С 2017 года  Республика Казахстан в Совете Безопасности ООН

С 2017 года Республика Казахстан в Совете Безопасности ООН

С первых дней независимости Республика Казахстан стала ставить  во главу угла  мирную, многовекторную политику, то есть внешнюю политику, ориентированную на добрые, дружеские, взаимовыгодные отношения со всеми странами ООН.  За годы независимости Казахстан стал уважаемым членом международного сообщества.  Стабильности в мире нет. На любой почве идут войны.  Религиозные, геополитические, межэтнические и другие ее разновидности. Мало государств, кто имеет дружественные отношения со всеми. К дружелюбным государствам, как показывает анализ,  относится и наше государство.  Очень велик вклад Главы государства Н. Назарбаева  в укрепление государственности, признания Казахстана как авторитетного члена Организации Объединенных наций, миролюбимый и позитивной политики  Республики во всем мире.

С 2017 года - непостоянный член Совета Безопасности ООН. Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Избрание Казахстана в непостоянные члены Совета безопасности ООН — историческое достижение. Это успех не только нашей страны, но и всего субрегиона  Центральной Азии, который никогда раньше не был представлен в органе, отвечающем за международный мир и безопасность. Казахстан избран членом Совета безопасности ООН на  два года. Это будет непростой период в международных отношениях. Это видно по сегодняшним дням. Наряду с застарелыми конфликтами, мир столкнулся с небывалым размахом новых угроз безопасности. Мы внесем свой весомый вклад в поиск решений глобальных проблем. Стабильный и безопасный мир — это то, чего мы хотим для всех своих граждан и детей». Избрание в Совет Безопасности  ООН подтвердило огромное  уважение, которым в международном сообществе пользуется конструктивная внешняя и внутренняя политика Казахстана и  его Главы государства Нурсултана Назарбаева.  Казахстан стал первым государством Центральной Азии, избранным в состав наиболее важного политического органа ООН, на который уставом организации возложены полномочия по поддержанию глобального мира и безопасности.

Инициативы нашего государства в период пребывания в СБ ООН нацелены на построение мира, свободного от ядерного оружия и вируса войн и конфликтов, продвижением антитеррористических инициатив, выдвинутых Президентом Казахстана Н.Назарбаевым на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году.  Казахстан  придаст импульс решению ряда наиважнейших вопросов. Это важные и понятные для всех государств мира задачи исходят из первостепенной важности глобальной и  транснациональной безопасности. Республика сформулировала важнейшие приоритеты своей  деятельности в СБ ООН, среди которых четыре области международного сотрудничества:

28 июня 2016 года в генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке состоялось голосование, в результате которого наша страна избрана непостоянным членом СБ ООН от азиатско-тихоокеанской группы государств на 2017-2018 годы. Кандидатуру Казахстана поддержали 138 государств из 193 государств-членов ООН, принявших участие в голосовании.  Всего в СБ ООН насчитывается 15 государств, пять из которых — постоянные члены (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция). Десять остальных выбираются голосованием — по пять каждый год. Из  193 государств ООН более трети еще никогда не были членами СБ. Казахстан официально вступил в права непостоянного члена СБ ООН с 1 января 2017 года и будет осуществлять их до 31 декабря 2018 года. Концептуальной основой выработки приоритетов деятельности РК в СБ ООН стали основные положения, озвученные в выступлении Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций,   Манифест «Мир. XXI век» и иные антивоенные, антиядерные и антитеррористические инициативы Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Эти инициативы представляют собой квинтэссенцию усилий страны по укреплению международного мира и безопасности и подтверждают ее репутацию как надежного партнера мирового сообщества.

Глава государства  Нурсултан Назарбаев выступил на расширенной коллегии министерства иностранных дел страны 3 февраля 2016 года. В ходе выступления он сообщил, что наша республика на сегодняшний день установила дипломатические отношения со 169 государствами мира и надеется на поддержку дружественных стран, а также - впервые - на членство в совете безопасности ООН. «Казахстан был инициатором многих значимых интеграционных объединений, таких как СНГ, ШОС, Совещание по мерам доверия в Азии и ЕАЭС. Мы впервые проводили в стране саммит ОБСЕ в этом веке и Организации исламского сотрудничества. Все это в нашем активе, это заставило звучать имя нашей страны в международном сообществе. Предстоящие задачи не менее важные. Отдавая дань всему тому, что мы с вами сделали, сейчас должны думать о том, что нужно делать дальше, время непростое, сложное время», — сказал тогда Президент Казахстана.

