Разъяснение и популяризация примирительных процедур по публично-правовым спорам
Законодательство Республики Казахстан и Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, позволяет сторонам, где ответчик – государственный орган, урегулировать спор, заключив соглашение о примирении, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации либо партисипативной процедуры.
Содействие мирному урегулированию спора - это одна из главных задач судопроизводства в Республики Казахстан. Одной из важных процедур на сегодняшний момент в разрешении конфликтов и споров в административном правовом поле, являются примирительные процедуры.
Привлекательность института примирительных процедур состоит в том, что стороны добровольно могут урегулировать свои спорные правоотношения. Во время такой примирительной процедуры, стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.
Принятие судом мер для примирения сторон и содействие им в урегулировании спора на всех стадиях процесса вытекает из задач административного судопроизводства. Занимая нейтральную позицию относительно требований сторон, суд разъясняет сторонам их права на проведение примирительных процедур и правовые последствия заключения таких соглашений.
Положениями Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусмотрены примирительные процедуры в публично-правовых спорах, что дает новый импульс во взаимоотношениях между государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Суд, используя принцип активной роли судьи, а именно право судьи высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела приводит стороны к мирному урегулированию спора, путем заключения медиативного соглашения.
Урегулирование спора путем примирения, позволит сторонам избежать лишних трат времени на судебные тяжбы и получении негативных последствий.
Одним из востребованных примирительных процедур является Медиация - процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон.
Закон «О Медиации» принятый 28 января 2011 года регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Республике Казахстан, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора, с принятием данного закона внесены соответствующие изменения в ряд кодексов.
Медиация призвана дать как государственным органам, так и каждому гражданину возможность самостоятельно разрешать значимые проблемы без привлечения судебных органов. Государство проявило волю, делегировав такое право государственным органам и каждому члену Казахстанского общества.
Примирительные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров, а именно: неформальная и гибкая процедура, экономия ресурсов сторон (время, денежные средства), содействия удовлетворению интересов обеих сторон, минимизация риска публичного оглашения спора, добровольное исполнение решения.
Примирение сторон в суде особенно эффективно в тех случаях, когда необходимо восстановить или сохранить отношения между людьми, так как сохранение их взаимодействия является обоюдовыгодным фактом.
Учитывая важность и необходимость развития института административной юстиции, её цели и задачи, государственные органы могут участвовать в процедуре примирения при рассмотрении административных исков, по спорам, где предусмотрено административное усмотрение.
Согласно норм АППК примирение сторон допускается при наличии у ответчика (административного органа) административного усмотрения (статья 120 АППК).
Осуществление принципа административного усмотрения заключается в том, что административный орган, должностное лицо обязаны осуществлять административное усмотрение в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан (глава 2 АППК).
Административное усмотрение – полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодательством Республики Казахстан целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности.
В данном контексте, понимание указанных норм АППК, заключается в необходимости наличия компетенции государственного органа на принятие нескольких видов решении в административной процедуре, которые должны предусматриваться определённым законодательным актом Республики Казахстан.
В целях реализации закона «О медиации», норм Административного процедурно-процессуального кодекса, пилотных проектов Верховного Суда Республики Казахстан и во исполнение задачи развития административной юстиции в Казахстане специализированным межрайонным административным судом города Нур-Султана проводится определенная работа в этом направлении.
Айгуль Акпанова
Судья специализированного межрайонного
административного суда города Нур-Султана
34 комментария