Виды меры пресечения в Казахстане

Виды меры пресечения в Казахстане

Меры пресечения в Республике Казахстан — это специально предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства, применение которых оказывает на обвиняемого (подозреваемого) определённое психологическое воздействие или ограничивает его личную свободу с целью лишить возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, помешать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также обеспечить исполнение приговора.

Согласно статьи 137 Уголовно-процессуального кодекса (далее - УПК) мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) содержание под стражей.

Давайте коротко рассмотрим каждую из них. 

Подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в отобрании от подозреваемого, обвиняемого органом, ведущим уголовный процесс, письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства (населенный пункт) без разрешения дознавателя, следователя или суда, не препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Подписка о невыезде является общей, относительно мягкой и наиболее распространенной мерой пресечения.

Из существа подписки о невыезде следует, что она применяется, когда необходимо обеспечить присутствие обвиняемого (подозреваемого) в месте производства по уголовному делу.

Подпиской о невыезде обеспечивается не только нахождение обвиняемого в определенном месте и не уклонение от органа ведущего уголовный процесс, но также его не уклонение от приговора и в целом нормальный ход производства по уголовному делу, установление истины.

Это достигается за счет своевременной явки обвиняемого (подозреваемого) по вызовам, безотлучного нахождения его в месте жительства. Помимо этого, подписка о невыезде пресекает возможность занятия обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельностью, когда она связана с его отлучками с места жительства. Под страхом применения более строгой меры пресечения подписка о невыезде призвана предупреждать совершение обвиняемым (подозреваемым) и других преступлений.

С избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде на обвиняемого (подозреваемого) возлагаются обязательства: не отлучаться с места жительства без разрешения органа ведущего уголовный процесс, не скрываться от органов расследования, не препятствует установлению истины по уголовному делу, не заниматься преступной деятельностью. Обвиняемого (подозреваемого) предупреждают, что в случае нарушения данной им подписки, к нему может быть применена более строгая мера пресечения. Следователь выносит постановление о применении меры пресечения - подписки о невыезде и надлежащем поведении. 

Личное поручительство.

В соответствии со ст. 142 УПК личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого и явку их по вызову органа, ведущего уголовный процесс. Число поручителей не может быть менее двух.

Личное поручительство является общей, хотя и слабо распространенной мерой пресечения. Её действенность в значительной степени зависит от удачного подбора поручителей. Личным поручительством обеспечивается надлежащее поведение и явка обвиняемого (подозреваемого) за счет его нравственных обязательств по отношению к поручителям, в основе которых лежит уважение обвиняемого к поручителям, чувство долга и нравственной ответственной за обман их доверия при нарушении меры пресечения. Личное поручительство сопряжено и с психическим воздействием, поскольку в связи с надлежащем поведением или неявкой по вызовам к обвиняемому (подозреваемому) может быть применена более строгая мера пресечения.

Личное поручительство избирается при доверии органа ведущего уголовный процесс к поручителям и обвиняемому. В отличии от подписки о невыезде, залога, содержание под стражей в процессе применения личного поручительства не происходит существенного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. При отобрании подписки о личном поручительстве каждый из поручителей должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, об ответственности в случае совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, для предупреждения которых в качестве меры пресечения избрано личное поручительство.

Статья 142 УПК не раскрывает содержание понятия «надлежащее поведение», но в данном случае имеется в виду, что обвиняемый (подозреваемый) не должен скрываться от органов ведущих уголовный процесс, препятствовать в установлении истины по делу; совершать новые преступления. Помимо этого он не должен уклоняться от явки по вызову.

