РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В КАЗАХСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Одним из элементов политической системы являются политические партии, которые оказывают значительное влияние на многие стороны государственной и общественной жизни. Политические партии выявляют и отражают интересы отдельных социальных групп и индивидов в органах государственной власти, благодаря чему граждане могут участвовать в управлении общественными делами и влиять на процессы принятия важных государственных решений.
На современном этапе политические партии в развитых демократических странах являются составными частями конституционного строя, государственной и общественно-политической жизни; их деятельность урегулирована в большинстве случаев в конституционно-правовом порядке.
Борьба за политическую власть отличает политические партии от других общественных объединений. Свои идейно-политические и организационные основы партии закрепляют в программных и уставных документах.
Являясь посредником между гражданским обществом и государством, политические партии при этом она выполняет ряд важных функций: выявляют, формулируют и обосновывают политические интересы больших социальных групп, включают граждан в политическую жизнь, приобщают их к политическим ценностям, идеалам и нормам политического поведения, формируют политическое сознание и культуру, участвуют в борьбе за власть, в её осуществлении, принятии политических решений и контроле за их исполнением, формируют общественное мнение и др.
В настоящее время политические партии во всем их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определенными общими чертами. Это позволяет проводить их классификацию по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии, как их классовая природа, происхождение, внутренняя структура, особенности отношений членства, политические цели, положение в политической системе и др.
На протяжении ряда столетий институт политических партии является неотъемлемым атрибутом в многогранной и сложной политической жизни большинства государств мира.
Политические партии – это институты гражданской гражданского общества, которые на пути своей эволюции подвергались значительным изменениям. Вопросы же дальнейшей трансформации партийного развития стали предметом бурных дискуссий среди научно-экспертных кругов уже со второй половины ХХ века и длятся по сей день.
Сегодня, долгосрочные тенденции развития института партии сочетаются с краткосрочными триггерами, в первую очередь изменением механизмов осуществления гражданской активности. Рост роли неправительственных организаций, интернета и социальных сетей в частности оказывает значительное влияние на роль партии в обществе.
В ХХ в. деятельность политических партий получила конституционное признание в развитых государствах мира, развивая плюрализм политической жизни, они стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом представительстве интересов граждан. Без деятельности политических партий в современном обществе невозможно функционирование института выборов как механизма формирования государственности, легальной смены власти. В условиях демократии политические партии являются самым действенным связующим звеном между народом и правительством, гражданским обществом и государством.
Сегодня политические партии Республики Казахстан представляют собой политико-правовой институт, основополагающие положения и принципы которого, как правило, устанавливаются на конституционном уровне и подробно регламентируются в специальном законодательстве. Основные положения о политических партиях закреплены в статьях 5, 20, 23 Конституции Республики Казахстан, на основании которых были приняты Закон об общественных объединениях 1996 года и специальный Закон о политических партиях 2002 года.
Анализ развития многопартийности в Казахстане показал, что политические партии Республики Казахстан прошли несколько этапов своего развития от неформальных общественных объединений до формирования зрелых политических партий, накапливая новые признаки, функции и постепенно институциализируясь в политической системе.
Партийное строительство в Республике Казахстан получило свое новое развитие с принятием в 2002 году Парламентом нового Закона «О политических партиях», призванного, по мнению авторов закона, регламентировать и упорядочить ход партийного строительства в Республике Казахстан.
В целом, на сегодняшний день по ряду признаков в Казахстане сложилась модель партийной системы с доминирующей партией, хорошо зарекомендовавшая себя в ряде активно модернизирующихся азиатских и латиноамериканских странах. Доминирующей партией выступает партия «Нур Отан», которая имеет большинство в Парламенте.
В настоящее время в Казахстане действуют 6 партий:
- Демократическая партия Казахстана «Ак жол». Зарегистрирована - 3 апреля 2002 года.
С 2012 года является парламентской партией, имеет депутатскую фракцию в Мажилисе (7 мандатов).
Основной целью является создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, неуклонного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также для достижения экономического, социального и политического прогресса казахстанского общества и государства.
- Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл». Зарегистрирована 5 сентября 2015 года.
Цель - активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества, осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики, повышение жизненного уровня граждан, утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране, укрепление межнационального и межконфессионального согласия, национального патриотизма, объединение всех патриотов страны.
- Политическая партия «Бірлік». Зарегистрирована - 26 апреля 2013 года, в результате объединения партий Адилет и Руханият.
Цель - Консолидировать гражданское общество и добиться осуществления политического курса, направленного на утверждение подлинной демократии, строительство правового государства и высокоразвитой экономики в интересах граждан, формирование необходимых условий для возрождения отечественной культуры, подъема уровня образования и здравоохранения.
- Коммунистическая народная партия Казахстана. Зарегистрирована — 21 июня 2004 года.
