ЗАКОН НА СТОРОНЕ НАРОДА
Президентом Казахстана 29 июня 2020 года подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс (далее - «АППК») и соответствующий закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты. С 1 июля 2021 года будет введен в действие АППК.
АППК представляет собой уникальный законодательный акт, который впервые был принят в истории независимого Казахстана, регулирующий порядок проведения административных процедур, включая и внутренний порядок в государственных органах, а также порядок разрешения споров по публично правовым отношениям в судах.
В развитых странах административные суды являются авторитетными, а решения судей влияют на качество работы государственных органов, где чиновник понимает, что суд в последующем будет «ревизировать» его решение через призму защиты прав гражданина. Такова цель административной юстиции. Поэтому там и уровень доверия общества высок как к государственному аппарату, так и к судам.
Чем отличается система, которая была ранее от настоящей?
Речь идет о защите прав граждан в административном суде. С административными отношениями мы сталкиваемся каждый день, с распоряжениями акиматов, больниц, то есть везде. Все, что регламентируется административным правом.
Этой сфере мы не уделяли должного внимания, она относилась к гражданско-правовым отношениям, там, где другие юристы сидят. Сейчас же выделяется административный суд, который будет направлен на обжалование решений акиматов и госструктур. Опытные судьи будут отдавать преимущество гражданам, помогать собирать доказательства.
Раньше роль судьи была выбрать ту сторону, которая принесет доказательства. А сейчас административный суд, изначально зная, что государство сильнее, помогает гражданину. При этом он наделен полномочиями не только отменять акты, но и заставить государственные органы изменить эти акты. Или подумать, как решить этот вопрос. Это значит, что помощь простому гражданину в судебной системе стоит на первом месте. И самое главное это будет дисциплинировать государственный аппарат, который зачастую не отвечает на вопросы. Как только судебная инстанция будет выносить постановление – частное определение в адрес госорганов, тогда и будет порядок. Пару таких постановлений и чиновника могут уволить с работы. Вот на что это направлено.
Основной целью нового кодекса является закрепление гарантий, которые позволят гражданам реально участвовать в процессе принятия управленческих решений и установление эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.
Задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений.
АППК состоит из двух частей: административные процедуры и административное судопроизводство, в связи с этим уже с 1 июля 2021 года силу утрачивают законы «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», также прекратит свое действие ряд норм Гражданского процессуального кодекса, включая главы 27 - 29, и нормы других кодексов и законов связанные с введением административной юстиции.
В АППК закладываются новые для национального законодательства принципы: охраны права на доверие, соразмерности, приоритета прав, запрета на злоупотребление формальными требованиями, активная роль суда, разумный срок судебного разбирательства и другое. Вводятся также и такие новые правовые категории, как административный орган, административный акт, административное действие (бездействие).
Давайте рассмотрим эти принципы:
- охрана права на доверие, т.е., доверие участника административной процедуры к деятельности административного органа, должностного лица охраняется законами;
- запрет злоупотребления формальными требованиями, т.е., административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством;
- принцип приоритета прав, это когда все сомнения, противоречия и неясности законодательства об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры;
- активная роль суда, под этим стоит понимать, что суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела; по собственной инициативе или мотивированному ходатайству участников административного процесса собирает дополнительные материалы и доказательства, поэтому суд вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям в рамках рассматриваемого дела.
Административные акты будут подразделяться: на благоприятные – предоставляющие новые права, прекращающие обязанности, улучшающие положение; и на обременяющие – прекращающие права, возлагающие обязанности, ухудшающие положение.
Вместе с тем АППК предусматривает возможность стороны обратиться в суд с такими исками как:
- иски об оспаривании (требование об отмене административного акта полностью или в части),
- иски о принуждении (требование о принятии благоприятного административного акта, к примеру, в принятии которого было отказано, либо не принятый по причине бездействия административного органа, должностного лица),
- иски о совершении действия, (требование о совершении определенных действии или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта),
- иски о признании (требование о признании наличия, либо отсутствие какого-либо правоотношения).
Административные дела будут рассматриваться специализированными районными и приравненными к ним административными судами, при этом некоторые категории дел будут рассматриваться Верховным Судом Республики Казахстан и судом города Нур-Султан по правилам суда первой инстанции.
Дело будет считаться возбужденным с момента предъявления иска в суд и рассматриваться в судах первой и апелляционной инстанций в разумные сроки до 3-х месяцев, при этом в кассационной инстанции до 6-и месяцев.
Вместе с тем АППК внедряет и обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров (например, налоговые, таможенные споры), где предусмотрен особый порядок обжалования решений указанных органов.
Как ожидается, принятие АППК приведет к повышению прозрачности и эффективности деятельности государственных органов, закреплению гарантий защиты прав граждан и бизнеса в процессе принятия решений государственными органами и при рассмотрении споров с государственными органами в вышестоящем органе и суде, снижению коррупционных рисков и нагрузки на судебную систему.
Мустафина Бота Сериковна
Главный специалист Специализированного
межрайонного суда по уголовным делам ЗКО
12 комментария