Об изменениях и дополнениях, внесенных в нормативное постановление Верховного Суда РК «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве» от 02 октября 2015 года № 5

Об изменениях и дополнениях, внесенных в нормативное постановление Верховного Суда РК «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве» от 02 октября 2015 года № 5

Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» регулирует общественные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, устанавливает основания для применения ускоренной реабилитационной процедуры, реабилитационной процедуры и признания должника банкротом, а также определяет порядок и условия проведения процедур реабилитации и банкротства.

Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 31 марта 2017 года № 2 внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные постановления Верховного Суда  Республики Казахстан по гражданскому и гражданскому процессуальному законодательству, в том числе, и в нормативное постановление «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве».

В соответствии с пунктом 1 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 2 октября 2015 года №5 «О практике применения законодательства о реабилитации и банкротстве», законодательство Республики Казахстан о процедурах реабилитации и банкротства основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве»,  иных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих особенности применения процедур реабилитации и банкротства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов.

В связи с внесенным дополнением в пункт 2, дела о банкротстве, реабилитации, ускоренной реабилитации и об урегулировании неплатежеспособности, а также дела по привлечению к субсидиарной ответственности должностных лиц (должника) рассматриваются судом по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными Законом «О реабилитации и банкротстве».

Дела указанной категории подсудны специализированным межрайонным экономическим судам областей, городов Алматы и Астаны,  рассматриваются в порядке особого производства, и рассмотрению в порядке заочного производства не подлежат.

Нормативное постановление дополнено новыми пунктами и абзацами следующего содержания:

6-1. Согласно статье 28-1 Закона «О реабилитации и банкротстве» суд в течение трех рабочих дней с даты принятия заявления должника об урегулировании неплатежеспособности выносит одно из следующих решений: о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности; об отказе в применении процедуры урегулирования неплатежеспособности.
        По итогам рассмотрения заявления должника о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности суд вправе отказать в применении данной процедуры только в случае, если должником не предоставлены доказательства наличия у должника признаков неплатежеспособности, установленных статьей 5 Закона «О реабилитации и банкротстве».
        Суду необходимо установить наличие неплатежеспособности должника, а не его несостоятельности. В этой связи судам не следует в обязательном порядке запрашивать у должника финансовую отчетность за последние 3 года.
         Дела данной категории судом рассматривается в судебном заседании с участием должника.

По результатам рассмотрения дел данной категории судом выносится судебный акт в виде решения. При удовлетворении заявления должника в резолютивной части решения должны быть указаны последствия принятия такого решения, предусмотренные статьей 28-2 Закона «О реабилитации и банкротстве», которые являются обязательными для исполнения.

Пункт 9 дополнен пятым и шестым абзацами:

«Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 36 и подпункту 2) пункта 1 статьи 50 Закона «О реабилитации и банкротстве» приостанавливается исполнение решений судов, третейских судов, органов государственных доходов, а также собственников имущества должника (уполномоченных им органов), учредителей (участников) в отношении его имущества, принятые до возбуждения дела о реабилитации или банкротства, а также до применения процедуры ускоренной реабилитационной процедуры.

Судам следует учесть, что в подпункте 3) пункта 1 статьи 68 Закона «О реабилитации и банкротстве» предусмотрены аналогичные случаи приостановления исполнения принятых решений судов, третейских судов, органов государственных доходов, а также собственников имущества должника (уполномоченных им органов), учредителей (участников) в отношении его имущества, принятые в период реабилитационной процедуры».

Пункт 13 дополнен абзацами пятым и шестым:

«При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника в обязанности временного управляющего входит составление реестра требований кредиторов.

В случае если дело о банкротстве возбуждено по заявлению кредитора или прокурора, временный управляющий, кроме составления реестра требований кредиторов также обязан составить заключение о финансовом положении должника. Судам следует учитывать это при вынесении определения о назначении временного управляющего».

Дополнено пунктом 13-1:

«13-1. Согласно подпункту 2) пункта статьи 58 Закона «О реабилитации и банкротстве» решение об отказе в признании должника банкротом выносится судом с учетом заключения временного управляющего об отсутствии кредиторов у должника, кроме заявителя.

Настоящая норма не распространяется на случай, когда заявителем является кредитор по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

В случае если единственным кредитором выступает иное лицо (не кредитор по налогам и другим обязательным платежам в бюджет), то требования по взысканию задолженности подлежат разрешению в общеустановленном судебном порядке, минуя процедуру банкротства.

При наличии единственного кредитора отсутствует необходимость справедливого распределения имущественной массы должника между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законодательством».

Дополнено пунктом 22-1:

«22-1. Согласно пункту 1 статьи 7 Закона «О реабилитации и банкротстве» сделки признаются недействительными, если они совершены должником или уполномоченным им лицом в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве и (или) реабилитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом, при наличии оснований, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом.

В пункте 2 статьи 7 Закона «О реабилитации и банкротстве» перечислены специальные основания недействительности сделок, кроме предусмотренных ГК.

Судам следует учесть, что по искам банкротных и реабилитационных управляющих о признании сделок недействительными основаниями таких требований могут быть приведены как специальные основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Закона «О реабилитации и банкротстве», так и общие, предусмотренные статьями 157, 158, 159 ГК.
       Предусмотренный пунктом 1 статьи 7 Закона «О реабилитации и банкротстве» трехгодичный срок распространяется и на признание сделок недействительными, предъявленными по основаниям, предусмотренным статьями 157, 158, 159 ГК».

Пункт 24 изложен в новой редакции:

«24. В соответствии с пунктом 3 статьи 44 ГК, если банкротство юридического лица вызвано действиями его учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица, учредитель (участник) или, соответственно, собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную ответственность.
         Согласно пункту 1 статьи 6 Закона «О реабилитации и банкротстве» учредитель (участник) и (или) должностные лица должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное банкротство.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 6 Закона «О реабилитации и банкротстве» банкротный управляющий в случае выявления в ходе процедуры банкротства фактов преднамеренного банкротства обязан обратиться в суд в месячный срок, а кредиторы вправе обратиться в суд с иском к такому лицу о взыскании сумм требований кредиторов, оставшихся неудовлетворенными за недостатком имущества банкрота по результатам процедуры банкротства.

При этом таким правом на взыскание сумм ущерба, причиненного виновными действиями учредителя (участника) и (или) должностного лица должника, также обладают органы государственных доходов, требования которых остались неудовлетворенными из-за недостатка имущества банкрота по результатам процедуры банкротства.

Обратить внимание судов на то, что месячный срок обращения банкротного управляющего с иском о привлечении к субсидиарной ответственности по взысканию сумм требований кредиторов, оставшихся неудовлетворенными из-за недостатка имущества банкрота по результатам банкротства, является пресекательным, его пропуск является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Судам следует учесть, что иски о привлечении учредителя (участника) и (или) должностного лица должника к субсидиарной ответственности и о взыскании сумм требований кредиторов по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 6 Закона «О реабилитации и банкротстве», подлежат рассмотрению с соблюдением требований, предусмотренных частями третьей, четвертой и пятой статьи 76 ГПК, при наличии соответствующих постановлений органа уголовного преследования или суда по делу об административном правонарушении».

Дополнено пунктами 24-1, 24-2, 24-3, 24-4 и 24-5:

«24-1. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 ГК учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) юридического лица или собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК, иными законодательными актами либо учредительными документами юридического лица.

Как следует из смысла вышеуказанной нормы, законодательством не исключены случаи наличия в нормах иных законодательных актов оснований для ответственности учредителя (участника) юридического лица или собственника его имущества.

При рассмотрении дел данной категории судам необходимо исходить из того, что помимо ответственности учредителя (участника) или собственника имущества должника за преднамеренное банкротство, также предусмотрена ответственность должностных лиц банкрота за невыполнение требований, предусмотренных пунктом статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве», при наступлении неплатежеспособности.

В силу требований пункта 5 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве» за нарушение вышеуказанных положений Закона в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов должностные лица должника, в обязанности которых входит выполнение требований, предусмотренных подпунктами с 1) по 6) пункта 2 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве», солидарно несут субсидиарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве» в случае нарушения учредителем (участником) должника, собственником имущества или должностными лицами должника законодательства Республики Казахстан указанные лица привлекаются к соответствующей ответственности с возмещением убытков, причиненных в результате их действий.

Разъяснить судам, что ответственность должностного лица должника по его обязательствам, предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве», является самостоятельным видом субсидиарной ответственности, в связи с чем, она наступает независимо от того, привели ли действия его учредителя (участника) или собственника его имущества к банкротству должника по смыслу нормы, предусмотренной пунктом 3 статьи 44 ГК, а также не требует установления обстоятельств, необходимых для решения вопроса о взыскании убытков, а именно: наличие вреда, противоправность действия (бездействия), которым причинен вред, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), вина причинителя вреда.

Обратить внимание судов на то, что ответственность, предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве», нацелена на обеспечение надлежащего исполнения должностными лицами должника обязанностей, определенных в подпунктах с 1) по 6) пункта 2 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве», и направлена на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в процедурах реабилитации и банкротства.
        24-2. Пунктом 1 статьи 357 ГК предусмотрено условие для привлечения к субсидиарной ответственности, согласно которому до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законодательством или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить или не исполнил полностью требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование в неисполненной части может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

При рассмотрении дел данной категории судам необходимо исходить из того, что согласно требованиям статей 72, 90 Закона «О реабилитации и банкротстве» в ходе проведения процедур реабилитации и банкротства администратором на основании предъявленных кредиторами требований о включении их сумм задолженности формируется реестр требований кредиторов должника.

Обратить внимание судов на то, что требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 357 ГК, подлежит исполнению кредиторами в ходе формирования администратором реестра требований кредиторов должника, соответственно, повторное его исполнение в ходе предъявления банкротным управляющим иска о привлечении учредителя (участника) и (или) должностного лица должника к субсидиарной ответственности и взыскании суммы ущерба не требуется.

24-3. Исходя из нормы пункта 2 статьи 96 Закона «О реабилитации и банкротстве» в случаях, когда законами Республики Казахстан предусмотрена субсидиарная ответственность иных лиц за доведение должника до банкротства, размер этой ответственности определяется как разница между общей суммой требований кредиторов и имущественной массой банкрота.

В связи с этим, судам при рассмотрении вопроса о сумме взыскиваемого ущерба необходимо установить факт наличия имущественной массы, ее реализации и погашения требований кредиторов.

24-4. В соответствии с пунктом 3 статьи 6, пунктом 3 статьи 96 Закона «О реабилитации и банкротстве» с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании суммы ущерба обязан обратиться администратор (банкротный управляющий) в интересах всех кредиторов. Предъявление таких требований отдельными кредиторами в своих интересах не допускается.

Разъяснить судам, что в случае, если единственным кредитором должника являются органы государственных доходов, то правом на взыскание сумм ущерба, причиненного виновными действиями учредителя (участника) и (или) должностного лица должника, также обладают органы государственных доходов, требования которых остались неудовлетворенными за недостатком имущества банкрота по результатам процедуры банкротства.

24-5. При рассмотрении заявлений администраторов об утверждении заключительного отчета и ликвидационного баланса должника судам необходимо установить наличие принятых администратором мер по установлению лиц должника, допустивших нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 6, пунктом 5 статьи 11 Закона «О реабилитации и банкротстве».

Обратить внимание судов на то, что вынесение судебных актов об утверждении заключительного отчета администратора осуществляется с учетом завершения исполнительного производства о взыскании с учредителя (участника) и (или) должностного лица должника суммы ущерба по результатам привлечения к субсидиарной ответственности либо его передачи кредиторам соответствующей очереди по правилам, предусмотренным ГПК и Законом Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

В пункте 26 абзац первый изложен в новой редакции:

«Закон «О реабилитации и банкротстве» от 7 марта 2014 года введен в действие 26 марта 2014 года, поэтому на основании статьи 4 ГК, статьи 3 ГПК и статьи 43 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 408-V «О правовых актах» его нормы применяются к делам, поступившим в суд после вступления его в законную силу».

 

Судья суда г. Астаны А.Ниязбаева

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×