Основные принципы государственной службы
Государственная служба в Казахстане — это деятельность государственных служащих в государственных органах, направленная на реализацию задач и функций государства.
Государственный служащий в Казахстане — это гражданин Казахстана, занимающий государственную должность в государственном органе и исполняющий должностные обязанности в целях реализации задач и функций государства.
Государственная служба в Казахстане основана на принципах, которые разделены по значению, их всего 20:
- Принцип законности.
Принцип законности проявляет себя в том, что каждый госорган наделен строго определенной для него компетенцией. Это означает, что государственный орган осуществляет свою деятельность исключительно в рамках возложенных на него функций и полномочий, а с другой стороны - исключается возможность «вторжения» в компетенцию других органов.
- Принцип казахстанского патриотизма.
Принцип казахстанского патриотизма в государственной службе РК заключается в преданности интересам государства и общества, добросовестном и ответственном исполнении возложенных должностных обязанностей, защите государственности, конституционного строя и национальных интересов страны.
Также в рамках этого принципа государственные служащие должны предотвращать и пресекать действия, наносящие ущерб интересам государственной службы и подрывающие доверие к ней.
- Принцип единства системы государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Единство государственной власти – одно из важнейших проявлений ее системного характера, выражающих, во-первых, совместимость компонентов государственной власти, во-вторых, особый характер существующих между ними отношений, обеспечивающих ее целостность.
Содержание принципа разделения властей:
- законы должны обладать высшей юридической силой и принимаются только законодательным органом;
- исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов, Указов главы государства и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
- между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
- судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
- ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
- споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру;
- конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
Принцип разделения государственной власти не противоречит ее единству, он отрицает единовластие. Единство власти предполагает согласованное и деловое сотрудничество всех ветвей власти, недопущение сосредоточения всей полноты власти в какой-либо из них.
- Принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.
Это принцип, выражающий преимущественное положение граждан при реализации своих прав, свобод и законных интересов по отношению к государственным органам и их должностным лицам.
В соответствии с Конституцией (ст. 1), Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Государство признает и гарантирует конституционные права и свободы человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
- Принцип эффективности, результативности, прозрачности в деятельности государственных органов.
Эффективность предполагает достижение поставленных целей и задач с наиболее эффективным использованием имеющихся ресурсов государства. Оценка эффективности должна проводиться на регулярной основе для обеспечения повышения производительности государственного управления.
Результативность означает, что система государственного управления должна позволять замерять результативность деятельности институтов государственного управления и качество государственных услуг.
Прозрачность предполагает информационную открытость, доступность и подотчётность обществу. Он основывается на участии граждан в принятии государственных решений, а также широком использовании современных информационных технологий и новых средств коммуникации при взаимодействии с гражданами.
Например, в Казахстане прозрачность деятельности государственных органов обеспечивается свободным доступом к публичной информации, которая исключает необходимость излишних контактов населения с чиновниками.
- Принцип равного права граждан на доступ к государственной службе.
Данный принцип объединят два самостоятельных:
А) равное право доступа к любым должностям на государственной службе для всех граждан республики в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, то есть равные правовые возможности при поступлении на службу, её прохождении, занятии любых должностей;
Б) равенство государственных служащих независимо от расы, национальности, пола, языка, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и убеждений.
- Принцип добровольности поступления граждан на государственную службу.
На государственную службу принимаются на добровольной основе граждане Республики Казахстан, соответствующие квалификационным требованиям, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
На административные государственные должности принимаются лица не старше пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
К политическим государственным должностям требования по возрасту не устанавливаются.
Ограничения по возрасту к лицам, претендующим на занятие должностей сотрудников правоохранительных органов, устанавливаются законами Республики Казахстан.
- Принцип профессионализма государственных служащих.
Для осуществления служебных функций государственный служащий должен обладать соответствующими знаниями, опытом и навыками работы, т.е. определённым профессионализмом. Это требование предъявляется к государственным служащим на протяжении всей их деятельности в государственном аппарате, начиная с оценки кандидатов на первоначальное занятие должности и далее при всех последующих продвижениях, перемещениях. Постоянное повышение своего профессионального уровня и квалификации для эффективного исполнения служебных обязанностей является обязанностью государственных служащих. Служащие обязаны постоянно совершенствовать уровень своей профессиональной подготовки.
- Принцип меритократии - признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Принцип меритократии в государственной службе заключается в признании личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижении по службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Основные элементы принципа меритократии:
- поступление на государственную службу на основании конкурса;
- оценка претендентов по критериям их личных способностей, знаний и умений;
- одинаковое отношение ко всем государственным служащим;
- равная оплата труда за выполнение равнозначной работы (оплата в зависимости от результатов работы);
- поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности, коррекция деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны;
- постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
Соблюдение принципа меритократии на государственной службе позволяет обеспечить отбор наиболее достойных кадров, уверенность служащих в объективной оценке их труда и заслуг, а также повысить доверие населения к государственному аппарату.
- Принцип обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и государственных служащих нижестоящих государственных органов.
