы средством массовой информации не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации – 5 мая 2019 года. Эти же данные должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию. 

В соответствии с частью 5 статьи 112 Кодекса об административных правонарушениях опубликование или выпуск в эфир агитационных материалов кандидатов в президенты средством массовой информации, которое не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации не объявило и не опубликовало, а также не представило в Центральную избирательную комиссию сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади, влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридических лиц в размере пятидесяти МРП (месячных расчетных показателей.

Например, СМИ за плату разместило агитационные материалы только двух кандидатов из семи. Остальные кандидаты не стали обращаться за размещением к этому СМИ. Обязано ли издание разместить материалы остальных пяти кандидатов на бесплатной основе для объективного освещения агитации?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

 

Государство гарантирует выделение равного количества средств каждому кандидату для выступления со своими программами в СМИ, порядок и объем которого  определяется Центральной избирательной комиссией. СМИ на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь, при этом не создавая преимущества тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты СМИ должны объявить и опубликовать, а также предоставлять в Центральную избирательную комиссию не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации при выборах Президента и депутатов Парламента, в иные территориальные избирательные комиссии - при выборах депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления. Все сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади  должны быть размещены в интернет – ресурсе. До момента опубликования этих сведений СМИ не могут предоставлять кандидатам эфирное время, печатную площадь для размещения и распространения агитационных материалов.

В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания должен быть одинаковым для всех кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки. 

При согласии СМИ в распространении агитационных материалов одного кандидата – означает согласие в распространении агитационных материалов всех кандидатов.

Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.

Если же кандидат не обращается в конкретное СМИ за размещением агитационных материалов, то СМИ не вправе этого делать.

Разрешено ли публиковать в СМИ или социальных сетях прогнозы результатов выборов?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

 

Публикация прогнозов выборов допускается с некоторыми ограничениями, установленными законом.

Так, публикация в СМИ прогнозов выборов разрешена только в период агитационной компании, но не допускается в течение 5 дней до дня голосования и в день голосования.

К таким прогнозам относится и опрос общественного мнения, и аналитические исследования, и другие связанные материалы.

При этом, СМИ обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Кроме того, надо учитывать требования Конституционного закона к организациям, проводящим такой опрос (пункт 9 статьи 28 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан»).

Кто может входить в состав территориальных, участковых избирательных комиссий? Как войти в их состав? Нужно ли иметь для этого опыт работы на госслужбе?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

Центральная избирательная комиссия образует территориальные избирательные комиссии, а в свою очередь последние образуют участковые избирательные комиссии. Члены территориальных и участковых избирательных комиссий избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.

От каждой политической партии представляется по одному кандидату для формирования соответствующей избирательной комиссии. При этом политические партии имеют право представлять кандидатуры, которые не являются членами данной политической партии.

Маслихат устанавливает срок не менее пятнадцати дней для образования избирательных комиссий. В случае отсутствия предложений от политических партий, маслихаты формируют избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

Для работы в составе избирательной комиссии, претенденты прилагают заявление о согласии на участие в ее работе.

Формирование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий действующих избирательных комиссий.

Органы, которые формируют составы избирательных комиссий, вправе в течение срока полномочий действующих избирательных комиссий вносить изменения в их состав.

В состав избирательных комиссий не могут входить:

- лица, имеющие непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость;

- лица, признанные судом недееспособным либо ограниченно дееспособным.

Лица, не имеющие права быть членами избирательных комиссий:

1) депутаты Парламента, маслихатов, а также члены других органов местного самоуправления;

2) кандидаты в Президенты, в депутаты Парламента, маслихатов, а также члены других органов местного самоуправления и доверенные лица кандидатов;

3) лица, которые занимают должность политического государственного служащего;

4) судьи судов Республики Казахстан.

