РОЛЬ ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССА РЕАЛЬНЫХ СОБСТВЕННИКОВ

РОЛЬ ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССА РЕАЛЬНЫХ СОБСТВЕННИКОВ

Весь ход рыночных реформ, осуществляемых в Узбекистане с 2017 года, тесно связан с проблемой становления и развития класса реальных собственников, решение которой позволит насытить отечественный рынок необходимыми потребительскими товарами и услугами, создать новые рабочие места, производить продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках.

Последовательное и поэтапное институциональное строительство оказало благоприятное влияние на развитие предпринимательского сектора Узбекистана. За 2018-2022 годы количество действующих малых предприятий и микрофирм увеличилось почти в 2,3 раза и на 1 января 2023 года составило 523,6 тыс. единиц. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения выросло за данный период с 12,2 до 17,9 ед., а в городе Ташкент – 35,9 ед., Навоийской области – 24,8 ед., Сырдарьинской области – 23,0 ед., Джизакской области – 21,5 единиц.

Вместе с тем, опыт конституционного строительства в зарубежных странах, в том числе на пространстве СНГ свидетельствовал о целесообразности более полного закрепления в Основном Законе страны норм, гарантирующих права инвесторов и предпринимателей, как отечественных, так и зарубежных. Это обусловлено тем, что только реальный собственник и конкуренция в условиях гарантированного верховенства законов позволит обеспечить устойчивое развитие бизнеса, привлечение прямых иностранных инвестиций в реализацию приоритетных инвестиционных проектов, что позволит решить проблему занятости и роста доходов населения в стране.

Обновленная Конституция объединила все слои общества вокруг главной цели – построения Нового Узбекистана, особенно место в реализации которой, отводится предпринимательскому сектору.

В Основном законе в достаточной степени отражены гарантии со стороны государства по внедрению механизмов свободного рынка, обеспечению здоровой конкуренции, неприкосновенности частной собственности и защите предпринимательства.

В этой связи Конституция содержит нормы, прямо влияющие на формирование благоприятной бизнес среды в Узбекистане, в частности в области налогообложения. Так, в статью 63 внесено важное дополнение, что налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Так, только за счет снижения с 1 января 2023 года ставки налога на добавленную стоимость с 15 до 12 % в распоряжении предпринимателей будет оставаться ориентировочно не менее 14 трлн. сум в год. Справедливые налоги позволят населению и предпринимателям Узбекистана инвестировать свои сбережения в инвестиционные проекты и получать высокие доходы.

Первостепенное значение для развития частного сектора имеет также административное давление на предпринимателей со стороны органов управления и контроля, препятствующее развитию рыночных отношений, сковывающее бизнес инициативы, ухудшающие конкурентную среду. Именно поэтому в статье 65 подчеркивается, что государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства.

Провозглашая конституционную поддержку обеспечению благоприятного делового и инвестиционного климата, законодатель тем самым предоставляет как субъектам предпринимательства, так и инвесторам государственные гарантии.

Мировая практика свидетельствует, что действующая система защиты прав потенциальных инвесторов определяет масштабы и эффективность  процессов приватизации в стране, а также привлечения портфельных инвестиций в них. Спрос на акции приватизируемых предприятий при наличии эффективной системы защиты значительно возрастает, а следовательно, повышается их рыночная цена. Как следствие, вырастают доходы от приватизации, а предприятие получает средства на модернизацию технологических процессов и выпуск конкурентоспособной продукции.

Практика сохранения монополизма и высокой доли государственной собственности в ведущих отраслях экономики Узбекистана, нарушения прав иностранных и местных акционеров, действующая на протяжении длительного времени, оказали крайне негативное влияние на состояние промышленных предприятий. Отсутствие собственных средств для закупки оборудования снижало качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, а наличие государственных гарантий приводило к закупке устаревшего импортного оборудования по завышенным ценам и процветанию коррупции в сфере государственного менеджмента на отраслевом и территориальном уровнях. Это нашло отражение и в объемах иностранных инвестиций, привлеченных в национальную экономику, среднегодовой объем, которых до 2017 г. не превышал 1 млрд. долл. США. 

