Профилактика экстремистских проявлений среди молодежи Казахстана
В современных условиях своего развития казахстанское общество, как и любой другой социум постсоветского пространства, претерпевает деформацию системы общественных взглядов и ценностей, которая обусловлена коренными изменениями, произошедшими в экономике и социальной жизни. Кроме того, на мировоззрение казахстанского общества существенно повлияло формирование капиталистических, экономических отношений, приведшей к обнищанию значительной доли населения, к социальному неравенству между богатыми и бедными и к другим негативным последствиям в условиях проводимой реформы в экономической, политической, культурной и иной сферах. Данные обстоятельства привели к возрастанию напряженности, как в межличностных, так и в межнациональных отношениях. В последнем случае она стала сопровождаться межэтническими конфликтами, поводами которых, на первый взгляд, были бытовые, общеуголовные причины, а, по сути, они явились результатом разрушения сложившихся моральных устоев прежнего социалистического строя. И здесь начали проявляться взгляды экстремистской и террористической направленности отдельных групп лиц, которые стремятся дестабилизировать обстановку в государстве и таким способом пытаются добиться желаемого для них результата. Таким образом, широкому распространению экстремизма, как правило, способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения и другие условия. В этих условиях радикальные, крайние меры противодействия могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на социальную обстановку.
Распространение в Казахстане экстремизма (в первую очередь, исламского) и его радикальной формы обострения – терроризма, явилось одной из основных угроз национальной безопасности страны. Именно данный фактор привлек к себе повышенное внимание, как общества, так и государства, в первую очередь, в лице правоохранительных структур, призванных противодействовать данным противоправным деяниям. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих выступлениях постоянно требует от силовых органов страны повышения эффективности борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями. Это особенно актуально в связи с тем, что более 500 граждан Казахстана участвуют в военных действиях в Сирии и Ираке на стороне ИГИЛ. Здесь, на наш взгляд, следует отметить, что большинство указанных лиц являются молодыми людьми, родившихся в конце 80-х или начале 90-х годов прошлого века, то есть в период распада советского государства, резкого ухудшения экономического и социального положения граждан, когда перед людьми стоял вопрос выживания любыми способами. Кроме того, на формирование взглядов молодежи повлиял безудержный натиск культа насилия и национализма. Под этим давлением выросли уже несколько поколений казахстанцев. Молодые люди, не обладая твердыми моральными и духовными ориентирами в жизни, воспринимая искаженное представление о духовных, общечеловеческих ценностях, как правило, становятся легкой добычей адептов экстремизма.
Говоря о несовершеннолетних и молодых граждан Казахстана, участвующих в боевых действиях в Сирии и Ираке, необходимо отметить, что их повышенная общественная опасность заключается в том, что они, получив боевой опыт, могут вернуться в нашу страну и стать полевыми командирами террористических группировок и лидерами экстремистских организаций. Именно данное обстоятельство побудило законодателя рассмотреть вопрос о лишении гражданства данной категории лиц.
Следует отметить, что экстремизм в Казахстане искусственно навязывается и поддерживается организованной преступностью (в том числе транснациональной) и коррумпированными элитами. С помощью постоянного возбуждения нетерпимости, враждебности и агрессии между гражданами, социальными группами, общественными и политическими движениями, приверженным разным культурам, вероисповеданиям и менталитетам, они стремятся получить финансовые выгоды и обеспечить безопасность их личной власти и благополучие их ставленников.
Для эффективного противодействия экстремизму и терроризму, а также для проведения профилактических мероприятий в обществе (в первую очередь среди молодежи) необходимо, на наш взгляд, глубоко знать сущность этих явлений. Вместе с тем, дать общее понятие «экстремизма» сложно в связи с многообразием его проявления.
Ожеговым С.И. и Шведовым Н.Ю. дано следующее определение данного противоправного деяния: «Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике)[1]».
В международном праве впервые термин «экстремизм» получил свое закрепление в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г. № 49/60.
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма[2]: «Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».
В Уголовном кодекса Республики Казахстан отсутствует понятие экстремизма. Законодатель ограничился лишь перечислением статей Кодекса, которые признаются экстремистскими преступлениями. Так, согласно п. 39 ст. 3 УК РК к таковым относятся «деяния, предусмотренные статьями 174, 179, 180, 181, 182, 184, 258, 259, 260, 267, 404 (частями второй и третьей) и 405 настоящего Кодекса;»[3].