Также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов выборов и их ближайшие родственники не имеют права входить в состав избирательных комиссий, также вышеуказанные не имеют права обеспечивать непосредственную организацию и проведение выборов в избирательном округе, в котором участвует данный кандидат.

Как подсчитываются бюллетени на выборах? Какова сама процедура? Кто их подсчитывает?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

 

Подсчет голосов при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам, и маслихатов, членов органов местного самоуправления на всех избирательных участках начинается в двадцать часов по местному времени, если на данном участке в порядке, установленном настоящим Конституционным законом, не изменено время голосования. В случае изменения времени голосования подсчет голосов начинается по окончании голосования.

Подсчет голосов проводится членами избирательной комиссии без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения лиц, присутствующих в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов. Время подсчета голосов на избирательном участке не должно превышать двенадцать часов с начала подсчета.

В помещении для голосования столы, за которыми производится подсчет голосов, размещаются таким образом, чтобы обеспечивался обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих в помещении лиц. Доверенные лица и наблюдатели, присутствующие при подсчете голосов, наблюдают за подсчетом голосов на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость отметок в бюллетенях.

При подсчете избирательных бюллетеней председатель комиссии или определенный член комиссии показывает присутствующим избирательный бюллетень и оглашает волеизъявление избирателя.

При этом бюллетени укладываются в стопки по каждому кандидату, политической партии, выдвинувшей партийный список, и в стопку для недействительных бюллетеней.

После окончания голосования до вскрытия урн с бюллетенями участковая избирательная комиссия производит подсчет избирателей, получивших бюллетени, по спискам избирателей и определяет их общее число. Председатель участковой избирательной комиссии либо замещающий его член комиссии оглашает результаты подсчета и заносит их в протокол о результатах голосования.

Первыми поочередно вскрываются переносные избирательные урны. Количество бюллетеней в переносной избирательной урне должно соответствовать количеству письменных заявлений о возможности проголосовать вне помещения для голосования. Если избирательных бюллетеней установленного образца в переносной избирательной урне оказалось больше чем соответствующее число письменных заявлений, то все избирательные бюллетени из этой урны признаются недействительными. В этом случае составляется акт о признании недействительными всех извлеченных из переносной избирательной урны избирательных бюллетеней, в котором также указываются фамилии, имена, отчества членов комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с помощью данной переносной урны. После вскрытия переносных урн для голосования вскрываются стационарные урны.

Перед вскрытием урн все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются соответствующей избирательной комиссией. Избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает:

1) общее число избирателей (выборщиков) на участке (в пункте голосования);

2) число избирателей (выборщиков), получивших бюллетени;

3) число бюллетеней, выданных каждым членом комиссии. 

После вскрытия урн избирательная комиссия по числу бюллетеней устанавливает:

1) общее число избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;

2) число голосов, поданных за каждого кандидата, за каждую политическую партию;

3) число бюллетеней, признанных недействительными;

4) число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;

5) число погашенных бюллетеней.

В случае превышения количества бюллетеней, извлеченных из урн для голосования, над количеством бюллетеней, выданных на основании списков избирателей и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, устанавливается количество бюллетеней, выданных каждым членом избирательной комиссии.

Недействительными признаются бюллетени:

1) неустановленного образца;

2) в которых отсутствует подпись члена соответствующей избирательной комиссии;

3) в которых отмечено более одного кандидата, более одной политической партии, за исключением голосования при выборах членов иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления;

4) в которых отметка проставлена карандашом, носит следы подчистки или иного способа подделки, а также в которых невозможно определить волеизъявление избирателей.

Результаты подсчета голосов рассматриваются избирательной комиссией и заносятся в протоколы, которые подписываются председателем и членами избирательной комиссии. В случае отсутствия председателя избирательной комиссии вместо него протоколы подписывает заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии.

Не допускаются заполнение протоколов о результатах голосования карандашом и чернилами разного цвета, а также внесение в них каких бы то ни было исправлений. При этом числовые значения результатов голосования должны дублироваться прописью.