Принцип обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчинённых государственных служащих и государственных служащих нижестоящих государственных органов — один из основных принципов государственной службы в Республике Казахстан.
Он выражает систему подчинения государственных органов «по вертикали», необходимую централизацию руководства отраслями экономики, социальной сферы и административно-политического строительства, объединяет в единое целое всю систему органов государственного аппарата.
Согласно этому принципу, государственные служащие обязаны выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их должностных полномочий.
Также этот принцип закреплён в пункте 9 статьи 10 Закона «О государственной службе Республики Казахстан».
- Принцип подконтрольности и подотчетности государственных служащих.
Данный принцип строится на организационной подчиненности, государственной дисциплине во взаимоотношениях между соподчиненными органами (например, внутри системы министерства, агентства и т.д.).
- Принцип личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих должностных полномочий.
Данный принцип выражает особое требование к исполнительской дисциплине должностного лица, а в более широком плане – важнейший элемент государственной дисциплины.
Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной службе», государственный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, а также за превышение должностных полномочий.
На государственного служащего могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; отказ в наделении соответствующими полномочиями; освобождение от выполнения государственных функций; понижение в должности; увольнение с занимаемой должности.
- Принцип этичности.
Моральный облик государственного служащего включает в себя ряд требований, установленных, например, Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан:
- Соблюдение принципов государственной службы. Честное служение и верность государству.
- Понимание государственных интересов выше индивидуальных целей и задач.
- Постоянная борьба с коррупциейв органах госслужбы.
- Недопустимость принимать для себя и для членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия.
- Недопустимость использования в корыстных целях служебного положения.
- Соблюдение конфиденциальности информации, полученной во время выполнения своих должностных обязанностей, недопустимость использования её как средства получения личной выгоды.
- Недопущение в деятельности элементов дискриминациив отношениях с сослуживцами, гражданами.
- Соблюдение общепринятых правил поведенияв общении с гражданами как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях.
Также к общим стандартам поведения государственных служащих относят способствование укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительное отношение к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана.
- Принцип нетерпимости к правонарушениям.
Нетерпимость к правонарушениям — это отрицательная реакция или нежелание общества мириться с любыми проявлениями противоправного поведения, несоблюдения установленных юридически и исторически сложившихся культурных норм, а также правонарушениями, вплоть до самых незначительных.
Также нетерпимость к правонарушениям — это важный шаг в укреплении общественной безопасности.
- Принцип учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.
Этот принцип выражает демократизм государственного управления, закрепляет один из важных каналов участия граждан в управлении делами государства.
- Принцип правовой и социальной защищенности государственных служащих.
В соответствии с данным принципом государственным служащим обеспечиваются, прежде всего, общие конституционные гарантии правовой и социальной защищенности. К ним относятся: право за вознаграждения за труд, право на отдых, право на безопасные условия труда, социальное обеспечение без какой-либо дискриминации.
- Принцип равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы.
Принцип равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы означает, что сотрудники выполняют одинаковый функционал и объём работы, и за это получают одинаковую заработную плату.
Для соблюдения принципа равной оплаты за труд равной ценности, если у сотрудников разный объём работы или разные участки, можно, например, изменить название должности и в штатном расписании по разным должностям указывать разный оклад. Для этого необходимо внести изменения в штатное расписание и оформить процедуру перевода сотрудников на другую работу, поскольку изменяется трудовая функция.
Также можно разработать систему классов, уровней и т.п., в штатном расписании по одинаковым должностям будет указан одинаковый оклад или тарифная ставка, и отдельно установить надбавку за квалификацию.
- Принцип поощрения государственных служащих за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности.
Согласно Закону РК «О государственной службе», государственные служащие поощряются за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности и другие достижения в работе, а также по результатам оценки их деятельности.
К возможным формам поощрения относятся:
- единовременное денежное вознаграждение;
- объявление благодарности;
- награждение ценным подарком;
- награждение грамотой;
- присвоение почётного звания;
- иные формы поощрения, в том числе награждение ведомственными и государственными наградами.
За одно и то же отличие государственный служащий может получить только одно поощрение.
- Принцип непрерывности обучения государственных служащих и развития необходимых компетенций.
Данный принцип направлен на формирование управленческого корпуса с высоким профессиональным уровнем, творческим типом мышления и развитой мировоззренческой культурой. Все указанные принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга и составляют единую систему основополагающих требований, на которых строится и функционирует институт государственной службы.
- Принцип практической ориентированности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Переподготовка государственных служащих – это курсы обучения для получения дополнительных профессиональных знаний.
Переподготовка государственных служащих осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015 года № 416-V и Правилами подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от «15» марта 2018 года за № 125.
Государственным служащим, успешно завершившим повышение квалификации, выдается документ, подтверждающий завершение курсов переподготовки.
Изложенные принципы выражают наиболее характерные черты государственной службы, их соблюдение способствует эффективной деятельности всего государственного аппарата.
Отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные специальными нормативными актами, регламентируются трудовым, пенсионным и иным законодательством Республики Казахстан.
Мустафина Бота Сериковна
Главный специалист Специализированного
межрайонного суда по уголовным делам ЗКО
