Председатель СМЭС ЗКО разъяснил особенности АППК.
АППК направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом (должностным лицом)и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.
Регулирование данных отношений устанавливается внешними административными процедурами, а также административным судебным процессом (если имеется публично-правовой спор между государством и человеком или организацией).
При этом АППК также содержит раздел о внутренних административных процедурах, который регулирует исключительно внутреннюю деятельность государственных органов.
Данный раздел состоит из норм, которые в настоящее время уже имеются в нашем законодательстве, а именно в Законе «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 года.
Принятие административных актов и совершение административных действий при осуществлении административного усмотрения должны соответствовать цели данного полномочия.
Кроме того, реализация административного усмотрения должна соответствовать принципу соразмерности.
Таким образом, принципы должны служить критериями для действенного и полноценного контроля вышестоящим органом или судом за решениями административных органов.
Административные споры в апелляционном порядке будут рассматриваться областными и приравненными к ним судами.
В кассационном порядке пересмотр дел будет осуществляться специализированной судебной коллегией Верховного Суда.
Важным отличием административного процесса от гражданского, является то, что в гражданском процессе - сбор и представление доказательств осуществляется сторонами и суд ограничивается рассмотрением представленных доказательств.
В административном - суд выступает с инициативой по сбору доказательств, обладая возможностью затребовать все необходимые для правильного разрешения дела документы.
Устанавливаются разумные сроки судопроизводства, которые определяются судом самостоятельно с учетом правовой и фактической сложности административного дела, достаточности и эффективности действий суда (представление доказательств, принятие мер обеспечения, назначение экспертизы и т.п.), осуществляемых в целях оперативного рассмотрения административного дела.
На этой стадии должны быть приняты исчерпывающие меры, которые позволят суду оперативно рассмотреть административное дело и принять решение, разрешающее спор по существу.
При этом проектом АППК для судов первой и апелляционной инстанций устанавливаются конкретные сроки рассмотрения дел. Cроки рассмотрения административного дела.
Административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска. По делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца.
Рассмотрение административного дела в суде первой инстанции предусматривает разумные сроки, но не более чем до шести месяцев с момента предъявления иска, которые определяются судом самостоятельно с учетом правовой и фактической сложности административного дела, достаточности и эффективности действий суда (представление доказательств, принятие мер обеспечения, назначение экспертизы и т.п.), осуществляемых в целях оперативного рассмотрения административного дела.
Рассмотрение административного дела в суде апелляционной инстанции - двухмесячный срок, и месячный срок для кассационного обжалования.
При этом для кассационной инстанции срок рассмотрения дела до 6 месяцев.
Бремя доказывания возлагается на административный орган, принявший административный акт.
АППК устанавливаются виды исков, которые в зависимости от предъявляемых требований разделяются на иски:1) об оспаривании административного акта; 2) о принуждении; 3)иск о совершении действия; 4) о признании.
От выбора конкретного вида иска зависят предпосылки допустимости иска и при определенных условиях также и объем проверки.
В зависимости от видов исков в АППК предусматриваются соответствующие виды решений и особенности принятия каждого.
Все иски подаются в суд в месячный срок, кроме иска о признании, который предъявляется в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.
Судья сможет самостоятельно наложить денежное взыскание в том же процессе, где рассматривается дело. Такая мера будет налагаться за невыполнение требований суда, неисполнение решения суда.
На любой из стадий административной процедуры гражданин и организация имеют право: 1) вести свои дела через представителя (статья 68 АППК); 2) заявить отвод заинтересованному должностному лицу (статья 67 АППК); 3) быть заслушанным перед принятием административного акта (статья 73 АППК); 4) на ознакомление с материалами административного дела, делать выписки и снимать копии после рассмотрения административного дела (статья 75 АППК); 6) получить от административного органа разъяснение о принадлежащих ему правах и обязанностях по вопросам, связанным с осуществлением административной процедуры; 7) подавать жалобу на административный акт (статья 91 АППК); 8) прекратить административную процедуру, если процедура была возбуждена по его обращению (статья 89 АППК); 9) выступать в административной процедуре на родном языке или языке, которым владеет, пользоваться услугами переводчика (пп. 9 статьи 23 АППК).
Общий срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет пятнадцать рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
В порядке административного судопроизводства будут разрешаться споры, вытекающие из публично-правовых отношений.
Важным отличием административного процесса от гражданского, является то, что в гражданском процессе — сбор и представление доказательств осуществляется сторонами и суд ограничивается рассмотрением представленных доказательств.
Принятие АППК – грандиозное событие для государства: теперь иски будут рассматриваться по принципу презумпции виновности госоргана, который должен доказать законность и обоснованность своего решения, действия либо бездействия.
Гражданину достаточно обратиться с иском о несогласии с решением, и суд будет оказывать содействие истцу в составлении правильных формулировок требований, в устранении формальных ошибок, принимать меры к установлению объективной истины по делу и контролировать исполнение своего решения.
Что касается «прогрессивности», то кодекс содержит значимые новшества в области административных процедур. К примеру, АППК вводит понятие административного органа, соответствующее международным стандартам и включающее в себя не только госорган, но и иные субъекты, наделенные полномочиями в области государственного управления, частных судебных исполнителей, саморегулируемые организации.
Обращено внимание, что задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел в целях эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
В случае, неисполнение административным органом решения суда, суд вправе наложить санкции в виде денежного взыскания на любое должностное лицо по заявлению истца.
В заключении хотелось бы добавить, то что АППК способствует повышению прозрачности и эффективности деятельности государственных органов, закреплению гарантий защиты прав граждан и бизнеса в процессе принятия решений государственными органами и при рассмотрении споров с государственными органами в вышестоящем органе и суде, снижению коррупционных рисков и нагрузки на судебную систему.
Бекенов Е.Р
Председатель СМЭС