Цель - движение к обществу подлинного народовластия, социальной справедливости, широкой духовности, свободы и процветающей экономики на базе научно-технического прогресса и принципов научного социализма. Центром такого общества должен стать человек, наделенный полнотой гражданских прав и широкими возможностями для развития и проявления своих способностей и удовлетворения многообразных потребностей.
- Партия «Нур Отан». Основана в 1999 году.
Цель - Методами политической работы добиваться построения экономически сильного, демократического, светского, правового, социального государства с развитыми институтами гражданского общества, современной конкурентоспособной политической системой.
- Общенациональная социал-демократическая партия (оппозиционная партия). Образована 10 сентября 2006 года, зарегистрирована 25 января 2007 года.
Основной целью является обеспечение достойной гражданина жизни, формирование сильного государства, способного создать для этого требуемые условия, а также создание постоянно действующего механизма переговорных процессов для согласования интересов различных социальных групп как способа консолидации всего казахстанского общества.
Как правило, существующие, зарегистрированные казахстанские партии едины в вопросах стратегии строительства государства, называют себя партиями парламентского типа, провозглашают необходимость соблюдения Конституции РК, признают приоритет общечеловеческих ценностей, заявляют себя открытыми организациями для конструктивного сотрудничества с другими политическими партиями и движениями. Различия между партиями перешли в плоскость их тактики: методов, механизмов, способов реализации ими своих программ.
Законодательная база
В развитии института партий важную роль играет законодательная база. Потребность в специальном законодательстве о партиях возникает, как правило, в обществах, переживающих процесс демократического обновления, коренного переустройства системы политико-государственных институтов. Если говорить о Европе, то они этот путь прошли в послевоенные годы большинство стран, а уже в последние два десятилетия - многие восточноевропейские государства и страны бывшего Советского Союза.
В формах и подходах к задаче регулирования партийной деятельности в зарубежном законодательстве наблюдается довольно большое разнообразие. Это связано как с особенностями исторического развития, так и с современной спецификой социально-политической жизни отдельных государств. В таких, например, странах, как Великобритания и США, упоминание о политических партиях в текстах конституций и других актах конституционного характера полностью отсутствует. Деятельность партий в этих странах регулируется гражданским законодательством, его отраслями и избирательными законами.
На сегодняшний день в Казахстане, для того чтобы побороться за места в Парламент, партия должна получить не менее 7-ми процентов от общего количества голосов. Если только одна партия проходит барьер, партия, занявшая второе место по количеству голосов, получает не менее двух мест. После выборов партии распределяют места среди кандидатов из партийных списков; партии не обязаны следовать нумерации кандидатов в списках. Это ограничивает информацию о кандидатах, доступную для избирателей, и идет вразрез с надлежащей практикой.
Процесс партийного строительства и формирования партийной системы в Республике Казахстан, начатый в конце прошлого столетия, постепенно развивается. Осуществлён переход от однопартийной системы к многопартийности. К настоящему времени партийная компонента заметно усилилась и является серьёзным фактором политической борьбы, политической конкуренции.
Казахстанские партии прошли все ступени начальной стадии своего развития, выдержали испытание несколькими избирательными кампаниями и прочно заняли свою нишу в иерархии общественно-политических отношений. Они постепенно становятся авторитетным институтом гражданского общества, основной формой организации политической активности граждан, их политического представительства в органах государственной власти.
Институт партии завтрашнего дня: прогнозы
Сегодня, долгосрочные тенденции развития института партии сочетаются с краткосрочными триггерами, в первую очередь – усилением отстранения избирателей. Устойчивость и востребованность любой политической партии новой или старой, будет в значительной степени зависеть от ее гибкости и способности адаптироваться к социальным изменениям.
Эксперты в области партийного развития, отмечают также, что изменениям должны следовать не только сами политические партии, но и вся политическая система государства в целом. В этом случае, изменения будут проходить на всех уровнях: на низовом уровне улучшить и развить политические партии в своей повседневной деятельности, и на системном уровне.
Рост числа новых гражданских движений, ориентированных на решение какой-либо узкой проблемы бросает вызов будущему политических партий. Ради успешного будущего, партии станут предлагать своим членам разные модели членства, которые могут варьироваться от пассивного членства и классического участия в партийной ячейке, до чисто проблемного участия и структур виртуальной ассоциации для временного участия в отдельных проектах. Другими словами, партиям необходимо продолжать адаптироваться к новым способам, через которые граждане хотят участвовать в политике.
