Некоторые вопросы совершенствования норм Конституции Республики Казахстан
Конституция Республики Казахстан занимает особо важное место в системе законодательных актов нашего государства. Основной закон обладает высшей юридической силой и является главной гарантией законности и правопорядка в стране, по праву занимает стержневое положение в правовой системе государства, определяя устойчивую стабильность функционирования всей ее структуры. Конституция определяет главные государствообразующие принципы нашей страны. Конституция Республики Казахстан прежде всего учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, и что весьма существенно - закрепляет основные права и свободы человека и гражданина. И что чрезвычайно важно, все законы и подзаконные акты любых структур государственной власти должны соответствовать нормам Основного закона, а те, которые противоречат им, должны быть неотложно аннулированы. Все без исключения государственные органы, общественные организации, граждане обязаны действовать в соответствии с требованиями Конституции, всемерно внедрять в жизнь ее нормативные установления. Неоценима роль Основного закона в целенаправленном движений страны к построению подлинно правового государства, создающее оптимальные условия для общественного прогресса. Жизнь всегда будет диктовать новые условия и требования, которые должны вовремя отражаться в нормах действующего законодательства. Нет в мире ничего совершенного – очевидный философский постулат. В любой деятельности имеет место только постоянный, поэтапный процесс стремления достичь совершенства. Работа по совершенствованию конституционных норм также всегда должна стоять на повестке дня. Если своевременно вносятся изменения и дополнения в законы с более действенными нормами, отвечающие вызовам времени, то повышается позитивная результативность законов, и в свою очередь, улучшается деятельность государственных органов, соответственно, улучшаются условия жизни людей. Древнеримский историк Тит Ливий не случайно писал: «Закон должен быть выражен в словах, внушающих трепет». Будем полагать - трепет благородный и осознанный, что законы выражают принципы справедливости и гуманности. Известно, что по истечении времени на практике обнаруживаются явные или скрытые пробелы в тексте определенного законодательного акта. Потому в отдельных случаях в действующие законы вносятся изменения и дополнения. Так, несколько слов по структуре Основного закона страны: раздел VII назван «Суды и правосудие». В этот же раздел помещена норма о прокуратуре (ст. 83 Конституции РК). Однако «Прокуратура» не является судебным органом и следовательно не осуществляет правосудие. Ее задача раскрыта в статье «1. Назначение прокуратуры» Закона Республики Казахстан «О прокуратуре»: «Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.» Соответственно положение об органах прокуратуры необходимо вывести из данного раздела и поместить в отдельный раздел «Прокуратура и общий надзор». Тем более, статья 75 Основного Закона гласит: «1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. 3.Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.» Из текста Закона Республики Казахстан «О прокуратуре» следует, что органы прокуратуры ставят себе в качестве главной задачи «высший надзор за соблюдением законности» в стране никаким образом не связанные с осуществлением правосудия. И не следует признать бесспорными утверждение ученого о «тесно связанных между собой взаимодействующих, взаимопересекающихся» моментах в деятельности органов суда и прокуратуры. В основном, у суда и прокуратуры различные цели и задачи, определённые в законе. Потому они и различные структурные ветви государственной власти. В целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры в деле осуществления в стране высшего надзора за соблюдением законности и повышения ее роли в общей структуре государственных органов назрела настоятельная необходимость внесения указанного выше изменения в структуру Конституции Республики Казахстан.
Накипбек Садвакасов
юрист-правовед