Как свидетельствует практика зарубежных стран (США, Великобритания и др.) основным источником финансирования национальной экономики осуществляется главным образом за счет акционерного капитала и облигаций, а доля банковского финансирования имеет значительно меньший удельный вес.

В Узбекистане же активы банковского сектора в 130 раз превосходит долю акций, которые находятся в свободном обращении и составляют лишь 0,3% от ВВП страны, а объем капитализации рынка ценных бумаг не превышает 2 трлн. сум. Согласно программе развития рынка капитала в Узбекистане доля ценных бумаг в свободном обращении должна достигнуть не менее 5% ВВП, а капитализация рынка ценных бумаг в денежном выражении до 45 трлн. сум. Эта важнейшая задача будет решаться размещением ценных бумаг 15 крупнейших отечественных предприятий с государственной долей на международном рынке капитала.

Кроме того, к 2023 году в Узбекистане планируется приватизировать не менее 20 крупных государственных компаний. Увеличение объема портфельных инвестиций для крупных предприятий республики, позволит в большей степени удовлетворять потребности средних и малых предприятий республики в кредитных ресурсах и поддержать их на начальном этапе развития.

Аналогичная ситуация складывается и с конкуренцией. На сегодняшний день отмечаются случаи недобросовестной конкуренции на рынке Узбекистана, что в свою очередь, наносит ущерб не только производителям и потребителям, но и международному имиджу страны. Причем ассортимент контрафактной продукции не ограничен лишь товарами высокого потребления, его можно обнаружить также среди одежды известных марок, продуктов питания, детской смеси, лекарственных препоратов и программных обеспечений. Таким образом, в стране на уровне Основного закона обеспечивается всесторонняя поддержка развития предпринимательства, включая правовые механизмы защиты и привлечения к ответственности за монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Кроме того, в обновленной Конституции закреплена норма, согласно которой основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных формах. В отличие от ранее действующей редакции Конституции гарантируется неприкосновенность частной собственности. Собственник не может быть лишен своего имущества, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда. Таким образом, защитником собственности в Узбекистане становится только Конституция, закон и суд.

Внедрение общемировой практики в процедуру изъятия собственности для общественных нужд позволит перевести все возникающие проблемы в данной сфере в правовое поле, снять напряжение в обществе, обеспечить максимальную защищённость населения и бизнеса от произвола территориальных органов власти, а также получить справедливую компенсацию им всех понесенных затрат

В целях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы, в качестве одного из основных направлений повышение роли частного сектора в обеспечении экономического роста, создания благоприятных условий для его развития во всех отраслях и сферах определено продолжение институционального и административного реформирования в сфере гарантирования неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

Так, с 1 сентября 2022 года отменены порядки, требования и ограничения, предусматривающие прямое либо косвенное ограничение права владения, пользования и распоряжения частной собственностью, которые препятствовали полному внедрению принципов рыночной экономики в имущественные отношения.

Министерством юстиции совместно привлеченными министерствами и ведомствами подготовлен и внесен в Кабинет Министров проект закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в новой редакции, а также изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающие установление ответственности за необоснованное списание денежных средств с банковских счетов субъектов предпринимательства, невозвращение по первому требованию субъекта предпринимательства излишне взысканных и излишне уплаченных денежных средств.

В статье 67 на конституционном уровне закреплено, что государство обеспечивает благоприятный инвестиционный и деловой климат в стране, гарантирует свободу предпринимательской деятельности, а также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. Это создает предпосылки для выравнивания уровня развития депрессивных регионов и росту доходов населения в них.

В этой связи, в республике принимаются кардинальные меры по формированию равных условий для предпринимателей, путем внедрения новых механизмов регионального развития, исходя из имеющихся условий, потенциала и возможностей, а также совершенствования порядка предоставления государственной поддержки бизнеса и повышения ее эффективности.