Копия протокола немедленно вывешивается в помещении избирательного участка в специально установленном месте для всеобщего ознакомления и находится в помещении в течение двух дней.

По желанию лица, присутствующего в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.

Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии, которое проводится на одном из избирательных участков, определенном окружной избирательной комиссией не позднее десяти дней до дня голосования, с опубликованием сведений о месте и времени заседания в средствах массовой информации. Результаты устанавливаются на основании протоколов участковых избирательных комиссий, которые доставляются на данный участок.

Копия протокола о результатах выборов по избирательному округу вывешивается в помещении избирательного участка для всеобщего ознакомления и находится в помещении в течение трех дней.

По желанию лица, присутствующего в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.

Окружная избирательная комиссия не позднее пяти дней со дня голосования составляет и вывешивает в помещении избирательного участка, на котором проходило ее заседание, для всеобщего ознакомления предварительную сводную ведомость о результатах подсчета голосов на избирательных участках.

Официальная сводная ведомость составляется на основании полученных протоколов участковых избирательных комиссий о результатах подсчета голосов, подписывается председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и вывешивается для всеобщего ознакомления.

Где хранятся все бюллетени и каков срок их хранения? Их данные как-то оцифровывают?

Доктор юридических наук, профессор Сауле Амандыкова:

 

Бюллетени, со всеми прилагающимися документами (в том числе отдельно погашенные бюллетени, погашенные открепительные удостоверения, а также списки избирателей (выборщиков) и документы к ним) в опечатанном виде передаются областным, городским избирательными комиссиями в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан, где будут храниться в конфиденциальной форме в течение 3-х месяцев, затем уничтожаются путем сжигания, дробления, расплавления и превращения в бесформенную массу или порошок.

Встречались ли в истории выборов Казахстана случаи вбросов бюллетеней? Если да, то когда? Кто был виноват, и какая последовала ответственность?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

 

Дополнительно порядок подсчета голосов на избирательном участке и реагирование на случаи появления недействительных бюллетеней регулирует ст. 43 Конституционного закона «О выборах в РК».

Кроме того, КоАП и УК содержат соответствующие статьи, регулирующие вопросы юридической ответственности, применяемые для этих случаев.

По данным же правовой статистики за последние восемь лет ситуация такова.

В 2011 году зафиксировано 5 административных правонарушений, посягающих на избирательные права, в том числе:

распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях (ст. 100 КоАП 2001 года) – два административных правонарушения;

умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (ст. 107 КоАП 2001 года) - три административных правонарушения.

В 2012 году административных правонарушений, посягающих на избирательные права, было зафиксировано 10, в том числе:

выдача гражданам избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования) в целях предоставления им возможности голосования за других лиц (ст. 103 КоАП 2001 года) – одно административное правонарушение;

изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 106 КоАП 2001 года) – пять административных правонарушений;

умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (ст. 107 КоАП 2001 года) – четыре административных правонарушения.

В 2016 году установлено только одно административное правонарушение, посягающее на избирательные права, то есть умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (ст. 114 КоАП 2014 года).

Насколько легитимно проводить агитацию в социальных сетях? Рассылать материалы и информацию по мессенджерам (например, в WhatsApp)?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

Социальные сети, мессенджеры – это неотъемлемый атрибут современной жизни, агитация через эти средства не запрещается. Конечно, необходимо соблюдать этичность при распространении агитации, учитывать ночное время, право граждан отказаться от дельнейшего получения рассылок и т.д.

В целом правила распространения агитационных материалов в социальных сетях, аналогичны правилам для иных средств массовой информации.

Кандидаты имеют право встречаться с населением  и докладывать им о своей агитационной кампании. Могу ли они также проводить обучающие встречи? Например, по разъяснению процесса выборов.