Резидент-координатор ООН (представитель программы развития ООН в Казахстане) Норимаса Шимомура уже 7 апреля 2016 года прокомментировал инициативу Казахстана. Он  отметил, что Казахстан сделал очень многое на национальном уровне и международной арене. "Лично я очень рад и приветствую тот факт, что Казахстан хочет взять на себя дополнительное обязательство. Думаю, что вашей стране есть что привнести в систему ООН. Инициатива вашего президента очень практичная. Я всегда говорю, что у него хорошее видение", - подчеркнул Шимомура.

Для того, чтобы стать непостоянным членом СБ, каждой стране-претенденту необходимо было набрать две трети голосов государств-членов ООН. Места, на которые избираются новые непостоянные члены СБ, распределены по нескольким группам стран — африканская, азиатско-тихоокеанская, латиноамериканская и восточноевропейская. Непостоянные члены СБ ООН принимают участие в голосованиях при принятии решений, но не могут, в отличие от постоянных членов, блокировать эти решения, поскольку не обладают правом "вето".  Республика имеет право председательствовать в Совбезе, созывать его заседания и формировать повестку дня обсуждений. Это позволит поднимать актуальные для нашей страны вопросы, привлекая к ним мировое внимание.

Кампания по продвижению Казахстана в непостоянные члены Совета безопасности ООН была одним из приоритетов внешней политики страны.

При их определении Казахстан учитывал как текущую повестку дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, так и основные направления своей внешней политики Республики.

Так в соответствии с Концепцией внешней политики Казахстана на 2014-2020 годы, Республика придерживается следующих принципов:

  • обеспечение учета национальных интересов в процессе выработки и принятия решений регионального и глобального характера в различных областях;
  • конструктивное участие и вклад в международные усилия по укреплению региональной и глобальной безопасности;
  • продвижение казахстанских внешнеполитических инициатив;
  • установление оптимальных и взаимоприемлемых форм сотрудничества между региональными и международными организациями и форумами в интересах обеспечения стабильности и безопасности в мире.

В области ядерной безопасности  ключевым аспектом является ядерное нераспространение и провозглашение ядерного разоружения как главной цели XXI века на основе Всеобщей декларации построения мира, свободного от ядерного оружия, принятой Генеральной ассамблеей ООН на 70-ой сессии 7 декабря 2015 года. Как показывает анализ, это направление, однозначно признано всем международным сообществом. Президенты США, России и других стран неоднократно это подчеркивали. Притом  Президент США Барак Обама публично неоднократно это подчеркивал.

Как было предложено только на основе Всеобщей декларации безъядерного мира было предположено  создание  авторитетного и мощного Глобального антиядерного движения для формирования целостной системы глобальной ядерной безопасности под жёстким контролем ООН, который будет наделён исключительными полномочиями контроля.  Практические шаги  Республики Казахстан были направлены на то чтобы мир был без ядерного оружия. Весь мир знает, что Казахстан закрыл 29 августа 1992 года , первым в мире, Семипалатинский  ядерный полигон. Единственный сравнимый с полигоном США в Невада. Хотя обладал  четвертым в мире потенциалом атомного оружия и средств его доставки и добровольно от этого отказался. А потом создал на территории Казахстана под эгидой МАГАТЭ Банка низкообогащенного ядерного топлива, предназначенного для государств, планирующих развивать атомную энергетику.

В области ядерной безопасности,  наше государство делает акцент на таких направлениях как: принятие глобальных решений, запрещающих размещение смертоносных вооружений в космическом пространстве, на дне и в нейтральных водах Мирового океана, Арктике;  разработка и принятие международных документов по запрещению использования научных открытий для создания новых видов оружия массового уничтожения; создание в ООН Реестра учёта научных открытий, которые могут быть использованы для создания и усовершенствования оружия массового уничтожения; создание на основе специального международного права масштабных Ареалов Мира на основе шести зон, свободных от ядерного оружия; интенсификация международных усилий по созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке. Республикой Казахстан  наработан опыт в разработке и продвижении предложений для глобальной повестки дня, среди которых: разработка универсальных и обязательных принципов безопасного использования атомной энергетики; принятие универсального договора о всеобщем нераспространении и уничтожении ядерного оружия; предоставление всем государствам равных прав на доступ к мирным ядерным технологиям и использованию гарантированных запасов Международного банка низкообогащенного урана; проведение саммитов по ядерной безопасности каждые два года и организация одного из таких саммитов в будущем в Астане.  Неоднократно  содействовали  МАГАТЭ в рамках недопущения распространения технологий создания ядерного оружия, формирование рыночного и открытого рынка ядерного топлива. Еще в 2013 году Казахстан предоставил свою  платформу для переговоров в формате P5+1 по иранской ядерной программе, обеспечив продуктивные переговоры между обеими сторонами в Алматы в феврале 2013 года.

