Информационная политика судебной системы
Информационная политика судебной системы Республики Казахстан является выражением официальных взглядов судебной системы на цели, задачи, принципы и основные направления работы в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации (информационных ресурсов), субъектов, осуществляющих сбор и распространение информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных и правовых отношений.
Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует выходу на новый уровень развития информационной среды, внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем, в связи с чем необходима выработка новых направлений и задач информационной политики судебной системы Ркспублики Казахстан.
Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно - правового, организационного, научно - исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации.
Основами информационной политики судебной системы является:
- организация и осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, регламентации и совершенствования работы с информационными ресурсами судебной системы Республики Казахстан;
- подготовка предложений нормативно - правового, методического, научного и организационного характера, направленная на совершенствование и повышение эффективности информационной политики, проводимой судебной системой Республики Казахстан;
- организация практической работы по информационному обеспечению деятельности судебной системы и системы;
- разработка и осуществление целевых и иных программ, направленных на совершенствование информационного обеспечения судебной системы Республики Казахстан.
Концепция информационной политики судебной системы направлена на достижение следующих целей:
1) гармонизация отношений судебной власти и общества;
2) открытость и гласность судопроизводства;
3) совершенствование способов доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей средств массовой информации к информации о деятельности судов;
4) объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации;
5) формирование благоприятного имиджа органов судебной власти;
6) повышение уровня доверия к судебной системе.
Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы. От освещения деятельности судов зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия.
От качества предоставляемой обществу информации о деятельности суда зависит мнение общества о судебной системе в целом, независимости правосудия.
Вместе с тем, проводимая политика информационной открытости влечет необходимость обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение определенных запретов и ограничений, в связи с чем актуальность приобрела проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.
В настоящее время доступ к информации о деятельности судов обеспечивается посредством использования различных ресурсов: официальных интернет-сайтов судов, официальных интернет-порталов правовой информации, печатных изданий, средств массовой информации. Взаимодействие судов и СМИ осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.
Принципы информационной политики судебной системы должны отвечать общим принципам государственной информационной политики, а именно принципам законности, научной обоснованности, системности, эффективности.
Принципы развития информационной политики судебной системы:
1) информационная открытость и доступность для граждан и организаций;
2) эффективность, достоверность, своевременность предоставления информации о деятельности судов;
3) безопасность информационных баз судов и охрана персональных данных;
4) невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов;
5) нераспространение информации, предоставление которой запрещено законом;
6) компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации;
7) единство информационного пространства.
Задачи развития информационной политики судебной системы:
1) создание условий по обеспечению прав граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней информации о деятельности судебной системы;
2) соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям;
3) увеличение количества информационных ресурсов судов (порталы, издания, мобильные приложения, социальные сети, информационно-образовательные проекты, видео);
4) повышение уровня подготовки специалистов по взаимодействию со средствами массовой информации и сопровождению Интернет-ресурсов судов;
5) повышение уровня правовой и информационной грамотности населения;
6) доступность предоставления достоверной информации о деятельности судов;
7) установление пределов ответственности за распространение недостоверной информации о деятельности судов, порочащих сведений о судьях.
Информационная политика должна быть частью общей стратегии развития судов. Популяризация знаний о судебной системе повышает имидж суда, расширяет возможности профориентации, является действенным инструментом для расширения кругозора в области судебной деятельности среди широкой общественности. Популяризация предполагает нацеленность на различные возрастные и социальные группы населения и включает в себя ряд мероприятий.
Отдельного внимания заслуживает модернизация и внедрение единой архитектуры и дизайна интернет-сайтов судов всех уровней и обеспечение постоянной оперативной технической поддержки информационных систем и сайтов судов.
Самостоятельным направлением популяризации знаний о судебной системе и деятельности судов является взаимодействие с представителями экспертного сообщества, которые осуществляют мониторинг (опрос) общественного мнения о деятельности судебной системы, а также проводят социологические исследования, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов судебной системы и СМИ.
Обязанности пресс-секретарей судов подразумевают:
- проведение аккредитации представителей средств массовой информации при планирующемся их участии в судебном заседании;
- организацию работы журналистов во время судебных заседаний;
- осуществление программ поддержки информационной работы в судебной системы;
- подготовку пресс-релизов и взаимодействие со СМИ по их опубликованию;
- организацию семинаров-совещаний для журналистов;
- осуществление мониторинга информационных ресурсов в целях анализа общественного мнения по вопросам деятельности судов.
Повышению качества взаимодействия СМИ и судов должна способствовать разработка стандартов подачи материалов пресс-службами судов, стандартов контроля их работы. В рекомендательном формате суды могут составлять программы проведения любого медиа-мероприятия в суде.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о порядке и способах урегулирования возможных спорных (конфликтных) ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия судебной системы со СМИ.
А.Бабикова.
Главный специалист Военного cуда Акмолинского гарнизона