РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ПОРЯДКЕ ГЛАВЫ 44 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
С обретением независимости Республикой Казахстан и развитием рыночных отношений в государстве, с выходом нашей страны на мировую арену в качестве полноправного члена мирового сообщества, взявшего на себя обязательство строго следовать основным принципам и нормам международного права, особо значимыми представляются вопросы эффективного развития и совершенствования всей политической и правовой системы государства и в этом контексте важными представляются вопросы совершенствования административного законодательства, административной политики в административном законодательстве республики, от которых в целом зависит эффективность и надежность всей судебной системы и в целом государственного управления в нашем государстве.
В этой связи, формирование демократической государственности в Казахстане предполагает создание новых, ранее неизвестных казахстанскому праву, правовых институтов. Каждое государство, и Казахстан не исключение, обладает своей правовой системой, с определенными, только ей присущими традициями, на основе которых формируется институты административного права.
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях состоит из 5 разделов и 53 глав и содержит 920 статей.
В отличии от старого Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (утративший силу) в новом кодексе подверглись переработке 760 статей, введены 62 новые статьи, исключены 128 статей, в том числе ввиду перевода предусмотренных ими составов административных правонарушений в разряд уголовных проступков (в рамках проекта нового Уголовного кодекса).
Кроме того, новый кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях содержит ряд таких существенных изменений:
- сокращение максимального срока административного ареста до 30 суток, а в исключительных случаях в частности условиях режима чрезвычайной ситуации – до 45 суток;
- существенное уменьшение размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства;
- увеличение количеств статей закона предусматривающих предупреждение как вид административного взыскания;
- сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции и для сокращенного порядка предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50% от общей суммы штрафа;
- смягчение административной ответственности в случае наличия таких обстоятельств (судья, орган (должностное лицо) при установлении смягчающих обстоятельств имеет право сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30% от общей суммы;
- возможность пересмотра административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам и другие изменения [4].
Теперь же мы остановимся к основной нашей обсуждаемой тематике. В частности к главе 44 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года. Так как данная глава является нововведением для административного кодекса. Глава 44 называется: «Обжалование действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении», она состоит из 3 статей, со статьи 829 по статьи 829.
Так, в статье 827 описывается порядок подачи жалобы»: «1. Действия (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в специализированный районный и приравненный к нему административный суд. Предварительное обращение в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу. 2. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать по ним решения. Запрещается поручать рассмотрение жалобы тому должностному лицу, действие (бездействие) которого обжалуется. 3. Жалобы могут быть устные и письменные. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Устные жалобы, излагаемые лицами на приеме у соответствующих должностных лиц, разрешаются на общих основаниях с жалобами, представленными в письменном виде. К жалобе могут быть приложены дополнительные материалы. 4. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право подачи жалобы на родном языке или языке, которым оно владеет. 5. Лицо, подавшее жалобу, вправе ее отозвать. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, потерпевший вправе отозвать жалобу своего защитника, представителя, кроме законного представителя. Жалоба, поданная в интересах лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть отозвана лишь с их письменного согласия. Отзыв жалобы не препятствует ее повторной подаче. 6. Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения» [4].
Необходимо отметить что Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (в старый редакции) от 30 января 2001 года (утративший силу) такой главы не предусматривал.
Алиева Р.К.
Судья межрайонного специализированного административного суда г.Алматы: