Особенности рассмотрения жилищных споров по искам военнослужащих
В марте 2023 года правительством была утверждена «Концепция развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы», где одним из рассматриваемых вопросов было повышение доступности жилья для широких слоев населения.
В ноябре 2023 года Мажилис Республики Казахстан одобрил в первом чтении проект закона о реформировании жилищной политики, предложенный правительством, где ключевым вопросом было обеспечение населения доступным жильем.
Ранее 15 апреля 2022 года Главой государства был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам воинской службы и жилищных отношений сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих.
Внесенные изменения и дополнения вступили 29 апреля 2022 года в Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года (далее – Закон о жилищных отношениях), которые на наш взгляд увеличат нагрузку на республиканский бюджет.
В соответствии подпункту 7 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее – Закон о воинской службе), военнослужащие имеют право на обеспечение жилищем в период прохождения воинской службы в соответствии с настоящим Законом.
Соответственно данное право на обеспечение жильем дает право, на обеспечение служебным жильем и проживания военнослужащих в период прохождения службы.
Вместе с тем, военнослужащие, которые реализовали свои права предусмотренными пунктами 4) и 5) статьи 101-2 Закона о жилищных отношениях и получили денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации, имеют право в признании нуждающимися в жилище, согласно статье 101-3 Закона о жилищных отношениях, а военнослужащий, если он либо его супруг (супруга) реализовали право на приватизацию жилища из государственного жилищного фонда, не обладает таким правом.
Таким образом, Законодатель разделяет военнослужащих на две категории, кто реализовал право на жилище путем безвозмездной приватизации, и на военнослужащих, которые реализовали право на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации в виде жилищных выплат.
Однако военнослужащие, которые реализовали право на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации в виде жилищных выплат, имеют право на признание и получение жилищных выплат в других гарнизонах.
Хотелось отметить, право военнослужащих на приобретение жилища в собственность путем использования жилищных выплат осуществляется один раз (пункт 12 статьи 101-2 Закона о жилищных отношениях).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Конституции Республики Казахстан, государство создает условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На наш взгляд военнослужащие, которые получили жилищные выплаты в виде денежной компенсации, не обладают правом для признания и получения жилищных выплат, так как государством, на период прохождения службы, в лице Министерства обороны Республики Казахстан, эти условия были выполнены, путем перевода жилищных выплат на личный специальный счет военнослужащего.
Зачастую военнослужащие, которые считают, что их права нарушены при рассмотрении вопросов на включение в список получателей жилищных выплат, обращаются за защитой своих прав с административным иском по обжалованию решений жилищных комиссий, которые выносятся в виде протокола.
На наш взгляд данные споры должны рассматривается по правилам гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан, так как право военнослужащего на получения жилищных выплат, возникает после заключения контракта и протокол жилищной комиссии – это организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов, и не обладает признаками административного акта.
Полагаю, что нормы Административного процедурно – процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) здесь не применимы, поскольку спор вытекает из жилищных правоотношений.
В соответствие с частью второй статьи один, АППК регулирует отношения, связанные с осуществлением административных процедур, в части, не урегулированной законами Республики Казахстан.
В настоящее время, Глава 13-1 Закона о жилищных отношениях, распространяется на военнослужащих, которые проходят воинскую службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
Согласно статьи 144 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, (далее – Трудовой кодекс), труд лиц, состоящих на воинской службе, сотрудников специальных государственных, правоохранительных органов и государственной фельдъегерской службы регулируется настоящим Кодексом с особенностями, предусмотренными специальными законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения и прекращения, особые условия труда, условия оплаты труда, а также дополнительные льготы, преимущества и ограничения.
В соответствии подпунктом 41 части 1 статьи 1 Трудового кодекса, приказ – это внутренний акт работодателя.
В соответствии с частью второй статьи 102 АППК, судам в порядке административного судопроизводства рассматриваются споры, вытекающие из публично – правовых отношений.
При этом предметом административного судопроизводства являются административные акты и административные действия (бездействия).
В соответствии подпунктам 4) и 5) части первой статьи 4 АППК административный акт – решение, принимаемое административным органом, должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц.
Также хотелось отметить, частью 1) статьи 2 Закона о воинской службе, правовую основу воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях составляют Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными настоящим Законом, законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность правоохранительных органов, и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 06 октября 2017 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешение трудовых споров» (далее – Нормативное постановление), трудовые отношения отдельных категорий лиц регулируются не только нормами Трудового кодекса Республики Казахстан, но и специальными законодательными актами (о правоохранительной службе, о воинской службе и статусе военнослужащих, о государственной службе, об органах внутренних дел и другими).
В свою очередь часть вторая 2 статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК) предусматривает, что судам подведомственны гражданские дела искового производства по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, финансовых, хозяйственных, земельных и других правоотношений.
Тем самым, нормами АППК споры, вытекающие из трудовых жилищных правоотношений, не регулируются.
С учетом указанных выше норм АППК, ГПК и Нормативного постановления полагается, что такие иски не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку между истцом и ответчиком отсутствуют публично – правовые отношения, и не связаны с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса.
То есть, возникшие спорные правоотношения между сторонами являются жилищным спором, который подлежит разрешению в порядке гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан.
Следовательно, дела по спорам, вытекающим из жилищных правоотношений, подлежат предъявлению в суд по общим правилам.
Кроме того имеется необходимость пересмотра законодательства по жилищным отношениям, в части улучшения жилищных условий военнослужащих, путем размена жилья на увеличенную квадратную жилищную площадь в связи с увеличением состава семьи.
Так, на сегодняшний день механизм обеспечения жилищем осуществляется следующим порядком, военнослужащий, будучи один в статусе, оформляет ипотечный займ в рамках своих финансовых возможностей из расчета на одного человека 18 квадратных метра полезной жилой площади. Затем, в ходе прохождения службы у него состав семьи изменяется в сторону увеличения (супруга, дети).
Исходя из новых обстоятельств, наступает необходимость увеличения жилищной площади.
Однако существующее законодательство препятствует дальнейшей реализации положенных квадратных метров для данной семьи, так как при размене имеющегося жилья на другое с соответствующим квадратурой, военнослужащему прекращаются ежемесячные жилищные выплаты, в связи с самостоятельным обеспечением жилья досрочно. Ведь при продаже имеющегося жилья, оно отражается в его истории движения недвижимости на его имени. И с этого момента военнослужащему прекращаются жилищные выплаты.
В этой связи необходимы меры реагирования со стороны законодателя, поскольку это влияет на дальнейшую социальную перспективу действующего военнослужащего.
Как одно из предложений предлагается обеспечить правом размена недвижимости, в связи с изменением состава семьи в сторону увеличения квадратных метров полезной жилищной площади.
Также учитывая изложенное полагаю, что в главу 13-1 Закона о жилищных отношениях, необходимо внести изменения с учетом вышеперечисленных требований статьи 70-73 Закона о жилищных отношениях и дать точное определение иного жилища, поскольку жилищем на праве собственности подразумевается жилье, зарегистрированное в установленном порядке в органах юстиции, тогда как собственник жилища, приобретенного по ипотечному займу, не вправе распорядиться им до исполнения договора ипотечного займа.
Судья военного суда Акмолинского гарнизона Каиров А.М.