Основой экстремизма является агрессивность, наполненная каким-либо идейным содержанием (смыслом).
Под экстремизм могут попадать противоправные действия отчаявшихся, неуравновешенных людей, как правило, молодого возраста, а также партий, преследующих определенные цели и использующих их в качестве тактики своей политической борьбы.
Общеизвестно, что до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что именно в данном возрасте молодежь наиболее подвержена влиянию асоциально, негативно настроенных адептов от экстремизма. В более старшем возрасте экстремистские взгляды у них укрепляются и они уже сами становятся носителями и распространителями радикальных идей. Именно поэтому одним из важнейших направлений профилактической работы государственных органов, в том числе правоохранительных, является предупреждение экстремизма в молодёжной среде. Вместе с тем, трудность реализации превентивных мер противодействия экстремизму заключается в том, что он в большинстве случаев воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния, в отличие от его радикальной формы обострения – терроризма, который отвергается обществом.
Наряду с государственными органами, в преодолении деструктивных идей экстремизма, в том числе религиозного, чрезвычайно важна роль семьи, педагогов, религиозных общин, общественных организаций, прежде всего молодежных, и т.д. Иными словами жизненно важна консолидация всех здоровых сил общества для противодействия указанным преступным проявлениям. В этой связи, необходимо воссоздавать систему воспитания молодежи, привития ей иммунитета к экстремизму, терроризму, национализму, религиозной нетерпимости. Следует разработать и принять государственную программу по воспитанию детей и молодежи, по организации их досуга и реализации иных мероприятий, направленных на формирование у молодого поколения граждан Казахстана здоровых, социально значимых взглядов, идей и т.д.
Здесь следует подчеркнуть особую роль семьи в формировании личности молодого поколения. Экономические неурядицы, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, пьянство и наркомания способствует росту количества неполных, неблагополучных семей, числу беспризорных детей. Разрушение семьи (более 56 процентов семей расторгают брак после одного года совместного проживания – сноска автора) подталкивает несовершеннолетних, обделенных родительским теплом и вниманием, озлобленных безразличием и равнодушием общества, пополнять ряды криминала, в том числе экстремистов.
Как показали события последних лет в Актюбинской, Актауской, Джамбульской и в других областях, реальную угрозу для национальной безопасности страны сегодня представляют проповедники нетрадиционного для мусульман Казахстана течения ислама – «салафизма» - «ваххабизма». Лидеры и идеологи салафитского (ваххабитского) течения работу среди молодежи считают одним из главных направлений своей деятельности, целью которой является дестабилизация обстановки в казахстанском обществе, разрушение институтов власти светского государства и т.д. Конечная цель противоправной деятельности этих деструктивных элементов – строительство «чистого государства» на мусульманской (ваххабитской) основе. Совершенно очевидно, что поведение адептов исламского экстремизма и их сторонников, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, направленную против лиц, проповедующих иную религию или являющихся, что еще более опасно, атеистами.
К разновидностям исламского экстремизма относятся шиитский экстремизм, суннитский экстремизм, салафитский (ваххабитский) экстремизм и пр. В тоже время, следует отметить, что проявление и развитие конкретной формы исламского религиозного экстремизма в той или иной стране или регионе зависит от множества факторов, среди которых преобладают причины не столько исламского, сколько социально-экономического, политического, культурологического характера.
Следует отметить, что религиозные убеждения, прочно укоренившись в сознании многих поколений людей на протяжении тысячелетий, нередко находили свое проявление в таких искаженных и радикальных формах, как экстремизм и терроризм. История знает такие факты, как: инквизиция, физическое уничтожение инакомыслящих католической церковью, уничтожение гугенотов католиками (ночь «длинных ножей» во Франции), война между протестантами и католиками (это противостояние продолжается и в настоящее время в Северной Ирландии), война между католиками и мусульманами (четыре Крестовых похода), война между суннитами и шиитами в исламе, война между двуперстными и трехперстными в православной церкви (между староверами и представителями новой веры) и т.д.
В конкретный исторический период развития человеческого общества формирование благоприятных условий зарождения экстремистской идеологии является предпосылкой неизбежного проявление религиозного экстремизма наряду с другими её возможными формами. Религия является идеологией, с помощью которой осуществляется, наряду с институтами государства, управление обществом. В истории конкретной религии периоды экстремистских, идеологических катаклизм, о чем мы говорили выше, являются отдельными эпизодами в ее эволюции. В самой же религии обнаруживаются лишь зародыши или ростки экстремизма. Иначе говоря, без религиозной идеологии нет и религиозного экстремизма. На наш взгляд, разгадку причин появления религиозного экстремизма необходимо искать не только в самой религии, но и в конкретных социально-исторических условиях ее существования и функционирования.
