Административно процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан
С 1 июля 2021 года вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. Ключевое новшество административного судопроизводства заключается в усиление активности роли суда и введения института судебного контроля.
Активная роль суда, позволяет суду по собственной инициативе или по мотивированному ходатайству участников процесса собирать дополнительные материалы и доказательства, оказание стороне в формулировании и изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий.
Суд также обязан оказывать содействие в устранении формальных ошибок, уточнении неясных выражений, подаче ходатайств по существу административного дела, дополнении неполных фактических данных, представлении всех письменных объяснений, имеющих значение для полного определения и объективной оценки обстоятельств административного дела, на всех стадиях процесса. Закон позволяет суду высказать по делу предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.
Согласно п.1, ст.3, АППК, регулирует отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.
В АППК закреплен принцип справедливости, указанный в п.1, ст.8 который гласит что при рассмотрении административного дела административный орган, должностное лицо и суд обязаны, сохраняя объективность и беспристрастность, обеспечить каждому из участников административного дела равные возможность и условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств административного дела.
Включены такие нормы в АППК, как охрана на доверие и презумпция достоверности:
Доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами Республики Казахстан.
Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан
Незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.
При осуществлении административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения, представленные участником административной процедуры, считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят обратное.
Кроме того, не маловажным моментом АППК, является что стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения. Примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения.
Таким образом, АППК расширил возможности восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц по спорам с государственным аппаратом при отправлении правосудия.
Судья Алматинского районного суда города Нур-Султана
Айгуль Байкенова
1 комментария