Примирение по публично-правовым спорам
В преамбуле Конституции Республики Казахстан народ Казахстана провозглашает себя миролюбивым гражданским обществом.
Мирное разрешение конфликтов всегда считалось наиболее быстрым и эффективным решением любого спора.
И, конечно, данный постулат не обходит стороной способы разрешения судебных споров.
Как известно, на протяжении многих лет суды Казахстана пропагандируют и всячески содействуют примирению сторон в суде.
Хороших результатов в данном направлении уже добились суды гражданской и уголовной юрисдикции. Все больше дел прекращаются в судах в связи с заключением соглашений.
С 01 июля 2021 года в Казахстане введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК).
АППК регулирует публично-правовые отношения, возникающие между административным органом и гражданами либо юридическими лицами.
Все споры, связанные с реализацией властных полномочий административными органами, с 01 июля 2021 года рассматриваются созданными специализированными административными судами.
Одним из нововведений АППК стало законодательное закрепление права примирения по публично-правовому спору. То есть в суде государственный орган может завершить спор заключением соглашения.
Примирение возможно не во всех случаях, поскольку полномочия административного органа могут быть законодательно ограничены.
При наличии у ответчика административного усмотрения по делу может быть заключено соглашение.
Условия соглашения должны регулировать только права и обязанности сторон как субъектов спорных публичных правоотношений, быть исполнимыми и не нарушать прав третьих лиц.
Статья 120 АППК дает право выбора одного из трех видов соглашений:
- соглашение о примирении стороны заключают самостоятельно и предоставляют на утверждение суду;
- соглашение о медиации стороны заключают при содействии посредника (медиатора либо судьи);
- партисипативное соглашение стороны заключают с участием адвокатов либо юридических консультантов.
Указанные соглашения утверждаются определением суда, могут быть направлены на принудительное исполнение с выпиской исполнительного листа.
Ходатайство о примирении может быть заявлено по любому делу, за исключением дел о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, об оспаривании решений, действий (бездействия) местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя.
Уже формируется положительная судебная практика.
Например, в административный суд столицы поступил иск ТОО к ГУ «Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан» о понуждении отозвать информацию, предоставленную в другой государственный орган. Предоставление данной информации повлекло негативные правовые последствия для ТОО.
В ходе рассмотрения дела стороны при содействии судьи пришли к соглашению. По условиям соглашения ТОО обязалось принять все меры для освоения земельного участка, ГУ «Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан» обязалось отозвать информацию, ранее предоставленную в ГУ «Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Нур-Султан».
Также специализированным межрайонным судом города Нур-Султана уже утверждено 2 соглашения по спорам об обжаловании действий судебных исполнителей.
Пока эта практика кажется уникальной и новой для правоприменителей и участников судебных разбирательств. Со временем примирение с административными органами должно стать ежедневной практикой.
Важно понимать преимущества мирного урегулирования судебного спора.
Каждая из сторон удовлетворена результатом, сохранено время и силы, сэкономлены деньги на судебные расходы (госпошлина, адвокат, транспорт).
Видится, что активная реализация данной нормы позволит снизить конфликтность в обществе, повысить уровень доверия к государственным органам, быстро разрешить спор и защитить интересы граждан.
Судья Специализированного межрайонного административного суда города Нур-Султана
Жанар Дуйсенова