Государственный аудит. Практика рассмотрения административных дел
Под государственным аудитом понимается анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, объектов государственного аудита, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, то есть деятельности, связанной с исполнением бюджета, основанной на системе управления рисками.
Целью аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний (анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами) и внутренний (анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита результатов эффективности организации своей деятельности, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства и субъектов квазигосударственного сектора).
Объектами государственного аудита являются государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств.
Понятие, виды, типы, система органов аудита, порядок проведения государственного аудита, порядок обжалования его результатов определен Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», «Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля», утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ, «Правилами проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля», утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392, «Правилами электронного внутреннего государственного аудита», утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 марта 2018 года № 413.
При этом, следует отметить, что глава 13 Предпринимательского кодекса «Государственный контроль и надзор» не распространяется на осуществление государственного контроля, регулирующего вопросы планирования и исполнения республиканского и местного бюджетов, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле (за исключением статьи 129, статьи 130, пунктов 1, 2, 3 и 4 статьи 131, пунктов 2 и 3 статьи 154 и статьи 157 Кодекса).
Государственный аудит состоит из следующих взаимосвязанных этапов: формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, предусматривающего организацию государственного аудита на основании системы управления рисками, если иное не установлено Законом; планирования отдельного государственного аудита и его проведения. При планировании отдельного государственного аудита учитываются результаты текущего контроля, проводимого в соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Республики Казахстан; принятия решения и составления документов по результатам государственного аудита.
Срок проведения государственного аудита устанавливается руководителем органа государственного аудита и финансового контроля в зависимости от типа государственного аудита, объемов предстоящих работ, объемов средств, охватываемых государственным аудитом, количества объектов государственного аудита, в рамках, предусмотренных соответствующими правилами проведения государственного аудита и финансового контроля.
Внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится: 1) по поручениям Президента Республики Казахстан, Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Премьер-Министра Республики Казахстан и его заместителей; 2) по вопросам, связанным с корректировкой технико-экономического обоснования, финансово-экономического обоснования и сметной стоимости бюджетных инвестиций; 3) по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками; 4) по обращениям физических и юридических лиц только по изложенным в них вопросам.
Органы государственного аудита и финансового контроля, за исключением служб внутреннего аудита, осуществляют регистрацию проверок в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
По результатам государственного аудита принимаются следующие документы: аудиторский отчет по финансовой отчетности, аудиторский отчет, аудиторское заключение; отчет о результатах внутреннего аудита.
Возражения к аудиторскому отчету или аудиторскому отчету по финансовой отчетности, обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и (или) его должностных лиц (далее – жалоба) рассматриваются апелляционной комиссией при уполномоченном органе по внутреннему государственному аудиту.
Апелляционное урегулирование споров, в указанных случаях является обязательным.
По правилам Административного процедурно-процессуального кодекса обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке, если иной порядок не предусмотрен законом. В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица административный акт, действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде (статья 91 ч.5,6 АППК).
В суд иски об оспаривании подаются в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам ее рассмотрения.
Здесь также важно отметить, что если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта (статья 136 АППК).
В 2022 году специализированным межрайонным административным судом города Астаны было рассмотрено дело по иску ТОО «И» к ревизионной комиссии о признании незаконным предписания. Установлено, что между Аппаратом акима и ТОО «И» заключен договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством. Согласно технической спецификации предусмотрено выполнение работ по текущему содержанию уличного, паркового и внутриквартального освещения. По итогам аудиторского мероприятия Ревизионной комиссией установлено, что Аппаратом акима в нарушение подпункта 28) Приложения 1 и пункта 14 Приложения 2 Нормативного документа необоснованно включена сметная прибыль (8 %) на стоимость светильника на общую сумму 17 064 100 тенге, что неправомерно в разы увеличивала стоимость услуг. Пунктом 4 предписания Ревизионной комиссии от 1 апреля 2021 года поручено Аппарату акима в срок до 17 августа 2021 года принять меры по возмещению в бюджет в сумме 17 064 100 тенге, необоснованно оплаченные поставщику. Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении иска, апелляционной и кассационной инстанциями решение оставлено без изменения, поскольку вступившим в законную силу решением специализированного межрайонного экономического суда г.Нур- Султана удовлетворен иск Аппарата акима, с ТОО «И» в доход государства взыскано 17 064 100 тенге. Данным решением дана оценка всем обстоятельствам и доказательствам сторон, указанным в предписании, и доводы истца признаны необоснованными.
По иску ТОО «А» к Ревизионной комиссии о признании предписания незаконным, судом было отказано в удовлетворении иска. Установлено, что между заказчиком КГУ «Жилищный фонд» и подрядчиком ТОО «А» заключен договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством. Ревизионной комиссией проведен государственный аудит эффективности использования бюджетных средств и управления активами государства в жилищной сфере в деятельности Жилищного фонда. По результатам аудита заказчику внесено предписание в срок до 31 марта 2022 года возместить в доход местного бюджета необоснованную оплату подрядным организациям за непредвиденные работы и затраты, расходы в зимнее время, сметную прибыль на стоимость строительного материала, в частности по договору с ТОО «А» возвратить 3 339,8 тысяч тенге. Судом оспариваемое предписание признано законным. Административный акт был принят в соответствии с компетенцией уполномоченного органа и законодательством Республики Казахстан, государственный аудит осуществлен в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан.
Вступившим в законную силу решением суда от 22 ноября 2021 года удовлетворён иск Министерства обороны к Комитету внутреннего государственного аудита об оспаривании предписания. Судом установлено, что доводы указанные в аудиторском отчете в части не полноты бюджетной заявки, не обоснованы и не подтвержденными аудиторскими доказательствами. При проведении аудита соответствия, аудитором техническое задание не запрашивалось, в связи с чем, утверждения о том, что техническое задание не было разработано, голословны и не подтверждены аудиторскими доказательствами. Тогда как аудиторские доказательства это фактические данные с учетом их законности, достоверности и допустимости, на основе которых государственные аудиторы устанавливают наличие или отсутствие нарушений и (или) недостатков в работе, а также иные материалы, подтверждающие изложенные в аудиторском отчете факты. (подпункт 1 пункта 2 Правил № 392). Поскольку доводы аудитора указанные в аудиторском отчете не подтверждены объективными, достоверными, надлежащими и достаточными доказательствами, указанный отчет не соответствует стандартам.
Алия Иманбаева
Судья специализированного
межрайонного административного суда города Астаны
1 комментария