Требование времени - необходимость быстрых ответов на большое количество вопросов. В этой связи, т.н. онлайн-политика будет выходить на новый уровень. Важная роль в этом отводится социальным медиа, которые позволяют партиям вести необходимый диалог с гражданами в режиме реального времени. Традиционные политические партии сегодня стоят перед вызовом новых форм политической коммуникации, которые характеризуются персонификацией, активным самовыражением, прямым участием, визуализацией. Традиционные формы организации – членство, централизация, местные организации, а также формы рекрутирования и получения ресурсов перестают работать. Поэтому политические партии начинают активно приспосабливаться к ситуации, что ведет к сетевой организации и перестройке их работы. Новые виртуальные партии в этом отношении имеют определенное преимущество, но пока они захватывают только некоторые сегменты политики, ориентируясь на «горячие» проблемы. Очевидно, что сетевая организация на сегодняшний день является более конкурентоспособной и соответствующей потребностям в политической активности граждан.
Очевидно, что организационная структура и стратегия партий будущего будет принципиально отличаться от традиционных рядом важных особенностей: они будут обладать более высокой чувствительностью к политическим условиям в своих странах; повысится уровень политической гибкости; лидеры станут играть более важную роль; будут более активно и креативно использовать социальные сети; сделают ставку на зрелищные методы агитации; их риторика будет отличатся простотой и станет затрагивать больше наболевших вопросов.
Не в чистом виде, однако один из примеров партии нового формата это французская "Вперед, республика", созданная президентом Франции Э. Макроном. Партия, созданная буквально "на коленке", получила поддержку общества в ситуации серьезного политического вакуума, и как подчеркивают эксперты, в тот период, когда старые партии оказались в упадке. "Вперед, республика" смогла создать себе привлекательный имидж новой политической силы, идущей с программой обновления политики. Новые люди и новые лозунги сыграли свою роль. Это движение было готово к борьбе, имело стратегию завоевания власти.
В целом, само появление партий в общественной жизни было обусловлено развитием общества. Партия сегодня – это неотъемлемое звено в структуре гражданского общества. И будущее гражданского общества в Казахстане в немалой степени зависит от того, смогут ли партии быть современным игроком на политической арене, способным чутко и оперативно реагировать на происходящее в обществе. В противном случае в политической системе страны могут произойти серьезные изменения. И партии заменят иные институты-выразители широких общественных интересов.
Сегодня, все еще идет перестройка партий к новым условиям и наступило осознание что эти процессы должны происходить гораздо динамичнее.
Итак, политические партии Республики Казахстан достаточно эффективно используют правовой потенциал, предоставленный законодателем, применяя при этом различные формы политического участия в государственной и общественной жизни (выборы, пропаганда политических программ, проведение собрания, митинги и демонстрации и др.). Тем не менее, учитывая многофункциональный характер политических партий, государство обязано содействовать реализации всего комплекса их прав и свобод, поскольку это будет способствовать стабилизации политической системы, максимальному учету интересов граждан и различных социальных групп при решении важных государственных задач.
В связи с вышесказанным необходимо отметить одну из проблем политический системы Республики Казахстан, которая касается невостребованности политического потенциала внепарламентских партий, не представленных в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
В качестве мер, по совершенствованию деятельности политических партий Республики Казахстан, для усиления роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны, а также для повышения их активности предлагается дополнить Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года № 344-II «О политических партиях» статьей 15.1. Участие политических партий, не представленных в Мажилис Парламента Республики Казахстан в пленарных заседаниях.
Политические партии, не представленные в Мажилис Парламента Республики Казахстан, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются Регламентом Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Решение об участии политической партии, не представленной в Мажилис Парламента Республики Казахстан, в пленарном заседании, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени политической партии на соответствующем пленарном заседании, принимается коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии.
Политическим партиям необходимо внести изменения в свои уставы, направленные на урегулирования порядка участи политических партий в пленарных заседаниях в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Специальные пленарные заседания, посвященные рассмотрению предложений и сообщений указанных политических партий могут быть посвящены вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни, либо ежегодные пленарные заседания, посвященные какому-либо блоку вопросов. Кроме того, законодательным органом политическим партиям может быть предоставлено право принимать участие в обсуждении наиболее важных вопросов, рассматриваемых на пленарных заседаниях (например, рассмотрение проекта соответствующего бюджета или отчета о его исполнении, либо о ходе реализации Общенационального плана реализации по Посланию Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»).
Реализация предложенных мер об участии политических партий, не представленных в Мажилис Парламента Республики Казахстан в пленарных заседаниях, позволит прислушиваться к конструктивным замечаниям представителей оппозиции, реализуя те их предложения, которые не грозят стране утратой политической стабильности и могут принести пользу в стратегической перспективе государства, способствует формированию культуры политического оппонирования, укрепления конструктивной оппозиции как основы для конкуренции кадров и программ, выражение интересов всех общественных слоев и групп.
Анализ политической жизни Казахстана последнего десятилетия и процесса формирования политической системы показывает, что динамика политической жизни в стране соответствует общемировым закономерностям развития демократии.
А.Турекулов