Применение положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Применение положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Нет сомнений в том, что человеческое общество достигает определённого уровня культурного, политического, социального развития только в том случае,  когда создаются условия полного  обеспечения  потребностей всех членов общества. По существу это недостижимая мечта человечества обеспечить прогресс разума над идеологической составляющей общества: политикой, религией. Невзирая на это, человечество всегда будет стремиться к этому, также как к постижению космических миров, ибо жизнь любого общества не стоит на месте и  без этого невозможно осознать и обрести высшую ступень своего развития. Такова философия жизни.  Предполагается, что только наиболее развитому обществу под силу справиться с такими задачами. В этой связи, следуя этой неоспоримой логике, уровень определённого развития  общества и государства, можно охарактеризовать достигнутой ими степенью цивилизованности. По устоявшемуся мнению учённых социологов, под цивилизованностью общества следует понимать, помимо степени развития всех   сфер жизни и вытекающих из них отношений; достигнутого уровня культуры,  образованности всех членов общества,  именно отношение  всего общества и отдельных его членов к ценности человеческой жизни, к нравственным и моральным устоям общества, к гуманизму и человеколюбию. И особое положение в этой градации оценочных категорий, на наш взгляд занимает отношение общества к правам прародительницы общества к правам женщины. 

         Если исходить из известного изречения классиков о том, что цивилизованность общества определяется отношением общества к женщине, то положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, является тем самым ключевым документом, позволяющим  понять,  что же  является сдерживающим фактором в развитии обществ и  не допустить тянущуюся из глубин  развития этого общества дальнейшей терпимости к нарушениям равноправия между мужчиной и женщиной. Полагаем, что принятие государством соответствующих  законов устраняющих дискриминацию прав  женщин  в этом отношении,  позволяет на практике оценить нацеленность государства и общества на более высокую ступень своего исторического развития.

Принятая  ООН  18 декабря 1979 году, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин всесторонне определяет права женщин и является основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации, поскольку права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Ратифицируя эту Конвенцию, государства-участники принимают на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между мужчинами и женщинами, но также принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами.  Как известно, в  настоящее время  Конвенцию ратифицировали 180 стран, почти все государства - члены ООН.  Республика Казахстан присоединилась к  данной Конвенции  29 июня 1998 года, при этом,  также приняла на себя обязательство проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин,  включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституцию, и обеспечить с помощью закона и других средств практическое осуществление этого принципа. Придавая  важное значение этому событию по ратификации международного  правового акта, Конституция Республики Казахстан  устанавливает нормам данной Конвенции  приоритет перед национальным законодательством. Так, в силу положения   пункта 1 статьи  4  Конституции Республики Казахстан следует, что международные и иные договорные обязательства Казахстана входят в систему действующего права республики наряду с основным законом страны, а также соответствующих ей законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. А согласно  пункта 2 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, государством прямо декларируется, что международные договоры, ратифицированные Казахстаном, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Следующими  пунктами 1,2 статьи 14 Конституция Казахстана, провозглашая принцип равенства всех перед законом и судом, государство устанавливает запрет на какую-либо дискриминацию по признакам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола и по любым иным обстоятельствам. Кроме этого, установление   в  статьи 141 уголовного кодекса Республики Казахстан уголовной ответственности за прямое или косвенное ограничение прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности или по любым иным обстоятельствам, является одной из   гарантий по реализации этого принципа.   

Таким образом, из изложенного следует, что данная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в системе ратифицированных Казахстаном международных договоров и иных обязательств занимает одно из важных мест.

         Статья 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин даёт определение понятия  дискриминации в отношении женщин,  как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Для реализации основополагающих прав женщин приведённых в нормах Конвенции, а также для контроля по выполнению страной международных обязательств по соблюдению прав женщин, ОНН проводиться постоянный мониторинг соответствия национального законодательства и практики его применения к положениям данной Конвенции.

