О предстоящей реформе по модернизации уголовного процесса » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
О предстоящей реформе по модернизации уголовного процесса

О предстоящей реформе по модернизации уголовного процесса

В настоящее время, в целях практического исполнения Плана Нации, инициированного Главой государства, специальной рабочей группой и уполномоченными государственными органами разработан законопроект по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.

         Реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.

В целом поправки нацелены на семь основных ключевых направлений:

Первое. Сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.

Основываясь на опыте европейских стран, Проектом срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сокращен с 72 до                       48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов.

В исключительных шести случаях, четко оговариваемых Проектом,  допускается задержание без санкции суда до 72 часов. Это:

1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления;

2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;

3) при задержании по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков;

4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;

5) при задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека;

6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.

     Обозначенные меры направлены на снижение рисков использования задержания как средства давления и принуждения для сбора доказательств, подкрепляющих обвинение.

     Второе. Введение электронного уголовного дела.

Предусматриваются поправки в УПК, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Электронное уголовное дело - это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации – материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности.

Порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате будет определяться нормативным правовым актом Генерального Прокурора Республики Казахстан.

Как известно, действующий УПК позволяет вести уголовное производство только на бумажном носителе. На это затрачиваются значительные ресурсы – трудовые, финансовые и временные.

Отсутствие возможности своевременного доступа к процессуальным материалам уголовного дела и делам участников процесса сохраняет риски фальсификации материалов, что не позволяет в полной мере обеспечить прозрачность взаимоотношений правоохранительных органов и населения страны.

Такое новшество направлено на упрощение и повышение качества уголовного процесса. Следует отметить, что в целях соблюдения прав граждан законодательно сохраняется возможность ведения уголовного производства на бумажном носителе.

Третье. Дальнейшее расширение судебного контроля.

Это будет сделано, прежде всего, в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия.

Будут переданы от прокуратуры судам санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

В том числе от прокуратуры суду предлагается передать функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов.

Особо следует отметить о наличии в Проекте нормы, устанавливающей право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение пятнадцати дней с момента уведомления о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.

При принятии законодателем поправок, напрямую в суд сможет обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение.

Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом сокращен с трех суток до  24 часов.

Четвертое. Повышение уровня защиты прав граждан.

Расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности (проект предусматривает введение части 3 в статью 136 УПК).

Пятое. Исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события.

Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном Главой 23 УПК. В случае выявления нового факта он должен быть зарегистрирован в ЕРДР как новое правонарушение и только после этого он может быть объединен в рамках одного досудебного расследования, начатого ранее.  

Это позволит искоренить случаи дополнительного сбора улик по любым другим, относящимся к данному лицу действиям, при отсутствии доказательств по расследуемому событию.

Шестое. Повышение состязательности процесса.

а) адвокаты будут наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий (кроме негласных следственных действий);

б) проект предусматривает сокращение до 24 часов сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного;

в) определен механизм  приобщения опроса, проведенного адвокатом к материалам дела и приобретения им статуса доказательства, после исследования органом, ведущим  уголовный процесс;

г) по окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут представить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.

д) правило «золотого доказательства» защиты. Сторона защиты вправе одно доказательство представить только суду.

Согласно  требованиям статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса,  органом, ведущим уголовный процесс, должны быть проверены все заявления о невиновности или меньшей степени виновности.  Поэтому особенно важным является  укрепление  объективности уголовного процесса  с  начала  досудебной стадии, где сторона защиты должна  проявить активность с первых дней досудебного производства.

Эти поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.

Седьмое. Упрощается производство по уголовным проступкам,  преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.

     Приказное производство предполагается применять при наличии                        4 оснований, когда:

1) собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;    

2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);

3) санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;

4) подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.

Проект предусматривает, что приказное производство не будет применяться в отношении:

1) лиц, совершивших запрещенное уголовном законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после совершения уголовного правонарушения психическим расстройством;

2) несовершеннолетних, или лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;

3) лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования;

4) лиц, к которым в качестве обязательного дополнительного наказания могут быть применены конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, выдворение за пределы Республики Казахстан.

При совокупности уголовных правонарушений, не предусматривающей назначение окончательного наказания в виде штрафа, также при совокупности приговоров, требующей применения правил статьи 60 Уголовного Кодекса Республики Казахстан (назначение наказания по совокупности приговоров) порядок приказного производства не применяется.

Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение 5 суток, рассмотрению в суде в течение 3 суток без проведения судебного заседания то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам, при поддержке этих норм законодателем, займет не более восьми суток.

Приказное производство относится к целерантному (от латинского быстрый) производству. Сокращается как досудебная, также судебная стадия, приближается момент совершения уголовного правонарушения и наказания за него (право на суд без неоправданных задержек), позволяет органам расследования сфокусироваться на более сложных делах. Нет необходимости по простым, очевидным делам проводить длительные  процедуры. Форма приказного производства позволяет в максимально короткие сроки завершить и направлять в суд уголовные дела по несложным уголовным правонарушениям, что ускорит восстановление нарушенных прав. Такой вид уголовного производства отвечает интересам как стороны обвинения, так и защиты, так как минимизирует вовлечение граждан в сферу  уголовной юстиции, получить более мягкое наказание – штраф без дополнительного наказания.

Отдельно следует отметить, что проект предусматривает поправки и по  началу досудебного расследования.

На сегодня, в рамках досудебного производства расследуется практически каждое зарегистрированное заявление, включая гражданские споры, сообщения об утере имущества и так далее.

Для этого достаточно регистрации заявления в ЕРДР.

В итоге - необоснованное вовлечение значительного числа граждан в орбиту уголовного процесса и ограничение их прав.

В целях исключения подобной негативной практики рабочей группой предложено в проекте обозначить, что не подлежат регистрации в Едином реестре досудебных расследований заявления, сообщения об уголовном правонарушении или рапорт об уголовном правонарушении:

а) в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, существенном вреде либо незаконном доходе, подтвержденные актами проверок, ревизий, аудита и другими, когда их наличие является обязательным признаком уголовного правонарушения;

б) о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными;

Эти требования предлагается не распространять на случаи подачи коллективных, многочисленных заявлений о недобросовестном исполнении договорных обязательств.

 

Судья районного суда №2 Есильского района г.Астана                                                        

К.Дуйсембиев

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×