Избрание в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и согласия лица, в отношении которого применяется личное поручительство. Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения лица, в отношении которого он дает поручительство, ответственность поручителя, состоящая в наложении на него денежного взыскания в случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых применяется эта мера пресечения. Поручитель в любой момент производства по уголовному делу вправе отказаться от поручительства. В этом случае в течение сорока восьми часов с момента отказа в отношении подозреваемого, обвиняемого с учетом требований части первой статьи 136 УПК должна быть избрана иная мера пресечения.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых было применено личное поручительство, на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание (в размере до 50 МРП) в порядке, предусмотренном статьей 160 настоящего Кодекса. 

Передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части.

Теперь следует рассмотреть особую, специфическую меру пресечения, такую как передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части.

Сущность специальной меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части за военнослужащим состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку обвиняемого или подозреваемого по вызову органа, ведущего уголовный процесс (ст. 143 УПК РК).

По своей правовой природе данная мера в сущности представляет собой специфическую разновидность поручительства, принимаемого на себя командованием воинской части, в которой проходит службу обвиняемый или подозреваемый. Для таких лиц предусмотрены меры в воинском уставе: временное лишение права на ношение оружия, запрет на увольнение из расположения воинской части, постоянное наблюдение за ним лиц суточного наряда или непосредственных начальников и т.п.

Данная мера пресечения применяется при наличии оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) из числа военнослужащих скроется от следствия или суда, или воспрепятствует восстановлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а так же для обеспечения исполнения приговора.

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части применяется при условии, что с учетом тяжести предъявленного обвинения, личности обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего, рода его занятий по месту службы, возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств имеется основание из материалов уголовного дела утверждать, что путем данной меры пресечения с использованием предусмотренных уставом Вооруженных Сил РК мер будут обеспечены надлежащее поведение и явка обвиняемого по вызовам органа, ведущего уголовный процесс и суда.

Анализ практики применения данной меры пресечения показывает, что избирается довольно часто при совершении преступлений небольшой тяжести и только в отношении обвиняемых или подозреваемых, являющихся военнослужащими срочной службы или военнообязанными, призванными на учебные сборы, которые обычно находятся на казарменном положении. Эти лица не имеют права без разрешения дознавателя, следователя или судьи покидать пределы части, их самовольная отлучка с места службы расценивается как нарушение избранной меры пресечения. В таких случаях в отношении их может быть избрана более строгая мера пресечения. 

Отдача несовершеннолетнего под присмотр 

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей состоит в принятии на себя письменного обязательства по обеспечению надлежащего поведения несовершеннолетнего и его явки по вызову органа, ведущего уголовный процесс, в том числе по ограничению его пребывания вне дома и недопущению выезда в другие местности без разрешения органа, ведущего уголовный процесс.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей и других лиц возможна лишь по их письменному ходатайству.

На лиц, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства может быть наложено денежное взыскание в порядке, предусмотренном статьей 160 УПК. 

Залог 

Залог применяется только с санкции следственного судьи или по постановлению суда.

При отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства лица, осуществляющего досудебное расследование о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, следственный судья вправе избрать меру пресечения в виде залога, предметом которого могут являться денежные средства, ценности, движимое и недвижимое имущество.

При удовлетворении ходатайства суд определяет в постановлении размер залога с учетом тяжести подозрения, личности подозреваемого, обвиняемого, характера преступного деяния, имущественного положения залогодателя.

В качестве залога с согласия залогодателя может быть предоставлено иное имущество, стоимость которого превышает максимальный размер залога по соответствующей категории преступления.

В случае санкционирования меры пресечения в виде залога, а также при изменении ранее избранной меры пресечения на залог следственный судья устанавливает размер и срок его внесения.

Если в установленный постановлением срок залог не внесен либо внесен, но в меньшем размере, чем определен следственным судьей, то по ходатайству лица, осуществляющего досудебное расследование, следственный судья рассматривает вопрос об изменении залога на иную меру пресечения.

Если подозреваемый, обвиняемый не нарушил возложенные на него обязанности или нарушил по уважительной причине, но в отношении него применена более строгая мера пресечения, вынесен приговор или постановление о прекращении производства по уголовному делу, то предмет залога немедленно возвращается залогодателю.

