Достижения судебной системы за годы независимости Казахстана
Суды первой инстанции объективно находятся на передовой линии отправления правосудия, развития судопроизводства, обеспечения законности и правопорядка в Республике Казахстан.
Вместе с нашим государством, судебная система постоянно развивалась и становилась определенным мерилом достижения независимости Казахстана, в том числе не международной арене.
За годы независимости, имея в наследии тяжелые последствия развала предприятий и экономики в целом, пришедшее в упадок сельское хозяйство, отсутствие собственной валюты и разрушенные межотраслевые внутри и межрегиональные экономические связи, страна столкнулась с рядом серьезных испытаний.
Стране остро необходимо было искать и реализовывать срочные меры развития государственности и независимости.
Первым шагом на этом пути, стало принятие 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», где на законодательном уровне введены принципы разделения государственной власти в стране на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
С тех пор, проведена глобальная законотворческая работа, направленная на укрепление независимости судебной системы.
Основные гарантии принципов независимости судебной системы были заложены в Конституции, согласно которым, Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Принятием Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» было закреплено, что судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону.
Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.
Одновременно с повышением независимости судов и судей, их статуса и обеспечения, первостепенной задачей в современных реалиях стал вопрос дальнейшего укрепления к ним доверия со стороны общества, улучшения качества отправления правосудия.
В результате развития гражданского общества, экономических и социальных преобразований, логическим продолжением стало образование специализированных экономических и административных судов, судов по делам несовершеннолетних, военных и специализированных уголовных судов.
В целях реализации «Плана нации - 100 конкретных шагов», одной из 5 институциональных шагов «Обеспечение верховенства закона, оптимизировано количество судебных инстанций до трехуровневой, внедрена аудио-видео-фиксация судебных процессов и многое другое.
На сегодняшний день, венцом реформирования судебной системы стало введение с 01 июля 2021 года Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан, регулирующего отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
В целях реализации задач, поставленных Елбасы, во главе с Председателем Верховного суда, проводится дальнейшая работа по улучшению судейских кадров, усилению независимости судей, повышению качества судебной деятельности, реализовываются пилотные проекты: «7 камней правосудия», в том числе - «Безупречный судья», «Образцовый суд», «Справедливый процесс», «Качественный результат», «Smart-сот», «Коммуникационная стратегия» и «Примирение до суда, в суде».
Разработаны и приняты значительное количество законопроектов, изменен процесс отбора новых судей, введена новая система оценки действующих, для повышения их независимости реорганизованы органы судейского самоуправления и т.д.
В гражданском процессе созданы дополнительные условия для примирения сторон, а также с учетом мнения и согласия сторон, имеется возможность передачи споров на рассмотрение суда МФЦА, представляющий судебную систему, основанную на нормах и принципах права Англии и Уэльса.
Он действует в соответствии с наилучшими международными стандартами для разрешения гражданских и коммерческих споров в МФЦА, который имеет исключительную юрисдикцию на рассмотрение дел и вынесение судебных решений по: любым спорам, возникающим между участниками МФЦА, органами МФЦА и/или их иностранными работниками; любым спорам, касающимся любых операций, осуществленных в МФЦА и подчиненных праву МФЦА; любым спорам, переданным в Суд МФЦА по соглашению сторон.
В целом, судебная система страны имеет большой потенциал для дальнейшего развития, благодаря мудрому руководству Верховного суда, сильному профессиональному судейскому корпусу, специалистам и экспертам коллегий и канцелярий судов.
Болат Нурланов
Судья Специализированного
межрайонного экономического суда города Нур-Султана