Усиление защиты прав человека в сфере административной юстиции в Республике Казахстан

Усиление защиты прав человека в сфере административной юстиции в Республике Казахстан

      29 июня 2020 года Главой государства Республики Казахстан подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК). Он введен в действие с 1 июля 2021 года и этот правозащитный институт функционирует уже три года.

      Проголосовав на республиканском референдуме, казахстанский народ утвердил, что «в соответствии со ст.1 Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Следовательно, внедрение административной юстиции стало важным шагом в развитии правового государства нашей республики, концепции «Слышащего государства» и подняла на более высокий уровень эффективность защиты конституционных прав граждан.

     Очень долго, более 12 лет обсуждалась целесообразность внедрения административной юстиции в нашем государстве. В Казахстане были большие противники, особенно институты исполнительной власти. Боялись, что граждане начнут требовать восстановления своих нарушенных прав в административно-правовой сфере. А это сфера самая болезненная, где массово нарушаются права граждан.

      Сейчас Казахстан поэтапно перенимает «германскую модель» административной юстиции. В большинстве европейских стран, таких как Германия, институт административной юстиции функционирует в виде административного производства и административных судов. Обязательным признаком таких судов является рассмотрение именно публично-правовых споров между частным лицом и органом власти. 

      Мною, в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, в 2011 году была защищена магистерская диссертация по административной юстиции на тему «Актуальные вопросы процессуального статуса административного истца в сфере административной юстиции» (Специальность: «6М030100 – Юриспруденция») под научным руководством к.ю.н., судьи Верховного Суда РК в почетной отставке Н.И. Мамонтова. В рамках данной диссертации мною были сделаны предложения, которые отразились в действующем АППК РК, а именно:

- Из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК РК) исключить «Особое исковое производство» главы 26-27, нормы которых устанавливают и регулируют порядок рассмотрения жалоб на постановления должностных лиц уполномоченных государственных органов по делам об административных правонарушениях, но также и другие главы, которые регулируют порядок рассмотрения различных категорий дел публично-правового характера с передачей административным судам.  -  Главы 26 – 27 ГПК РК исключены, с передачей в АППК РК.  (Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия)
органов государственной власти, местного самоуправления,
общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих; Обращение прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными);

Новым Законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования и расширения сферы административной юстиции» (далее – Законопроект), который прошел первое чтение в Мажилисе Парламента РК в текущем году, в целях более эффективной защиты прав человека предложено исключить Главу 30 ГПК РК и перенести в плоскость АППК РК «Производство по делам об оспаривании законности нормативного правового акта»; Законопроектом предложено исключить статью 228 ГПК РК и внести в АППК РК «Решение по заявлению о признании незаконным нормативного правового акта»;

- ввести презумпцию вины публичной администрации, т.е. ее обязанность доказывать правомерность своих решений, действий либо бездействия, которые обжалуются. - Статья 129 АППК РК «Обязанность доказывания» часть 2. Бремя доказывания несет: 1) по иску об оспаривании - ответчик, принявший обременительный административный акт; 2) по иску о принуждении - ответчик в части фактов, ставших основанием для отказа в принятии испрашиваемого административного акта (как сейчас принято называть ввели «презумпцию вины госоргана»);

- предоставить инициативу суду в сборе и истребовании доказательств с целью полного выяснения обстоятельств по делу. - Статья 16 АППК РК «Активная роль суда»;  

- ввести сокращенные сроки обращения в суд и рассмотрения дела. - Статья 136 «Срок на подучу иска» АППК РК; статья 146 АППК РК «Сроки судебного разбирательства»;  

- ввести особую процедуру рассмотрения некоторых категорий споров, таких, как избирательных. - Глава 25 АППК РК «Производство по административным делам о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, республиканском референдуме»;  

- передать административным судам споры по обжалованию физическими и юридическими лицами подзаконных нормативных актов для защиты своих прав. - Законопроектом предложено дополнить главой 26-1 следующего содержания: «Глава 26-1. Производство по административным делам об оспаривании законности подзаконного нормативного правового акта», в связи с чем дополнить 135-1 АППК РК следующего содержания: «Статья 135-1. Иск о проверке законности подзаконного нормативного правового акта. По иску о проверке законности подзаконного нормативного правового акта истец может потребовать признать подзаконный нормативный правовой акт (его положения) противоречащим закону (кроме Конституции) полностью или в отдельной части.»; статью 136 дополнить частью 3-1 следующего содержания: «3-1. Иск о проверке законности подзаконного нормативного правового акта (его положений) подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда истцу стало известно о нарушении и (или) возможном нарушении его прав и законных интересов, которые гарантированы Конституцией и законами Республики Казахстан»; дополнить статьей 159-1 АППК РК следующего содержания: «Статья 159-1. Решение по иску о признании незаконным подзаконного нормативного правового акта (его положений) 1. Суд, признав обоснованным иск о признании незаконным подзаконного нормативного правового акта (его положений), выносит решение об удовлетворении иска. В решении указывается каким законам (кроме Конституции) и в какой части противоречит оспариваемый подзаконный нормативный правовой акт, и признании подзаконного нормативного правового акта недействующим полностью или в отдельной его части с момента принятия акта. 2. Решение суда о признании незаконным подзаконного нормативного правового акта или сообщение о нем должно быть опубликовано в средствах массовой информации за счет средств органа, его принявшего (издавшего). Опубликование должно быть осуществлено не позднее десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу»;

- передать административным судам избирательные споры. - Глава 25 АППК РК.