Решение о возврате внесенного залога при применении более строгой меры пресечения принимает орган, ведущий уголовный процесс, с согласия прокурора.

При вынесении приговора, если залогодателями являются подозреваемый, обвиняемый, суд, рассматривая вопрос о судьбе залога при наличии гражданского иска, процессуальных издержек и иных имущественных взысканий, может по ходатайству прокурора принять решение об обращении взыскания на предмет залога, либо его часть.

В случае неисполнения без уважительных причин подозреваемым, обвиняемым обязательств, обеспеченных залогом, прокурор направляет следственному судье ходатайство об обращении залога в доход государства, в котором должны быть приведены доказательства данного факта.

Когда обязательства не исполняются подсудимым, то вопрос об обращении залога в доход государства разрешается судом при вынесении приговора.

Обязательства, связанные с внесенным залогом, считаются нарушенными, если подозреваемый или обвиняемый без уважительных причин уклонился от явки по вызову следователя, дознавателя или суда, либо любым другим способом воспрепятствовал производству по уголовному делу или совершил новое уголовное правонарушение. 

Домашний арест

Домашний арест применяется в целях обеспечения надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, предупреждения воспрепятствования объективному расследованию и разбирательству дела в суде, уклонения от явки в орган, ведущий уголовный процесс, и в суд, предупреждения преступной деятельности.

При избрании данной меры пресечения органом, ведущим уголовный процесс, проверяется наличие условий, позволяющих избрать домашний арест, когда полная изоляция лица не вызывается необходимостью или нецелесообразна с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения, наличия малолетних детей и других обстоятельств.

В постановлении о санкционировании домашнего ареста следственный судья указывает конкретные ограничения, применяемые к подозреваемому, обвиняемому, а также орган или должностное лицо, осуществляющее надзор.

Под жилищем понимается отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам.

В случае изменения места содержания под домашним арестом, подозреваемый (обвиняемый) обязан сообщить об этом органу, осуществляющему надзор за соблюдением установленных ограничений.

В постановлении о санкционировании домашнего ареста не указываются общие формулировки ограничений. В каждом случае устанавливаются ограничения и запреты в разумных пределах, с соблюдением конституционных прав лиц, находящихся под домашним арестом.

Ограничения не должны препятствовать лицу участвовать в следственных действиях и судебных заседаниях, контактам с членами семьи, общению со своим защитником, осуществлению жизненно необходимых действий, например, получение медицинской помощи и т.п.

Домашний арест применяется по месту фактического проживания подозреваемого, обвиняемого в другом регионе Казахстана, не являющегося местом совершения преступления или производства досудебного расследования.

Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом постановления о санкционировании.

В случае задержания лица в порядке статьи 128 УПК данный срок засчитывается в срок домашнего ареста. 

Содержание под стражей

Решение о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей принимает следственный судья по месту производства досудебного расследования или по месту задержания подозреваемого, а в случаях, предусмотренных главой 57 УПК, по месту нахождения органа, направившего ходатайство в суд.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей подлежит рассмотрению следственным судьей по месту проведения досудебного расследования. 

По итогам рассмотрения ходатайства о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого следственный судья выносит одно из постановлений:

1) о санкционировании содержания под стражей;

2) о санкционировании содержания под стражей на срок до десяти суток в случае отсутствия достаточных оснований для санкционирования содержания под стражей сроком на два месяца;

3) об отказе в санкционировании содержания под стражей. В случае отказа в санкционировании данной меры пресечения следственный судья вправе избрать иную меру пресечения, предусмотренную частью первой статьи 137 настоящего Кодекса.

В случае отказа в санкционировании содержания под стражей следственный судья вправе избрать иную меру пресечения. При отсутствии оснований для избрания иной меры пресечения следственный судья выносит постановление об отказе в санкционировании содержания под стражей.

