Практическая реализация Плана нации «100 конкретных шагов»

Практическая реализация Плана нации «100 конкретных шагов»

Второй  Президентской реформой, означенной в Плане нации «100 конкретных шагов», является обеспечение верховенства закона.

         В обеспечение верховенства закона успешно реализован 16 шаг, предусматривающий оптимизацию инстанций судебной системы,  формирование судейского корпуса основано на новых принципах, в соответствии с 17 шагом. Так, существенно ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, предусмотрено прохождение обязательной годичной стажировки непосредственно в судах, в конечном итоге, данные меры направлены  на качественное формирование судейского корпуса.

Во исполнение 18 шага Программы выделен институт Правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и судебной практики.

Внедрение аудио-видео-фиксации (АВФ) всех судебных процессов в обязательном порядке способствует сокращению временных затрат на изготовление письменных протоколов, в разы сократилась подача заявлений участников судебного разбирательства с замечаниями на протокол судебного заседания, что является показателем повышения доверия к судебной системе.

Одним из шагов Плана нации является создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, по которым в настоящее время нарабатывается судебная практика.

В Верховном Суде создана Специализированная судебная коллегия, рассматривающая гражданские дела по инвестиционным спорам.

Суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на 26 шаге Программы -  сокращение участия прокурора в суде по гражданским правовым спорам для упрощения судебных процедур и внесению соответствующих поправок в гражданско-процессуальный закон.

2017 год ознаменовался внесением изменений в Основной закон нашей страны – Конституцию Республики Казахстан.

В статью 83 Конституции, регламентирующей понятие, основы деятельности прокуратуры, внесены существенные коррективы.

Так, «прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование».

В целях дальнейшей     реализации реформ 30 июня 2017 года принят Закон республики Казахстан «О прокуратуре».

В соответствии с новой концепцией роли прокуратуры в государстве предусматриваются три формы надзора: проверка, анализ, оценка правовых актов, вступивших в законную силу.

Далее, в целях приведения в соответствие уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства с конституционными изменениями, 11 июля 2017 года принят Закон  РК «О внесении  изменений и дополнений в некоторые законодательные акты  Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствие с нормами Конституции РК.

В частности, данным законом в статью 54 ГПК Республики Казахстан, регламентирующей участие прокурора в гражданском судопроизводстве, внесены существенные изменения.

Так, в силу действующей редакции, теперь прокурор осуществляет высший надзор за законностью судебных актов, вступивших в законную силу.

Ограничено и участие прокурора непосредственно в судебном разбирательстве.

Так, в силу ч. 2 ст. 54 ГПК участие прокурора в гражданском судопроизводстве обязательно по делам, затрагивающим интересы государства, когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые не могут самостоятельно себя защищать, а также когда необходимость  участия прокурора признана судом.

До нововведений необходимость участия в любом гражданском деле могла быть признана и прокурором, теперь же в тех случаях, когда участие прокурора по закону не является обязательным, по своей инициативе вступить в разбирательство прокурор не имеет полномочий и возможность участия в таких гражданских делах прокурора возможно только по исключительной инициативе суда.

Таким образом, законотворческая работа по внесению изменений в процессуальное законодательство в целях  реализации 26 шага Программы проведена, что соответствует тенденции минимализации вмешательства прокуратуры как надзирающего органа в спектр частных интересов.

 

Судья суда города Астаны                                                     

А.К. Рамазанова

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×