Порядок обжалования административных актов
Полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, укрепление законности в публично-правовой сфере являются одними из главных задач административных процедур.
Каждый вправе в установленном порядке обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов
Этот основополагающий принцип административной юстиции закреплен в статье 9 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК).
Участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт или административное действие, в том числе в отдельных случаях связанное с принятием административного акта, в административном порядке. Такой порядок также называется досудебным.
Рассмотрение жалобы в административном порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом (далее – вышестоящий орган) единолично либо коллегиальным составом.
В отличие от ранее существовавшего порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц в административных процедурах применяется новый подход к процедуре обжалования (главы 13–15 АППК).
Жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются (далее – административный орган).
Данная новелла даёт административному органу возможность в течение трёх рабочих дней он принять благоприятный административный акт, совершить административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе, если они являются обоснованными и таким образом исправить допущенные ошибки.
В этом случае жалоба не направляется в вышестоящий орган.
Если административный орган не согласен с доводами жалобы, то не позднее трёх рабочих дней со дня её поступления она вместе с административным делом направляется в вышестоящий орган.
Жалоба в административном порядке подается не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).
Указанный срок может быть восстановлен вышестоящим органом по ходатайству участника административной процедуры при наличии уважительных причин (болезнь, обстоятельства непреодолимой силы и иные причины, лишающие лицо возможности подать жалобу).
Пропуск срока для обжалования не является основанием для отказа в принятии жалобы. Его причины выясняются при рассмотрении жалобы и могут являться одним из оснований для отказа в удовлетворении жалобы.
Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе или в электронной форме и подлежит приему, регистрации и учету.
После регистрации жалобы участнику административной процедуры должны быть разъяснены его права и обязанности при рассмотрении жалобы.
Содержание жалобы должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 93 АППК.
В случаях, указанных в части 1 статьи 95 АППК, жалоба оставляется без рассмотрения, о чём в течение трех рабочих дней извещается участник административной процедуры.
Существенным нововведением административной юстиции является то, что подача жалобы приостанавливает исполнение административного акта, административного действия. Исключение – случаи, перечисленные в статье 96 АППК.
Вместе с тем АППК содержит новую норму, позволяющую участнику административной процедуры быть выслушанным при рассмотрении жалобы наряду с должностным лицом, чьи акты и действия обжалуются.
Заслушивание может осуществляться путем приглашения, в том числе посредством видеоконференцсвязи или других средств коммуникации; использования информационных систем, а также иных способов связи.
Если заслушивание участника административной процедуры осуществлялось в устной форме, то органом рассматривающим жалобу ведётся протокол заслушивания.
Срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней со дня поступления жалобы.
По окончании рассмотрения жалобы по существу выносится решение в письменной форме, которое направляется участнику административной процедуры, а копия решения направляется административному органу.
В случае если вышестоящий орган в установленные сроки не принял решение по результатам рассмотрения жалобы, то с даты истечения сроков считается, что в удовлетворении жалобы отказано.
Решение органа, рассматривающего жалобу, является обязательным для исполнения.
При отсутствии вышестоящего органа жалоба может быть подана непосредственно в суд.
Кроме этого, непосредственно в суд также можно обратиться в случаях, если это прямо предусмотрено законом, регулирующим отдельную сферу правоотношений.
В остальных случаях обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке в соответствии с частью 5 статьи 91 АППК.
Исходя из содержания части 2 статьи 157 АППК, при рассмотрении административных дел в компетенцию суда не входит разрешение вопросов целесообразности принятия административного акта.
Учитывая изложенное, обжалование административного акта или административного действия в административном (досудебном) порядке позволяет участнику административной процедуры наиболее полно реализовать свои права и законные интересы.
Судья специализированного межрайонного административного суда города Нур-Султана
Нурлан Аубакиров
16 комментария