По способам реализации религиозный экстремизм имеет различные формы, но неизменно проявляется как агрессивное поведение конкретного социального субъекта, характерной чертой которого является некритическое отношение к самому себе в сочетании с крайне критическим отношением к другим (иноверцам, инакомыслящим), то есть к тем, кто не разделяет его религиозных убеждений. Традиционная религия провозглашает терпимое отношение верующего к грешникам и иноверцам, а также самокритичность, понимание им сложности и многообразия, как внешнего мира, так и внутреннего духовного мира человека, его открытость по отношению к другим людям, готовность творить добро. А религиозный экстремизм превращает верующего в «раба» деформированной веры, в чьем поведении утрачивается истинная нравственная свобода, делающая его духовной личностью.
Внешними формами проявления религиозного экстремизма выступают нелегитимные, насильственные, разрушительные, агрессивные действия носителя конкретных религиозных убеждений по отношению не только к другим, инаковерующим людям, но и к себе самому, т. е. различные способы самовредительства, вплоть до самоуничтожения. Но за готовностью экстремиста преследовать и физически уничтожать оппонентов зачастую скрывается страх этого религиозного субъекта перед враждебным внешним миром и иноверцами. За некритичной убежденностью и самомнением, «гордыней» верующего-экстремиста таится, по сути, фактическое неверие и во всесилие Бога, и в самого себя.
Следует отметить, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма, в том числе и исламского, являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию извне психикой. Примерами могут быть факты распространения криминальной субкультуры в стенах данных учебных заведений. Среди учащихся бытовал «культ кулака»: более сильный терроризовал более слабого. Посредством угроз возможного применения насилия или применение такового представители криминала заставляли школьников вносить взносы в «общак» для оказания помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы (такие факты наблюдались в Джамбульской, Южно-Казахстанской, Акмолинской и других областях). Кроме того, в учебных заведениях распространялись агрессивные, насильственные религиозные убеждения по отношению к лицам иной национальности и вероисповедания. В этой связи, на наш взгляд, является ошибочным предоставление права открытия школ, лицеев и других учебных заведений представителям религиозных конфессий иностранных государств. Преподаватели данных лицеев всячески поощряли учащихся, строго соблюдавших религиозные обряды, а также пропагандировавших преимущества государственного устройства стран-организаторов данных учебных заведений.
Экстремизм, в том числе исламский, среди подростков и молодежи отличается фанатичностью, беспрекословным выполнением всех приказов, правомерность которых не только не ставится под сомнение, но и не обсуждается, а также низким профессионализмом и отсутствием длительного опыта экстремистской деятельности. Группировки молодых экстремистов образуются в основном вокруг солидных общественных и иных объединений, включающих в себя более взрослый состав участников.
Главными чертами современного молодежного экстремизма являются: быстро развивающаяся организованность, тесная взаимосвязь идей и целей, сплоченность группировок, формирование в них идеологических уставов, разнообразие методов достижения поставленных целей, с использованием новейших информационных технологий, социальных сетей, усиления мер конспирации.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
- Необходимо принять Государственную программу по проведению воспитательной работы среди несовершеннолетних и молодежи, где предусмотреть мероприятия по реализации комплекса мер по профилактике экстремизма и терроризма среди молодежи, а также социальной реабилитации указанных категории лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства;
- Профилактика экстремистской и террористической деятельности
должна осуществляться по выявлению, предупреждению и пресечению экстремистской и террористической деятельности религиозных и иных общественных объединений, других организаций, а также физических лиц;
- К превентивной деятельности против экстремизма и терроризма
следует привлечь институты гражданского общества, средства массовой информации, видных общественных и государственных деятелей, а также представителей основных религиозных конфессий;
- Для реализации требования Конституции Республики Казахстан о
развитии светского государства, каковым провозгласила себя наша страна, активно проводить атеистическую пропаганду среди населения, в первую очередь, среди несовершеннолетних и молодежи.
Скаков Айдаркан Байдекович
профессор кафедры уголовно-правовых
дисциплин ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,
доктор юридических наук, профессор