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

 

Безусловно, да. Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» такого запрета не содержит. Кому, как ни им лучше знать особенности выборного процесса, полагаю, что такое правовое просвещение населения будет только на пользу обществу и государству. Учиться культуре выборов надо всегда и данная возможность не должна упускаться кандидатами в Президенты. Это только повысит их рейтинг среди выборщиков.

Могут ли блогеры участвовать в агитации кандидатов?

Кандидат юридических наук Серик Акылбай:

Блогеры не имеют статус журналистов или сотрудников средств массовой информации и вправе высказывать свое мнение относительно предвыборной программы, агитационной компании или личности кандидатов.

Но при этом, необходимо соблюдать как этические нормы поведения в своих публикациях, так и нормы законодательства о выборах.

С началом избирательной кампании широкое распространение получили различные интернет-мемы. Некоторые из них высмеивают агитационную кампанию и программы кандидатов, где-то могут показаться неприличными. Как регулируется вопрос с их распространением?

Доктор юридических наук, профессор Марат Когамов:

Эта тема в Конституционном законе «О выборах в РК» не отрегулирована. В частности по данному вопросу нет прямых разъяснений в статье 27 «Предвыборная агитация».

Вместе с тем, если данные интернет-мемы (поскольку они распространяются публично или с использованием сетей телекоммуникаций) носят оскорбительный характер либо характер клеветы, то их авторов, включая собственников средств массовой информации, кандидаты в Президенты, соответствующие юридические лица (политические партии, иные общественные объединения) вправе привлечь к юридической ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса  РК (ст.ст. 130-131).

И еще.  Касательно СМИ в форме интернет – ресурса, где могут быть подобные материалы.

Так вот. Согласно Закону от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации» деятельность такого рода средств массовой информации может быть приостановлена либо прекращена, в частности по решению суда (см. ст. 13 закона).

В случае приостановления либо прекращения по вступившему в законную силу решению суда выпуска средства массовой информации либо продукции средства массовой информации, когда средством массовой информации является интернет-ресурс, уполномоченные государственные органы, собственники интернет-ресурсов обязаны приостановить или прекратить выпуск средства массовой информации либо распространение на территории Республики Казахстан продукции средства массовой информации.

При этом вступление в законную силу решения суда о приостановлении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является интернет-ресурс, влечет запрет на использование доменного имени с тем же или дублирующим названием на срок не более трех месяцев.

Тогда как решение же суда о прекращении распространения продукции средства массовой информации либо выпуска средства массовой информации, когда средством массовой информации является интернет-ресурс, влечет отмену регистрации доменного имени и запрет на использование в течение одного года доменного имени с тем же или дублирующим названием, регистрация которого отменена решением суда.

По данным СМИ в Индонезии в ходе подсчета голосов избирателей скончались почти 500 членов избиркомов. Какие есть гарантии для наших членов избирательных комиссий? Кто будет компенсировать ущерб, если с ними что-то произойдет?

Доктор юридических наук, профессор Марат Сарсембаев:

В Центральной избирательной комиссии Казахстана сообщили: «Общее количество членов избирательных комиссий составит 69 509 человек, в числе которых 43 945 работников бюджетных организаций – учителя, врачи, сотрудники библиотек и другие, а также 2413 пенсионеров, 2401 самозанятых, 103 студента».  Большинство (63,2 процента), как видим, составляют работники бюджетных организаций.

Если с кем-то из них случится несчастье (смерть), то их родственникам будет оказано содействие в похоронах за счет соответствующего местного бюджета на основе пункта 21 статьи 23 Трудового кодекса Республики Казахстан, который в числе обязанностей работодателя указывает:

«Работодатель обязан: 21) возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работника, при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в соответствии с настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан», а также на основе пункта 3 Инструкции «О порядке применения Правил возмещения организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных постановлением Кабинета Министров  Республики Казахстан от 17 марта 1993 года, № 201.

