Особенности административного процессуального судопроизводства РК
С 1 июля 2021 года вводится в действие Административно поцедурно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан (дале АППК), который регулирует отношения, связанные с осуществлением внутренних административных процедур государственных органов, административных процедур, а также порядок административного судопроизводства.
Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются государственные органы, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Одним из важнейших принципов административного судопроизводства является активная роль суда, что обязывает суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследовать все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.
Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела.
Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса должен собирать дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.
Наличие данного принципа отличает административный процесс от гражданского, где сбор и представление доказательств осуществляется сторонами и суд ограничивается рассмотрением представленных доказательств.
В административном - суд будет выступать с инициативой по сбору доказательств, обладая возможностью затребовать все необходимые для правильного разрешения дела документы. Судом будет оказываться содействие устранению допущенных в исках формальных ошибок, разъясняться и уточняться гражданам неясные исковые требования.
Судебное разбирательство по административным делам в судах производится устно при обязательном участии ответчика, при неявке которого суд откладывает рассмотрение административного дела.
Суд вправе подвергнуть ответчика наложению денежного взыскания, а в случае повторной неявки рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Также, суд с согласия сторон вправе рассмотреть административное дело в письменном разбирательстве без проведения устного разбирательства. В таком случае судом исследуются доказательства, представленные сторонами и истребованные по собственной инициативе, и по ним принимается решение.
Суд переходит в устное разбирательство, если поступило ходатайство стороны об отзыве ранее выраженного согласия, либо вправе по собственному усмотрению перейти к устному разбирательству, если это необходимо для правильного разрешения дела.
Важным отличием администратвиного процедурно-процессуального кодекса от гражданского процессуального кодеса является то, что по вынесенным судом решениям осуществляется судебный контроль.
Ответчик обязан исполнить решение суда по административному делу в месячный срок со дня вступления его в законную силу, о чем он должен известить суд.
В случае, если решение суда не исполнено добровольно в установленный в нем срок, суд первой инстанции налагает денежное взыскание в размере, установленном статьей 127 настоящего Кодекса.
Неисполнение решения суда, определения суда о наложении денежного взыскания влечет повторное денежное взыскание в размере, установленном частью девятой статьи 127 настоящего Кодекса, в бесспорном порядке.
Мера в виде денежного взыскания имеет целью способствовать стимулированию исполнения судебного акта, окажет значительное влияние на дисциплинированное поведение участников процесса.
Таким образом, АППК дает любому гражданину право участия в государственном администрировании, как равноправному партнеру, обладающему набором легитимных правовых инструментов для реализации своих прав и свобод, что станет новой ступенью отношений между государством и обществом в соответствии с идеей правового государства.
Судья специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних ЗКО
Ешпанова Ж.Б.