Концепция антикоррупционной политики  Республики Казахстан

Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан

2 февраля текущего года Президентом Республики Казахстан К.Токаевым подписан Указ об утверждении концепции антикоррупционной политики РК на 2022 - 2026 годы. Данный документ доступен в информационно-правовой системе нормативных правовых актов РК "Әділет".

Одной из первых ключевых проблем, требующих решения в среднесрочной перспективе, в концепции названа "бытовая" коррупция, обусловленная сохраняющимся взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организаций в повседневной жизни. Так, в структуре коррупционной преступности за последние три года значительную часть занимают факты взяточничества - более 50%. 

Еще одна ключевая проблема - недостаточная прозрачность государственных закупок. В 2020 году доля государственных закупок в общей сумме бюджетных расходов составила 35% или 7% в структуре ВВП Казахстана, "что демонстрирует весьма существенное экономическое влияние на рынок". 

Такой оборот бюджетных средств усиливает коррупционную привлекательность системы государственных закупок. По статистике, каждое пятое коррупционное преступление совершено в данной сфере. 

В рамках реализации антикоррупционной политики, в частности, планируется решить проблему привилегированного доступа государственных предприятий к ресурсам, рынкам и финансам, который ставит частные компании в невыгодное положение и подрывает усилия по продвижению экономической диверсификации, прямых иностранных инвестиций и росту производительности, а также создает условия для коррупции.

Кроме того, с целью исключения нерациональных капиталовложений, в особенности в государственном секторе, будет пересмотрен механизм оценки экономической обоснованности проектов, предусматривающих бюджетные вливания. 

Сама Концепция состоит из семи разделов. В одном из разделов перечислены целевые индикаторы и ожидаемые результаты по итогам 2026 года:

  • индекс восприятия коррупции Transparency International – не ниже 47 баллов;
  • доля лиц, которые в предыдущие 12 месяцев хотя бы один раз имели контакт с государственным должностным лицом и которые заплатили ему взятку или от которых это государственное должностное лицо требовало взятку (глобальный индикатор в перечне национальных индикаторов Целей устойчивого развития до 2030 года) – не выше 25,3%;
  • индекс эффективности государственного управления Всемирного Банка (Government Effectiveness) – не ниже 74-75 процентилей;
  • индикатор "Институты" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума – не ниже 48 места;
  • индекс верховенства закона Всемирного проекта правосудия (World Justice Project, Rule of Law Index) – не ниже 0,57 балла;
  • индекс учёта мнения населения и подотчётность госорганов Всемирного Банка (Voice and Accountability) – не ниже 57,5 процентиля;
  • индекс контроля коррупции Всемирного Банка – не ниже 48-50 процентилей; 
  • сокращение в структуре ВВП страны доли участия государства в экономике – не выше 13,9%;
  • уровень доверия населения к антикоррупционной службе (в рамках оценки результативности, проводимой Администрацией Президента Республики Казахстан) – не ниже 66%.

Необходимо остановиться на основных результатах, ожидаемых по итогам 2026 года:

  • высокая вовлечённость гражданского общества в противодействие коррупции;
  • открытый и подотчётный обществу государственный аппарат;
  • эффективная система управления коррупционными рисками;
  • транспарентные бюджетные процессы и конкурентные закупки;
  • справедливая система привлечения к ответственности за коррупцию.

Также в документе отражен план действий по реализации концепции антикоррупционной политики, в котором перечислены меры и конкретные даты реализации, в частности:

1) введение публичного реестра коррупционеров в систему мер противодействия коррупции с определением четких механизмов включения и исключения из него лиц – IV квартал 2023 года;

2) внедрение тем добропорядочности и антикоррупционной культуры в образовательные программы на всех уровнях образования – IV квартал 2024 года;

3) проработка вопроса по повышению привлекательности государственной службы, в том числе путем расширения социального пакета, создания условий для организации труда государственных служащих, расширения возможностей для занятия иной оплачиваемой деятельностью – I квартал 2023 года;

4) проработка вопроса введения льгот, преференций, условных скидок при государственных закупках и других мер поддержки для субъектов частного предпринимательства, внедривших и поддерживающих антикоррупционные стандарты – I квартал 2023 года;

5) проработка вопроса внедрения проектного финансирования в сфере строительно-монтажных работ, исключающего риск вынужденного подписания фиктивных актов – IV квартал 2022 года;

6) пересмотр действующих методик расчёта показателей – IV квартал 2023 года;

7) внедрение механизма "окрашивания денег" в процессах освоения бюджетных средств – IV квартал 2024 года;

8) повышение эффективности системы подушевого финансирования в социально значимых сферах ("деньги следуют за человеком") – I квартал 2023 года;

9) проработка вопроса установления единых требований для государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора – I квартал 2025 года;

10) проработка вопроса по введению ограничений на все меры государственной поддержки организациям со стопроцентной долей участия государства, за исключением сфер с недостаточной конкуренцией – II квартал 2022 года;

11) создание новой архитектуры цифрового правительства, базирующейся на едином массиве данных – IV квартал 2025 года;

12) расширение инфраструктуры безналичных платежей – I квартал 2024 года;

13) развитие проекта "smart-сот" в части дальнейшего увеличения доли дел, рассмотренных в "виртуальном суде" и внедрения искусственного интеллекта в судопроизводстве (цифровая аналитика) – III квартал 2023 года;

14) проработка механизма внедрения проверки на добропорядочность (integrity check) – I квартал 2023 года;

15) введение ответственности за необоснованное обогащение – IV квартал 2023 года;

16) введение уголовной ответственности за обещание/предложение взятки – IV квартал 2023 года.

Заведующий канцелярией СМАС ЗКО   

Альберт Халелов

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×