Н.Нигматулин обратил внимание на необходимость четких механизмов при решении вопросов занятости
Сегодня состоялось пленарное заседание Мажилиса под председательством Спикера Нурлана Нигматулина. Палата рассмотрела законодательные поправки по вопросам занятости и миграции населения, а также нововведения по регулированию земельных отношений.
Законопроект относительно занятости и миграции населения депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении.
В ходе рассмотрения парламентариями поднят ряд вопросов, в частности, о механизме финансирования частных агентств занятости, которым планируется передать в аутсорсинг услуги по трудоустройству. Прежде всего, речь шла об эффективности освоения ими выделенных бюджетных средств.
По мнению Председателя Мажилиса, нормы о том, что договоры аутсорсинга должны содержать конкретные индикаторы и частные агентства должны обеспечить их выполнение и, следовательно, нести за них ответственность, необходимо предусмотреть в самом законопроекте. В связи с этим уполномоченный орган следует наделить компетенцией по разработке и утверждению типового договора аутсорсинга, в котором это было бы предусмотрено.
- Бюджетные средства для того и выделяются, чтобы их эффективно использовать, чтобы они приносили людям пользу, чтобы люди могли почувствовать конкретный результат. А не так, чтобы выделили деньги, потратили их, отчитались об освоении, а реально никто не получил конкретной помощи, - подчеркнул Нурлан Нигматулин.
Вопросы у депутатов вызвала и норма, согласно которой центр занятости снимает с учета безработного, если он дважды отказался от предложенных вариантов работы, а также если он не уведомил местные исполнительные органы о своем отказе.
Высказываясь по данной норме, Н.Нигматулин не исключил возможности, что среди чиновников найдутся недобросовестные люди, которые специально будут предлагать нетрудоустроенным гражданам заведомо неприемлемые варианты работы, зная, что они будут отказываться. А затем, сняв их с учёта, будут отчитываться о стопроцентной занятости населения.
- Необходимо исключить такую вероятность, - обратился Спикер Мажилиса к министру труда. - Нормы закона должны быть такими, чтобы человеку, который действительно хочет трудоустроиться, помочь устроиться на реальную работу. Тем более что «отполированная» отчетность о занятости населения государству не нужна, - сказал Н.Нигматулин, отметив необходимость проработки этой нормы законопроекта до второго чтения.
В целом, законопроектом предусматривается модернизация работы центров занятости населения посредством перевода из государственных учреждений в госпредприятие на праве хозяйственного ведения.
Вводится упрощенный порядок регистрации вакансий без обязательного личного посещения центров занятости населения (посредством личного кабинета в электронной бирже труда, электронной почты, через портал «Электронное правительство»).
Предлагается внедрить многоканальную и упрощенную схему взаимодействия лиц, ищущих работу, и центров занятости населения. Предусматривается, что центры занятости населения будут уведомлять зарегистрированного безработного о появлении подходящей для него вакансии.
Планируется внедрить «Электронную биржу труда». По мнению разработчиков, это позволит консолидировать информацию о вакансиях и лицах, ищущих работу, со всех источников, включая данные частных агентств занятости и интернет-площадок в единый интернет-ресурс – «Биржу труда».
Расширяются права студентов и учащихся старших классов на участие в общественных работах. Заменяется условие «в период летних каникул» на «в свободное от учебы время, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения».
Законопроектом также предусматривается разграничение функций в сфере миграции населения: по формированию госполитики передаются от Министерства нацэкономики в Министерство труда и соцзащиты, а по межведомственной координации и реализации госполитики – от Министерства труда и соцзащиты в МВД РК.
Законодательные поправки по вопросам регулирования земельных отношений одобрены Мажилисом во втором чтении.
Расширяется действие моратория на предоставление сельхозземель в аренду совместным предприятиям, имеющим в уставном капитале долю иностранцев либо иностранных юридических лиц. Теперь любой процент иностранного участия в уставном фонде приведет к невозможности получения соответствующих прав на земельный участок.
Основные положения законопроекта касаются установления прозрачных механизмов предоставления сельхозземель посредством подробной регламентации деятельности земельной комиссии по предоставлению права землепользования на конкурсной основе, а также усиления контроля за рациональным использованием земель сельхозназначения и выполнением землепользователями взятых на себя обязательств путем ведения постоянного мониторинга.
В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных госорганов. Их озвучили И.Аронова, Б.Дюсембинов, З.Аманжолова, Ш.Хахазов, Б.Кесебаева, К.Мусырман, Р.Ким, В.Косарев, Д.Еспаева, А.Конуров, А.Ералиев, Ж.Омарбекова, А.Платонов.
(тексты депутатских запросов на www.parlam.kz)
Пресс-служба Мажилиса Парламента РК