В  сфере энергетической безопасности  Республика Казахстан зарекомендовал себя, как энергетический хаб плюс активный участник процесса продвижения традиционной и альтернативной энергетики.  Среди этих инициатив – разработка Глобальной энергоэкологической стратегии устойчивого развития в 21 веке, Энергетической стратегии Евразии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), принятие плана действий по технологическому сотрудничеству в энергетической сфере в рамках ОИС.

В альтернативной энергетике Республикой  Казахстан  выдвигались такие  важные инициативы как принятие масштабной экологической инициативы "Зеленый мост".  Это нашло отражение в проведении сейчас Международной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане с главной темой «Энергия будущего».  Она проходит с большим успехом. Уже ее посетило больше миллиона человек.  Главы государств, ученые, эксперты, казахстанцы, иностранные граждане и все заинтересованные лица.

В сфере водной безопасности Казахстан проводит политику по объединению усилий государств Центральной Азии для совместного рационального использования водно-энергетических ресурсов.  Это очень важная проблема.

Республика Казахстан имеет успешный опыт восстановления северной части Аральского моря и,  реабилитации Аральского моря на основе объединения усилий  центральноазиатских государств.  Будучи  председателем в Международном фонде спасения Арала,  Казахстан совместно со странами Центральной Азии реализовала три Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря и приняла четвертую программу. Республика участвует в решении проблем трансграничных рек совместно с соседними государствами, в частности, вопросов вододеления и контроля за качеством трансграничных рек с позиции международного права, имеет наиболее успешный опыт интегрированного управления водными ресурсами среди стран Центральной Азии.

Затем, смотря на приоритеты  внешней политики, среди которых  вопросы охраны окружающей среды и сохранения глобального климата, обеспечение водной безопасности, сотрудничество с международными организациями и донорами по реабилитации территорий бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря, Казахстан использует внешнеполитические инструменты для решения вопросов охраны окружающей среды, рационального использования, восстановления и сохранения водных ресурсов и климатических изменений.

В сфере обеспечения продовольственной безопасности Республика  Казахстан, являясь одним из крупнейших экспортеров зерна и муки, указал о полной прочности своей позиции, которая позволяет решать проблемы, связанные с продовольственной безопасностью. Так, в рамках казахстанского председательства в Шанхайской организации сотрудничества продвигалась инициатива по созданию Водно-продовольственного комитета.  При этом Республика Казахстан была инициатором создания в рамках Организации Исламского сотрудничества Исламской организации продовольственной безопасности с целью координации членов организации в области развития сельского хозяйства и борьбы с голодом.  Дальнейшие предложения по борьбе с голодом в рамках Совета Безопасности  выведены на  мировой уровень.

Республикой принят специализированный закон о помощи развитию и создан правительственный орган KazAID для его осуществления, в рамках которого  оказывается  помощь развивающимся странам в решении гуманитарных проблем. Казахстан принял участие в оказании значительной гуманитарной и продовольственной помощи  Кыргызстану, Афганистану в постконфликтный период.  Республикой Казахстан был  выделен грант в 100 миллионов долларов Кыргызстану в 2015 году для решения его инфраструктурных проблем и повышению стандартов для вступления в ЕАЭС. Казахстан не только помогал в обеспечении Международных сил содействия безопасности в Афганистане грузами за счет транзита по своей территории, но и оказывал существенную гуманитарную помощь афганскому населению, как продовольствием, так и обучением специалистов.  Еще  Республика Казахстан постоянно выделяет помощь развивающимся странам Азии и Африки по линии международных организаций, существенно расширяя свое присутствие. В области развития, в соответствии с Манифестом «Мир. XXI век», Казахстан предлагал ООН такие инициативы как: продвижение Глобальной Коалиции государств за мир, стабильность, доверие и безопасность под эгидой ООН; разработка к 100-летнему юбилею ООН Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045, направленной на устранение  причин войн и конфликтов и развитие на основе равного и справедливого доступа всех наций к инфраструктуре, ресурсам и рынкам; преобразование Экономического и Социального совета ООН в Совет Глобального Развития с приданием ему функций Глобального экономического регулятора; разработка Всемирного антикризисного плана. открытие в Астане Международного Центра по развитию зеленых технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН; разработка под эгидой ООН Концепции «Новое Будущее» .  В 2015 году Астана совместно с ПРООН выделила дополнительную помощь странам Африканского континента в качестве помощи институциональному развитию в рамках проекта «Содействие развитию потенциала министерств иностранных дел стран Африки». Затем справедливо  делается акцент на продвижении роли Казахстана как представителя определенного кластера государств, сталкивающихся с вызовами географического плана, такими как отсутствие выхода к морю и изолированность островов.  В числе таких шагов: организация международной конференции на уровне министров развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, стран транзита и стран-доноров (2003 год, г.Алматы); подписание Протокола Тегеранской конвенции по защите морской среды Каспийского моря (2011 год, г.Актау).

Глубокая вовлеченность страны в целый ряд региональных и глобальных процессов предоставляет уникальную возможность владения разносторонней информацией и различными подходами к решению проблем международной безопасности, стоящих перед СБ ООН.  Республика Казахстан, в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы,  уделяет особое внимание вопросам борьбы с бедностью, соблюдения прав человека, укрепления доверия и построения диалога между нациями.

Казахстан как региональный лидер и глобальный партнер в вопросах энергетической безопасности, страна, вносящая значимый вклад в международные миротворческие миссии, Республика Казахстан  использует свой уникальный опыт и специальные знания для решения ряда неотложных проблем, стоящих в настоящее время перед Советом Безопасности Организации Объединенных наций. 

Инициативы Республики Казахстан актуальны и  важны для всего региона Центральной Азии.  Республика Казахстан в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН  привлекает мировое внимание к проблемам Центральной Азии, активно продвигая интересы региона и влияя на решение многих вопросов, включая аспекты развития и безопасности.

В 1997 году Республикой Казахстан была реализована инициатива, такая как Специальная программа ООН для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА), целью которой является необходимость мобилизации дополнительных внутренних и внешних ресурсов с целью решения на региональном уровне приоритетных для стран Центральной Азии вопросов в области экономического развития.

В рамках председательства в Организации исламского сотрудничества (ОИС) Казахстан инициировал принятие Плана действий ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией.  Еще под эгидой казахского председательства была проведена широкомасштабная кампания по преодолению гуманитарной катастрофы в Сомали и предоставлению ей значительной финансовой помощи.

Под эгидой ООН Республика Казахстан провела 63-ю сессию Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана и ЕЭК в 2007 году, в  г.Алматы,  первую Всемирную антикризисную конференцию в 2013 году в Астане, в ходе которых особое внимание уделялось проблемам Центральной Азии.

Республика  исходит из того, что региональная безопасность определяется политикой и стратегией государств Центральной Азии, а также уровнем регионального сотрудничества.  Поэтому мандат Казахстана в СБ ООН  используется на продвижение внешнеполитических инициатив, направленных на обеспечение региональной стабильности и безопасности и укрепление сотрудничества. Особое внимание  уделяется реализации мер по предотвращению основных угроз и вызовов, в частности, распространению терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции.  Основные усилия сейчас направлены на решение проблем трансграничных рек, пограничных территориальных споров, обеспечение водной и продовольственной безопасности, согласование вопросов единых энергосистем, расширение  помощи развитию. Специальное значение  придается региональной кооперации в Центральной Азии.

Политические и экономические процессы в Центральной Азии еще раз подтвердили необходимость углубления диалога по вопросам сотрудничества по широкому спектру, включая вопросы региональной безопасности в Центральной Азии, ситуации в Афганистане, борьбе с международным терроризмом, а также по энергетической проблематике.

Рассматриваются возможности создания новых механизмов, позволяющих выработать политику и стратегию государств в области защиты национальных интересов, а также политики сотрудничества и взаимодействия с другими регионами в целях решения возникающих глобальных вызовов, требующих своего решения на как на международном, так и на региональном уровне.

В деле обеспечения международной безопасности Казахстаном обозначен такой приоритет как:

  • учредить под эгидой ООН единую мировую сеть противодействия международному терроризму и экстремизму,  разработать и принять всеобъемлющий документ ООН по борьбе с терроризмом.

Среди реализованных инициатив Республики: создание в 2002 году Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

В Казахстане накоплен многолетний опыт укрепления региональной безопасности и стабильности во время председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Во время председательства в ОБСЕ в 2010 году Казахстан держал курс на сосредоточение усилий стран участниц по урегулированию современных "замороженных" конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и на Балканах.  В условиях сложных взаимоотношений в исламском мире были проведены чрезвычайные заседания Исполнительного комитета ОИС, на которых были рассмотрены вопросы урегулирования ситуации в Сирии и Ливии. Повышенное  внимание было уделено борьбе с исламофобией и предотвращению межрелигиозных столкновений. Казахстан сыграл активную и важную роль в Стамбульском процессе по Афганистану, содействуя выводу из региона военной техники.

О весомом вкладе Казахстана в межрелигиозный и межкультурный диалог может свидетельствовать регулярное проведение, начиная с 2003 года  в Астане, Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

В рамках ООН также реализовываются другие инициативы, такие как созыв Международной конференции "Религии против терроризма” (31 мая 2016 года); проведение в ходе Астанинского экономического форума панельной сессии: «50-летие ПРООН: Изучая новые возможности для форсирования достижения Целей устойчивого развития” (25 мая 2016 года), а также были представлены предложения по достижению Целей устойчивого развития.

Потенциальная активность Казахстана в СБ ООН в качестве непостоянного члена положительно оценивается международными экспертами, которые считают, что страна способна внести содержательный вклад в работу СБ ООН.  Казахстан находится в числе лидеров в сфере разработки новых инициатив по наиболее насущным проблемам современности, таким как нераспространение ядерного оружия, укрепление доверия и построение диалога между нациями.

Таким образом, Казахстан, накопивший солидный опыт на самых ответственных и сложных участках международной повестки дня, одним из которых является деятельность Казахстана в ООН, среди которых: - четыре ключевые сферы международной безопасности, такие как ядерная, энергетическая, водная, продовольственная, в области развития,  урегулирования международных конфликтов, межконфессионального и межэтнического диалога, являясь автором важных инициатив в сфере укрепления глобальной стабильности и безопасности, в том числе, в области ядерного разоружения и нераспространения, а также снижения угрозы терроризма, готов внести свой вклад в решение сложных задач международной повестки дня.

В рамках задачи по укреплению региональной и глобальной безопасности Казахстан привержен целям и принципам Устава ООН и признает основополагающее значение принципа верховенства права для политического диалога и сотрудничества между государствами и выступает за разрешение региональных и международных конфликтов в рамках существующих международно-признанных переговорных форматов.

         Позиция Казахстана основывается на фундаментальных принципах ООН о сохранении суверенитета и территориальной целостности государств в их международно-признанных границах, поиске мирных путей разрешения спорных вопросов на основе выполнения положений, содержащихся в документах по урегулированию кризисов, прежде всего, резолюций Совета Безопасности ООН.

Казахстан обладает опытом, политической волей и ресурсами для серьезного участия в решении глобальных проблем, стоящих перед СБ ООН и в полной мере привержен принятию на себя таких обязательств в Совете Безопасности. 

Председательствовала в ОБСЕ в 2010 году и в других международных организациях. Все государства, прежде чем сотрудничать, изучают внешнеполитическую концепцию интересующей ее страны. У нас Указом Президента РК от 21 января 2014 года «Концепция внешней политики на 2014-2020 гг» была утверждена и стала важным внешнеполитическим программным документом. Вот ее важные аспекты.

Казахстанская дипломатия создала надежную систему взаимоотношений со всеми государствами мира и международными организациями, на равных участвует и вносит свой конструктивный вклад в решение региональных и глобальных проблем современного мироустройства. Сегодня внешнеполитическая деятельность Казахстана охватывает все сферы национальных интересов, наиболее актуальную международную проблематику.

Анализ показывает, что принципы многовекторной и сбалансированной внешней политики, провозглашенные Президентом Республики Казахстан на заре независимости, подтвердили свою состоятельность и стали безальтернативной основой взаимодействия с международным сообществом. На первое место ставится проведение исключительно прагматичной внешней политики на основе взаимной выгоды и твердого отстаивания национальных интересов.

 

Жанат Тукпиев

Тимур Башимов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×