Административная юстиция в Казахстане-внедрение, реализация, особенности
В последние годы в Казахстане активно осуществляется реформирование судебной системы. Одним из основополагающих направлений является внедрение и развитие административной юстиции.
Административная юстиция – это одна из важнейших частей юстиции в Казахстане. Она регулирует взаимоотношения между государством и гражданами, а также между государством и юридическими лицами.
В современных условиях административное право охватывает не только сферу государственно-властных отношений. В орбите административного права находятся и отношения государственных учреждений с гражданами и организациями при предоставлении публичных, то есть государственных услуг. При этом правовая природа государственных услуг отлична от обычных государственных функций.
Развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы, направленной на создание эффективного и компактного государственного аппарата, внедрение новых управленческих технологий, совершенствование административных процедур.
29 июня 2020 года в целях установления правовых основ, принципов, правил осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений в едином законодательном акте в Республике Казахстан принят Административный процедурно-процессуальный кодекс. Необходимость его принятия диктовалась потребностями времени, а именно: создание административной юстиции, в рамках которой бы реализовался эффективный и оперативный механизм защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, повышение авторитета органов власти, понижение уровня бюрократизма и коррупции, разгрузка судов путем совершенствования правового механизма досудебного обжалования решений государственных органов.
Правовые споры, которые рассматриваются органами административной юстиции это публично-правовые споры, одной из сторон в которых является орган исполнительной власти или иной государственный орган. Другой стороной являются граждане, различные негосударственные юридические лица. Споры вытекают из публичных правоотношений, то есть таких, в которых одна сторона подчинена государственному органу в силу закона, приказа или иного акта. В зависимости от подходов, сложившихся в различных странах, публично-правовые споры допускают в качестве «публичного» субъекта государственные учреждения, государственные хозяйствующие субъекты (юридические лица публичного права). В некоторых системах, субъектами публично-правовых споров являются два государственных органа.
Иными словами, защита и реализация прав и законных интересов граждан и организаций, возведенные в ранг публичного интереса, и есть современное содержание правозащитной функции административного права.
Ключевым принципом административной юстиции является принцип законности. Это означает, что суды должны руководствоваться только законодательством при рассмотрении дел. Другой важный принцип – это принцип общественности. Решения административных судов должны быть обоснованы и объявлены публично.
Внедрение административной юстиции в Казахстане является одной из ключевых мероприятий в сфере правосудия. Эта система была введена с целью ускорения и упрощения рассмотрения дел в административных спорах, а также повышения качества правосудия в этой области.
Одним из основных преимуществ административной юстиции является возможность быстрого разрешения административных споров без необходимости обращения в суд общей юрисдикции. Это позволяет значительно ускорить процесс рассмотрения дела и сократить время ожидания решения.
Кроме того, внедрение административной юстиции помогает снизить нагрузку на суды общей юрисдикции, что улучшает качество правосудия в целом.
Вместе с тем, несмотря на все преимущества административной юстиции, внедрение этой системы в Казахстане стало серьезным испытанием для юридического сообщества и государственных органов. Прежде всего, были необходимы серьезные изменения в законодательстве, включая создание новых правовых институтов и процедур.
Также важно было обеспечить должный уровень квалификации судей и других работников судебной системы, которые занимаются делами в административной юстиции. Для этого были проведены специальные курсы и семинары, на которых сотрудники судебной системы получали необходимые знания и навыки для работы в этой области.
Отдельного внимания заслуживают принципы административного судопроизводства. Принцип активной роли суда включает в себя как минимум три аспекта: это право суда не ограничиваться представленными сторонами доказательствами и исследовать все обстоятельства, которые он сочтет необходимым для установления в пределах доказывания; суд собирает по собственной инициативе доказательства, если они являются недостаточными; административный орган обязан доказать свою правоту, а стороны в целом обязаны представлять истребуемые судом документы и сведения.
Приоритетом нового административного процесса (административной юстиции) является защита прав физических и юридических лиц от нарушений со стороны органов власти.
Несмотря на ряд трудностей, внедрение административной юстиции в Казахстане показало свою эффективность и пользу для общества.
За короткий период времени удалось существенно ускорить процесс разрешения данных споров, а также снизить нагрузку на суды общей юрисдикции.
Одной из важнейших задач реализации Административной юстиции является повышение качества правосудия и укрепление доверия граждан и организаций к судебной системе. Для этого ведется работа по улучшению квалификации судей, повышению их ответственности за принимаемые решения и обеспечению доступности судебной помощи.
Таким образом, административная юстиция является залогом устойчивого и сбалансированного развития правовых институтов и обеспечения верховенства права, способствует повышению качества и прозрачности самих государственных органов, создавая надежность государственного управления в стране.
Берик Сатбаев
Судья специализированного межрайонного
административного суда города Астаны
270 комментария