Так, согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по разделению территорий республики на категории и внедрению дифференцированной системы поддержки предпринимательства» от 30 декабря 2022 года, 208 районов и городов Узбекистана были разделены районов и городов республики на 5 категорий, исходя из привлекательности бизнес среды и уровня развития предпринимательства в них. Для выравнивания территориального уровня развития предпринимателям будут дифференцированы налоговые ставки, а также выделяться субсидии, кредиты и компенсации.

Немаловажное значение здесь имеет тот факт, что гарантию бизнесу предоставляют с учетом приоритета прав потребителей, что позволит обеспечить насыщение местного рынка конкурентоспособной продукцией по доступным ценам.

Таким образом, с принятием новой редакции Основного закона созданы конституционные гарантии для дальнейшего обеспечения благоприятного делового и инвестиционного климата в Узбекистане, что послужит формированию класса реальных собственников, которые создадут прочную основу для построения Нового Узбекистана. 

Дмитрий Тростянский, д.э.н.,

главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

231 комментария

  1. аватар
    Kertsy 3 февраля 2024 21:19

    order albuterol <a href="https://ventolrolo.top/ventolin-online.html">albuterol without prescription</a> purchase albuterol inhalator for sale

  2. аватар
    Aocuka 5 февраля 2024 08:42

    amoxicillin 1000mg tablet <a href="https://rsamox.top/amoxicillin-antibiotics.html">amoxil 250mg oral</a> buy amoxicillin 250mg pills

  3. аватар
    Oblgdq 5 февраля 2024 14:59

    buy clavulanate paypal <a href="https://augmenclav.top/augmentin-warnings.html">buy clavulanate cheap</a> purchase augmentin without prescription

  4. аватар
    Uxreyf 7 февраля 2024 00:21

    buy azithromycin for sale <a href="https://plzitmax.top/azithromycin-antibiotics-treat-what-condition.h
    tml">azithromycin pill</a> azithromycin 250mg tablet

  5. аватар
    Mneocx 7 февраля 2024 06:37

    levothyroxine order <a href="https://levoroid.top/levothyroxine-25-mcg.html">levothyroxin
    e online order</a> order levothroid generic

  6. аватар
    Subqra 8 февраля 2024 23:39

    clomid online order <a href="https://clophene.top/clomid-pills-buy-online.html">buy clomiphene no prescription</a> order clomiphene 100mg for sale

  7. аватар
    Uisfuq 10 февраля 2024 07:17

    how to buy neurontin <a href="https://gapontin.top/neurontin-for-pain.html">gabapentin 600mg generic</a> order gabapentin for sale

  8. аватар
    Vpvcxc 11 февраля 2024 06:16

    sildenafil 100mg sale <a href="https://sildvig.top/viagra-price.html">viagra 50mg pills for men</a> order sildenafil 50mg online

  9. аватар
    Wsafub 17 февраля 2024 07:39

    buy triamcinolone online <a href="https://aristonide.top/aristocort-injection.html">order aristocort for sale</a> aristocort where to buy

  10. аватар
    Sgkwae 18 февраля 2024 11:38

    buy cenforce online cheap <a href="https://rxcenforce.top/cenforce-side-effects.html">cenforce 50mg pills</a> order cenforce 100mg pill

  11. аватар
    Kzqzyd 18 февраля 2024 13:49

    clarinex 5mg over the counter <a href="https://clarilari.top/clarinex-syrup.html">buy desloratadine pills for sale</a> buy desloratadine without prescription

  12. аватар
    Rssucv 20 февраля 2024 04:31

    purchase loratadine generic <a href="https://clatadine.top/clarinex-10mg.html">claritin 10mg over the counter</a> order loratadine generic

  13. аватар
    Kgkejk 21 февраля 2024 10:14

    buy priligy tablets <a href="https://prilixgn.top/priligy-for-sale.html">buy generic dapoxetine for sale</a> order cytotec generic

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×