Санкционирование ареста судом как гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина
В системе естественных и неотъемлемых прав человека свобода и личная неприкосновенность занимают особое место. Конституция Республики Казахстан несет в себе неотъемлемые права человека, безопасность и правовую защищенность личности.
Как известно, в нашей стране проводится правовая реформа, принимаются определенные шаги по улучшению положения, сложившегося в обществе, с учётом криминогенной обстановки и факторами, на неё влияющими.
В концепции развития Республики Казахстан на период до 2030 года отмечается, что обновление экономической системы республики, противоречие и трудности социальной, духовной и других сфер общественной жизни, ослабление дисциплины и ответственности сопровождается ростом правонарушений.
В действующее законодательство внесены нормы, предусматривающие усиление защиты прав граждан в уголовном процессе, снижение его репрессивности.
В своем ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев особо отметил тот факт, что правоохранительная и судебная системы отошли от чрезмерных репрессивных мер и жесткой карательной практики в пользу гуманизации действующего уголовного законодательства.
В целях обеспечения единообразия судебной практики санкционирования мер пресечения принято Нормативное постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах санкционирования мер пресечения».
Данный законодательный акт предусматривает процедурное оформление задержания лица, обязательное его медицинское освидетельствование, а также регистрацию жалобы на пытки, насилие, другие виды жестокого обращения, унижению или злоупотребления человеческим достоинством. Процедура рассмотрения такой жалобы и различие между применением пыток и их ложью с целью защиты прав человека содержит широкий комментарий. На современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства и практики его применения, со стороны органов уголовного расследования и следственного судьи возникают важнейшие задачи, связанные с необходимостью создания соответствующего баланса между стороной защиты и обвинения, защиты и соблюдению конституционных прав и свобод подозреваемого, обвиняемого и подсудимого при избрании мер пресечении и дальнейшей реализации процедуры их применения в уголовном процессе.
В статье «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Елбасы Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в рамках 22 шага отметил: «Обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье содержание под стражей и домашний арест применяются следственными судьями только когда применение более мягкой меры пресечения невозможно.
Содержание под стражей, как мера пресечения, имеет уголовно-процессуальную правовую природу и регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства, в которых закреплены цели, основания назначения и порядок применения данной меры пресечения. В то же время непосредственное осуществление данной меры пресечения носит уголовно-исполнительный характер.
Содержание под стражей, подозреваемых и обвиняемых, представляет собой социально значимую сферу деятельности государства, поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям или принципам.
В соответствии с требованиями статьи 4 Закона Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, равенства граждан перед законом, гуманизма, уважения чести и достоинства личности, нормами международного права и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с утвержденным Указом Президента Республики Казахстан, датированным 24 августа 2009 года, за № 858 «Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» в пункте 2.9 ставится задача о совершенствовании института мер пресечения, альтернативных аресту (содержанию под стражей).
В связи с чем возникает необходимость дальнейшего рассмотрения вопросов правовой регламентации избрания мер пресечения, связанных с изоляцией от общества в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовного правонарушения.
Согласно статистическим данным с 2015 по 2021 год наблюдается снижение применение содержания под стражей.
В текущем году для санкционирования содержания под стражей в следственный суд города Нур-Султана поступило 1159 материалов, из них санкционировано в отношении 892 лиц, отказано в санкционировании в отношении 267 лиц, что составляют 23 % от общего числа материалов. В предыдущем году этот показатель составил 9,3 %.
Одновременно судом санкционировано залогов в отношении 26 лиц и домашних арестов на 177 лиц.
Вышеприведённые данные позволяют сделать вывод, что органы уголовного преследования в большинстве случаев применяли меру пресечения в виде содержания под стражей без наличия исключительных обстоятельств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, и не всегда суду представляются достаточные основания для применения этой меры пресечения.
Практика показывает широкое применение домашнего ареста как альтернативной меры пресечения к содержанию под стражей, позволяет сберечь финансовые затраты, выделяемые из государственного бюджета, эффективно решить вопросы процессуальной реабилитации в случае оправдания лиц, подозреваемых и обвиняемых в уголовном правонарушении и процесса их дальнейшей социальной адаптации.
В процессе глобализации в 2014 году были приняты новые Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс, которые сформировали новые правовые институты и механизмы, соответствующие современным требованиям по защите прав граждан нашей страны.
Тем не менее, по сей день возникают вопросы в правоприменительной практике, связанной с осуществлением мер пресечения в виде содержания под стражей.
При применении данной меры пресечения вызывает множество серьезных проблем в правоприменительной практике при реализации оперативно-розыскной деятельности с целью предупреждения уголовных правонарушений и поиска доказательств, ограничения конституционных прав и свобод лиц (несовершеннолетние, беременные женщины, трансгендеры и т.д.), находящихся в следственном изоляторе.
Целесообразно усовершенствовать вопросы оперативно-розыскной деятельности при разработке лиц, подозреваемых или обвиняемых в акте терроризма, экстремизма и совершении других особо тяжких преступлений путем совместной деятельности оперативных сотрудников изоляторов временного содержания, следственных изоляторов с органами дознания и предварительного следствия, а также точечного применения научно-технических средств для раскрытия преступлений, полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел.
Правильность избрания меры пресечения реально гарантируется точным указанием в законе условий, допускающих их применение, наличием процессуального порядка, надзором прокурора за соблюдением органами предварительного следствия, условий и порядка применения мер пресечения и содержания в учреждении.
Что безусловно соблюдается при рассмотрении соответствующих материалов в специализированном суде столицы.
Безусловно, применение уголовно-процессуального принуждения продиктовано объективными обстоятельствами. Но в каждом конкретном случае их применения необходима аксиологическая обоснованность принимаемого решения и совершаемого действия.
Лицо, подвергаемое государственному принуждению, в сфере уголовного судопроизводства, должно осознавать свою обязанность следовать предписанию или принуждению закона и представлять, насколько они соответствуют нравственным устоям.
В то же время должностное лицо, прибегающее к средствам принуждения, должно понимать необходимость и нравственную обоснованность подобного воздействия, не только юридическую, но и моральную правоту своих действий.
Судьями следственного суда города Нур-Султана ведётся работа по соблюдению требований законодательства при рассмотрении материалов о санкционировании мер пресечения в отношении лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, и недопущению нарушения их прав и законных интересов.
Председатель специализированного межрайонного следственного суда города Нур-Султана
Тимур Копбосынов