О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВИДА НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Служба пробации – орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества, а также организации и функционированию пробации.
Исполняет следующие виды наказаний:
1) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью (ст.50 УК);
2) привлечение к общественным работам (ст.43 УК);
3) исправительные работы (ст.42 УК);
4) ограничение свободы (не имеющие постоянного места работы и не занятые на учебе, подлежат привлечению к принудительному труду в местах, определяемых местными исполнительными органами) (ст.44 УК).
Иные меры уголовно-правового воздействия: осуществление контроля за поведением:
1) беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также мужчинам в одиночку воспитывающих малолетних детей, отбывание наказания которым отсрочено (ст.74 УК);
2) осужденных условно (ст.63 УК).
Согласно законодательства главным условием для назначения судом исправительных работ является наличие у подсудимого постоянного места работы, что и гарантирует ежемесячные удержания из его заработной платы.
Лица, совершившие преступления, в большинстве случаев являются безработными или не имеют постоянного места работы либо лишились стабильной работы на стадии предварительного (досудебного) расследования, как только работодатель узнавал об уголовном преследовании своего работника. А работодатель узнавал об этом во всех случаях, так как орган уголовного преследования запрашивал у него характеристику о подозреваемом (обвиняемом).
Если же к уголовной ответственности привлекался государственный служащий, имеющий постоянное место работы, то обвинительный приговор в соответствии с законодательством о государственной службе автоматически лишал его работы (если он не был уволен на досудебной стадии).
Правовые последствия для осужденного, как к штрафу, так и к исправительным работам, одинаковые – это денежная выплата.
В этой связи, в правовом поле неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос исключения исправительных работ как вида уголовного наказания с учетом ничтожности ее правового применения и их неэффективности с точки зрения целей наказания. А также о рассмотрении вопроса об исключении контроля службы пробации за осужденными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так как исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью службой пробации дублируют функции, которые на законодательном уровне закреплены за уполномоченными органами.
К примеру, лицо управляющее транспортным средством, совершило по неосторожности дорожно-транспортное происшествие с причинением вреда здоровью человека.
За совершение указанного уголовного правонарушения судом наряду с основным наказанием назначается дополнительное наказание в виде лишения право управлять транспортным средством. И исполнение данных наказаний возложено на службу пробации.
Наряду с этим, в соответствии с трудовым законодательством (пп. 3) ч.1 ст. 26 ТК) не допускается заключение трудового договора с гражданами, лишенными права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
Аналогичная форма запрета предусмотрена и другими законами (о госслужбе, о правоохранительной службе). При принятии на работу работодатели направляют запрос в уполномоченный орган о наличии либо отсутствии судимости, где также указываются сведения о наличии/отсутствии запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В отличие от других видов наказаний без изоляции от общества не предусмотрена ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Более того, аналогичные лишения предусмотрены и в КоАП – лишение специального права; приостановление или запрещение деятельности; лишение права управления транспортными средствами, лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей. При этом в КоАП не оговаривается, кем исполняются эти административные взыскания.
Фактически государственные органы при приеме на работу истребуют справку о судимости из органов КПСиСУ и в последующем принимают решение о принятии на работу.
Таким образом, учитывая, что при приеме на работу службой пробации не выдается такая справка, исполнение указанного вида наказания службой пробации и ведение их учета нецелесообразно.
Мустафина Бота Сериковна
Главный специалист Специализированного
межрайонного суда по уголовным делам ЗКО