      Также в вышеуказанной магистерской диссертации предлагалось внести изменения в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» для формирования административных судов, рассматривающих публично-правовые споры, что было сделано Законом РК от 26 января 2021 года № 500 «О специализированных административных судах».

      Кроме того, за время трудовой деятельности в должности судьи неоднократно принимала участие в международных конференциях, тренингах по вопросам административной юстиции, прошла стажировку в административном суде Германии (изучила германскую модель административной юстиции), опыт Великобритании по рассмотрению публично-правовых споров, направляла свои предложения в Верховный Суд РК при разработке АППК РК, опубликовала множество статей (на русском, немецком, польском языках) с предложениями по совершенствованию данного правозащитного института в Казахстане.

      Так, в 2017 году мною была опубликована статья на сайте infozakon.kz статья на тему «Пример эффективного функционирования административной юстиции ФРГ» (https://infozakon.kz/courts/9191-primer-effektivnogo-funkcionirovaniya-administrativnoy-yusticii-frg.html); в 2018 году статья на сайте infozakon.kz «Предложения к Проекту АППК» (https://infozakon.kz/courts/9402-predlozheniya-k-proektu-appk.html); в 2018 году статья в журнале «Zanger» №11 (208) на тему «Особенности административной юстиции в Великобритании» (https://krso.kz/ru/zhurnal-zanger); в 2019 году статья в журнале «Zanger» №6 (215) «Административная юстиция – международный опыт» (https://krso.kz/ru/zhurnal-zanger); в 2019 году статья на сайте Республиканской газеты Человек и Закон «Международный тренинг на тему: административные процедуры в странах Центральной Азии» (http://astanazan.kz/?p=953); в июне 2021 года статья на сайте Республиканской газеты Человек и Закон статья  «Международная научная конференция в Польше: Реформы административной судебной системы в странах молодой демократии» (https://astanazan.kz/?p=3335); 1)Реформы административной юрисдикции в Республике Казахстан (на немецком языке) / А.Г. Шаяхметова // Книга CH BEck Verlag: Реформы административной юрисдикции в странах молодой демократии: науч.  ст., Мюнхен, 2022 г.:  / редкол.: д.ю.н. А.Кравчик  – С. 162 – 172; 2)Реформа административной процедуры и судебного контроля над администрацией в Казахстане (на польском языке) / А.Г. Шаяхметова // Научный журнал административного суда, Варшава / 2021: науч.  ст., Варшава, 2021 г.: 2021 / редкол.: д.ю.н. А.Кравчик – 2021. – С. 161 –170.; в феврале 2021 года статья в газете «Казахстанская правда» на тему «С 1 июля 2021 года в Казахстане начнет функционировать административная юстиция – заработают новые специализированные межрайонные административные суды» (https://kazpravda.kz/n/s-1-iyulya-2021-goda-v-kazahstane-zarabotayut-novye-spetsializirovannye-mezhrayonnye-admsudy/).

      В вышеперечисленных статьях предлагались законодательные нормы для внедрения в АППК РК в целях совершенствования административной юстиции в Казахстане, а также в ноябре 2018 года мною направлены предложения в Министерство юстиции РК на имя директора ГУ «Института законодательства Республики Казахстан» Тукиева А.С.  некоторые из которых вошли в действующий АППК РК, а именно:

  1. Внесено предложение предусмотреть в Главе 2 - Инквизиционный принцип. – Статья 16 АППК РК «Активная роль суда»;
  2. дополнить Главу «Административный иск и его виды» статьей - иск об исполнении обязательства (при помощи данного иска истец может требовать вынесения административного акта, о вынесении которого истец ранее подал заявление в исполнительный орган, который отказал ему в этом). – Статья 134 АППК РК «Иск о совершении действия»;
  3. предусмотреть норму «Досудебное производство»: - Часть 3 статьи 9 АППК РК, часть 5 статьи 91 АППК РК «если иное не предусмотрено законом, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке». Законопроектом предлагается часть третью статьи 9 АППК РК изложить «3. Обращение в суд может быть подано после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если иное не предусмотрено законом»;
  4. включить в главу «Участники административного процесса», привлечение третьего лица, прокурора. - Статья 30 АППК РК «Заинтересованное лицо административного процесса» АППК РК; статья 31 АППК РК «Прокурор»;
  5. дополнить Главу «Примирительные процедуры» статьей: мировое соглашение. - Статья 120 АППК РК «Примирительные процедуры» часть 1. Соглашение о примирении.

      На наш взгляд, в перспективе «молодая административная юстиция» в Казахстане позволит не только усилить защиту прав человека при рассмотрении споров с органами власти, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства, а механизмы этого правозащитного института получат высокий уровень доверия у граждан.

Айым Шаяхметова

Судья межрайонного суда                

г.Астаны по гражданским делам 

 

 

                                                                          

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×