Цели и принципы АППК
29 июня 2020 года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал новый «Административный процедурно-процессуальный кодекс» .
Кодекс будет введен в действие 1 июля 2021 года.
С 1 июля 2021 года действующие сейчас нормативные правовые акты, в частности, Законы «Об административных процедурах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», утратят свою силу.
Цель принятия АППК
- Претворение конституционных ценностей в управленческой деятельности.
- Реализация и защита публичных прав граждан в отношениях с государством
- Повышение эффективности государственной администрации
- Систематизация административного права
АППК направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.
Административный орган – государственный орган, орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо, а также иная организация, которые в соответствии с законами РК наделены полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия).
АППК закрепляет новые принципы, которые обязательны для соблюдения всеми административными органами.
- Принцип охраны права на доверие.
Данный принцип является «гарантией» административного органа в том, что принятый административный акт является законным и последовательным. Ошибка допущенная административным органаном, не может быть обращена во вред лицу.
Так если благоприятный адм. Акт в отношении определенного лица (или круга лиц) принят незаконно, при условии, что в этом нет вины адресата и данный акт не нарушает права и интересы иных лиц, такой административный акт не будет подлежать отмене, за исключением отдельных случаев (при этом лицу будет возмещен вред, возникший в результате отмены акта)
- Принцип соразмерности.
Меры, предусматривающие какое-либо ограничение прав и свобод физических либо юридических лиц, должны быть направлены на установленные Конституцией и законами цели и должны быть соразмерны, те есть являться подходящими, необходимыми и пропорциональными для достижения их цели с учетом своего содержания, места, времени и охватываемого круга лиц.
Принцип соразмерности призван гарантировать рассмотрение конкретного дела административным органом при разумном соотношении между преследуемой целью и используемыми средствами.
Данный принцип применяется при реализации административного усмотрения (дискреционного полномочия).
- Принцип запрета на злоупотребление формальными требованиями.
Данный принцип означает, что административному органу запрещается возлагать на лиц обязанности или отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения дополнительных формальных требований, в том числе внутриорганизационных правил, не предусмотренных нормативными правовыми актами.
Данный принцип должен призвать административные органы исключить в своих внутренних правовых актах требования в отношении заявителей либо предусмотреть их в НПА, если они являются существенными.
- Принцип достоверности.
При осуществлении административной процедуры предоставленные участниками административной процедуры материалы, объекты, документы и сведения считаются достоверными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо не установят иное.
При наличии обоснованных сомнений в подлинности предоставленных участниками административной процедуры документах и иных сведениях административный орган, должностное лицо обязаны самостоятельно и за свой счет проверять их подлинность.
- Принцип приоритета прав.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности возникшие при осуществлении адм. Процедуры, толкуются в пользу заявителя, если это не затрагивает интересы иных участников адм.процедуры.
- Активная роль суда
Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников адм.процесса, предоставленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактичесие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения адм.дела.
Суд по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников адм.процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач адм. судопроизводства.
- Пределы осуществления административного усмотрения.
АППК устанавливается порядок осуществления административного усмотрения (как принцип).
При этом законодательно закрепляется понятие «административное усмотрение», под которым понимается полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленном законодательством пРК целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности.
Административный орган, должностное лицо обязаны осуществлять административное усмотрение в пределах установленных законами РК.
АППК устанавливает, что нарушение вышеперечисленных принципов в зависимости от его характера и существенности влечет признание адм.акта или судебного решения не законным.
Административные споры в апелляционном порядке будут рассматриваться областными и приравненными к ним судами.
В кассационном порядке пересмотр дел будет осуществляться специализированной судебной коллегией Верховного Суда.
В целом введение в действие АППК станет новой ступенью отношений между государством и обществом в соответствии с идеей правового государства, существенным шагом по обеспечению верховенства закона, а также благоприятно скажется на инвестиционном климате страны.
А.А.Давлетова
и.о.председателя
специалированного межрайонного
экономического суда по Западно-Казахстанской области