             Каким образом выполняются  требования Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин, в том числе и в   Республике Казахстан, можно проследить в научной работе казахстанского учённого эксперта - профессора Г.Ж. Сулейменовой, подробно изложенной в специальном Заключении научно-правовой экспертизы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в её сопоставлении с национальным законодательством в части, касающейся доступа женщин к правосудию. Так, согласно разделу 3 приведённого исследования, учёным - экспертом констатируется неоспоримые факты того, что в  целях реализации положений Концепции и приведения национального законодательства в соответствие с ее нормами,  Республикой Казахстан принимаются  программные документы, определяющие концепцию и стратегию государственной политики по отношению к правам  женщин в Республике Казахстан, в точном соответствии с требованиями международной Конвенции. При этом, наряду с распоряжениями Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства и другими правовыми документами, принятыми в последние годы, рассчитанных на их долгосрочную реализацию, важная роль в обеспечении гендерного равенства, отведена  разъяснениям Верховного Суда РК по вопросам судебной практики  в форме нормативных постановлений, которые согласно пункту 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, отнесены к национальному действующему праву.  Экспертом на основании исследования указанных правовых актов справедливо сделан вывод о том, что в вышеуказанных нормативных правовых актах и программных документах нашли свое закрепление и конкретизацию практически все нормы Конвенции о правах женщин во всех сферах жизни - политической, социальной, экономической, культурной деятельности, образовании, здравоохранении, в сфере трудовых, брачных, семейных и других отношений. В целях недопущения принятия актов, направленных на ограничение или ущемление равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, законодательством предусмотрено возможность оспорить их в суде, что также полностью согласуется с требованием п.1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».   Национальное законодательство не предусматривает каких-либо исключений для женщин в случаях дачи ими показаний в качестве свидетелей, равно как не предусматривает специально для женщин дополнительные меры для их доступа к юридической помощи, а также не предусмотрены какие-либо ограничения действия принципа презумпции невиновности в отношении женщин. Процессуальное законодательство Республики Казахстан предусматривает единые стандарты порядка дачи показаний, предоставления юридической помощи, а также распространяет принцип презумпции невиновности на любого участника судопроизводства, независимо от его пола. Кроме того, женщины в Республике Казахстан  наравне с мужчинами имеют равные возможности работы в органах суда, прокуратуры,  следствия и адвокатуры, являются субъектами вынесения актов применения норм права.      

         Обращаясь к выводам уважаемого эксперта о том, что признание и закрепление демократических новелл в законодательстве отнюдь не означает, что они адекватно претворяются в правоприменительной деятельности, следует  согласиться с тем, что некоторые из них на практике реализуются с трудом либо нарушаются, либо вовсе не реализуются, подменяются технологиями, не основанными на законе, причина которых кроется в устоявшихся негативных стереотипах в деятельности органов уголовного преследования и судов, а также отдельных фактах коррумпированности, низкой правовой культуре, недостаточном профессионализме большинства правоприменителей.  Вывод убедителен тем, что  на фоне преобладания репрессивных начал в уголовном законодательстве и  в деятельности органов уголовного преследования, в судах доля оправдательных приговоров составляет незначительный процент, о чём свидетельствуют данные статистики и правоприменительной практики по уголовным делам и это   не смотря на провозглашенный курс на гуманизацию законодательства. В этой связи,  справедливости ради, следует отметить объективность выводов учённого эксперта о том, что одного только закрепления в законодательстве соответствующих прав женщин недостаточно: необходимы механизмы, обеспечивающие право каждого на судебную защиту. К числу таких механизмов, как верно указывает эксперт, следует отнести правовые, организационные, судоустройственные, финансовые и др. На доступность правосудия важное существенное влияние оказывает также кадровое обеспечение судебного корпуса и аппарата судов, наличие надлежащей системы квалифицированной юридической помощи, уровень правосознания и правовой культуры не только правоприменителей, но и населения, адекватность законодательства практике его применения судами и органами уголовного преследования, других органов и их должностных лиц, вовлекаемых в сферу судопроизводства либо от которых зависит обеспечение права на доступ к судебной защите. В настоящее время каждый член общества может задаться вопросом: может ли он с уверенностью утверждать, что общество достигло того необходимого и достойного ему уровня развития?  Полагаем, что обществу  и государству ещё  предстоит  немало усилий для преодоления стереотипов искажённого отношения к правам женщин, поскольку это находиться в прямой зависимости  от познания и достижения поставленной благородной  цели  развития - построение   цивилизованного  общества. 

 

Судья суда города Астаны                                               

Ермек Сисимбаев

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×