Поскольку членам избирательных комиссий, являющимся государственными служащими, на период подготовки и проведения выборов согласно статье 20 закона о выборах сохраняется среднемесячная заработная плата по месту их основной работы, возмещение ущерба в связи со смертью работника производится по месту основной работы. Иным членам избирательных комиссий (пенсионерам, самозанятым, студентам) на этот период устанавливается заработная плата в размере не менее трех минимальных заработных плат за счет средств, выделенных на проведение выборов. Эти категории лиц работают на основе временного трудового соглашения на период выборов: в случае болезни, смерти для них предусмотрено возмещение ущерба на общих основаниях. Возмещение ущерба в случае болезни, смерти производится на основе вышеуказанных документов из соответствующего местного бюджета.  

Согласно той же статье 20 закона о выборах членам избирательных комиссий страны предусмотрены и другие гарантии: «Оплата сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, труда в ночное время членов избирательных комиссий, в том числе являющихся государственными служащими, осуществляется за счет средств, выделенных на проведение выборов».  

Известно, что избирателей нельзя подкупать. Но можно ли им дарить памятные сувениры, имеющие отношение к выборам? А проводить благотворительные акции?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

В Конституционном законе Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (ст. 27, п. 9) запрещено раздавать избирателям бесплатно или на льготных условиях товары, услуги, ценные бумаги, а также проводить лотереи, благотворительные акции, выплачивать или обещать деньги. При этом разрешено бесплатно раздавать печатные, в том числе иллюстративные, материалы, а также значки, флаги, флажки, специально изготовленные для избирательной кампании.

За нарушение этих положений Конституционного закона в Кодексе РК об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 2 ст. 122).

Это не имеют право делать и третьи лица. А оказание ими услуг кандидатам без их согласия влечет ответственность по ст. 118 Кодекса РК об административных правонарушениях.

При этом следует отличать от подарков избирателям, например, одежду членов его штаба (майки, кепки, жилетки и т.п.) с партийной символикой, символикой республиканского общественного объединения или с портретами кандидата.

Кроме того, согласно части второй п. 9 ст. 27 Конституционного закона о выборах, с момента назначения выборов кандидатам, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещено проводить благотворительные мероприятия. Исключением являются зрелищные и спортивные мероприятия, которые разрешается организовывать.

Кто не может быть доверенным лицом кандидата?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

Не может быть лицо (согласно пп. 2-4,6 ст. 31 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»):

1) не являющееся гражданином Казахстана;

2) не заявленное как доверенное лицо самим кандидатом;

3) не подавшее заявления в избирательную комиссию о том, что желает быть доверенным лицом;

4) член любой избирательной комиссии;

5) являющееся политическим служащим;

6) отозванное кандидатом.

Гражданин, выступавший в качестве доверенного лица, прекращает быть доверенным лицом после отмены регистрации кандидата, доверенным лицом которого он был.

Избирательный фонд достиг предельного установленного размера, а пожертвования продолжают поступать. Как регулируется такая ситуация?

Доктор юридических наук, профессор Сергей Ударцев:

 

В соответствии с пунктом 5 ст. 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», денежные средства, поступившие сверх установленного размера избирательного фонда кандидата, зачислению в него не подлежат и возвращаются внесшим их гражданам и организациям. При этом, все расходы, связанные с возвратом указанных средств гражданам и организациям, покрываются за счет внесших их физических и юридических лиц.

Нельзя вносить анонимные пожертвования. Все такие пожертвования кандидату, на основании закона, поступают в доход республиканского бюджета.

Запрещено принятие пожертвований от иностранных физических и юридических лиц, от лиц без гражданства. В Кодексе РК об административных правонарушениях (ст. 117) предусмотрена ответственность кандидатов на выборную должность за принятие «пожертвований в любой форме от иностранного государства, международной организации или международного общественного объединения, зарубежных государственных органов, иностранцев и юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством другого государства, а также лиц без гражданства» (штраф и конфискация предметов пожертвования).

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×