Основаниями для применения меры пресечения являются такие фактические обстоятельства, которые свидетельствуют о реальной возможности совершения подозреваемым, обвиняемым действий, перечисленных в части первой статьи 136 УПК. При отсутствии таких оснований мера пресечения не может быть избрана.

При вынесении постановления о применении меры пресечения и о возбуждении ходатайства перед следственным судом о даче санкции на применение избранной меры пресечения, в судебном акте органа досудебного расследования должен быть указан срок содержания под стражей, домашнего ареста.

Санкционирование меры пресечения в виде содержания под стражей допускается после проверки судом обоснованности подозрения лица в совершении преступления. В этой связи ходатайство органа уголовного преследования и приобщенные к нему материалы должны содержать сведения, указывающие на подозрение в совершении преступления именно этим лицом (лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; потерпевший или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление; на данном лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены следы преступления и т.п.)

При проверке обоснованности подозрения лица в совершении преступления следственным судьям необходимо учитывать, действительно ли имело место событие преступления, имеются ли достаточные данные, указывающие на наличие признаков состава уголовного правонарушения и вероятность его совершения этим лицом.

Суд проверяя обоснованность подозрения лица в совершении преступления, не обсуждает вопрос о виновности лица и об оценке доказательств. При проверке обоснованности подозрения суд с учетом доводов и представленных стороной защиты материалов устанавливает достоверность представленных органом досудебного расследования доказательств и их достаточность для выдвижения в отношении лица подозрения. Проверка обоснованности подозрения включает в себя также и проверку соответствия описания события преступления в материалах дела и примененной статьи Особенной части УК при его квалификации.

Обоснованность подозрения лица в совершении преступления проверяется следственным судьей на всем протяжении досудебного расследования, в том числе и при разрешении вопроса о продлении срока содержания под стражей, за исключением продления его срока в период ознакомления с материалами дела.

Рассмотрение ходатайства о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей в отсутствие подозреваемого, обвиняемого возможно только в случаях объявления его в розыск или нахождения вне пределов Республики Казахстан и уклонения от явки в орган, ведущий уголовный процесс, при надлежащем уведомлении о времени и месте судебного заседания. В таких случаях участие защитника в судебном заседании является обязательным.

Срок содержания под стражей исчисляется с момента фактического задержания, в связи с чем в постановлении о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей указывается: начало исчисления этого срока с точностью до минуты; срок, на который санкционируется данная мера пресечения; время окончания этого срока с точностью до минуты.

Исчисление срока содержания под стражей подсудимого при производстве дела в суде осуществляется с даты поступления дела в суд. Независимо от приостановления производства по делу, отложения судебного разбирательства, передачи дела из одного суда в другой суд, в связи с изменением подсудности, общий срок содержания подсудимого под стражей при производстве в суде исчисляется со дня первого поступления дела в суд и до вынесения приговора и не может превышать сроки, предусмотренные частями второй и третьей статьи 342 УПК.

После истечения сроков содержания под стражей суд должен изменить подсудимому меру пресечения на домашний арест или иную меру пресечения.

При рассмотрении ходатайства о продлении срока содержания под стражей суд учитывает не только соблюдение сроков, но и устанавливает конкретные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости дальнейшего содержания под стражей, выясняет не отпали и не изменились ли обстоятельства, послужившие основанием для санкционирования данной меры пресечения.

Истечение срока содержания подозреваемого под стражей само по себе не является основанием для его продления. Орган досудебного расследования обязан предоставить суду доказательства, подтверждающие основания для продления срока содержания под стражей.

Порядок уголовного судопроизводства на территории Республики Казахстан определяется Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, основанным на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Статья 19 УПК содержит один из важнейших принципов уголовного процесса, признанного во всем мире – презумпция невиновности, согласно которой каждый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке.

Мустафина Бота Сериковна

Главный специалист Специализированного

межрайонного суда по уголовным делам ЗКО

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×