Не допустить девальвации «общественного капитала»
Роль неправительственных организаций в решении социальных проблем в некоторых сферах является первостепенной, так как не всегда государственные механизмы могут мобильно реагировать на изменение ситуации в гражданском обществе.
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. В Казахстане также сложилась разнообразная система связующих межсекторальных механизмов. Их главная задача - обеспечить координацию партнерских усилий неправительственного сектора и государственных структур в достижении единых целей при решении проблем общества.
Взаимоотношения государственного сектора и НПО начались в конце 2000 г., когда в своем традиционном послании к народу Президент Республики Казахстан впервые обозначил важный вклад НПО в развитие республики и уполномочил представителей государственных органов оказывать всяческую поддержку на местах: «Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане» (из послания Президента страны к народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» от 4 октября 2000 г.).
Отсутствие проработанной законодательной базы в сфере регулирования партнерских отношений между государственными структурами и НПО привело к тому, что на протяжении нескольких лет оба сектора решали сходные социальные задачи порознь. До 2000 г. законодательная база НПО была очень слабой и опиралась только на Гражданский кодекс (1994) и закон «Об общественных организациях» (1996), в которых имелся ряд противоречий. Кроме того, термин «НПО» в законодательных актах не значился и НПО приравнивались к другим общественным организациям, таким, как религиозные объединения, территориальные комитеты общественного самоуправления, потребительские кооперативы собственников квартир и др. В 2001 г. появился «Закон о НКО» (некоммерческих организациях). А через год выходит в свет «Концепция поддержки государством НПО на 2006-2011 годы.
В рамках данного документа было предусмотрено до 2011 года проработать и поэтапно реализовать меры по дальнейшему развитию институтов гражданского общества. В сегменте НПО планировалось усовершенствовать и обеспечить прозрачность механизма формирования государственного социального заказа, улучшить механизм и процедуры его реализации, предусматривались вопросы участия НПО в определении приоритетных социальных программ и проектов.
Основная цель Концепции - дальнейшее совершенствование законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международно-правовыми инструментами в рамках международных договоров и пактов в области прав человека и человеческого измерения.
Концепцией было предусмотрено решение пяти основных задач:
1) построение демократического, светского, правового и социального государства, где человек, его права и свободы являются главными ценностями;
2) создание системы гармоничных, равноправных и партнерских отношений между неправительственными организациями, бизнес-сектором и государством;
3) разработка экономических стимулов для участия бизнес-сектора в проектах НПО, развитие благотворительности и меценатства;
4) формирование благоприятной правовой базы для развития всех институтов гражданского общества;
5) достижение высоких стандартов качества жизни, гармонизация трудовых отношений, сокращение разницы между уровнями доходов богатых и бедных слоев населения.
За время реализации Концепции в Республике Казахстан были созданы необходимые правовые, социально-экономические и организационно-методические условия для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором.
Одним из результатов Концепции стало регулярное проведение Гражданских форумов, ставших общенациональной диалоговой площадкой для выработки путей взаимодействия между государством и НПО.
Проанализировав поступательное развитие институтов гражданского общества мы пришли к следующим результатам:
во-первых, создана эффективная система взаимодействия государства с неправительственным сектором через реализацию государственного социального заказа и непосредственное участие НПО в процессе принятия решений посредством функционирования диалоговых площадок;
во-вторых, наряду с количественным ростом НПО на лицо качественный рост неправительственного сектора, что выражается в повышении уровня профессионализма, материально-технической базы и институционального развития, а также уровня доверия населения неправительственному сектору;
в-третьих, создана правовая база для эффективного функционирования и деятельности неправительственного сектора страны;
в-четвертых, возрос уровень осознания и понимания отраслевыми центральными и местными исполнительными органами роли НПО в процессе принятия решений, реализации программ, разработан механизм делегирования общественно-значимых проектов;
в-пятых, создана система повышения прозрачности государственных органов через привлечение к деятельности представителей неправительственного сектора.
На основе вышеизложенного считаем, что актуальными вопросами современности, непосредственно затрагивающими неправительственный сектор и гражданское общество в ближайшей перспективе являются коррупционные риски, угрозы экстремизма и терроризма, геополитического давления на республику, усиление роли Казахстана в интеграционных процессах евразийского континента, что потребует от неправительственного сектора страны определенной степени интернационализации и глобализации, повышения своей привлекательности и эффективности, конкурентоспособности наряду с политизированными НПО, получающими иностранное и международное финансирование.
Данные вызовы возникают в равной мере и перед государством, которому целесообразно и жизненно важно стать ключевым донором и партнером казахстанского гражданского общества, что позволит обеспечить конструктивную направленность дальнейшей эволюции неправительственного сектора в интересах укрепления внутрипо-литической стабильности и консолидации общества. Сохраняется актуальность и сугубо социальных вопросов - экологической и информационной безопасности, энергодефицита ресурсов, социальной защиты населения, что является приоритетным направлением работы НПО.
Таким образом, стоящие перед национальным неправительственным сектором задачи развития можно обобщить следующим образом:
- необходимость нового программного документа в сфере развития третьего сектора;
- повышение роли НПО в снижении влияния религиозных экстремистских течений на граждан и молодежь;
- развитие гражданских инициатив на селе;
- развитие местного самоуправления, как формы самоорганизации граждан для решения проблем на местном уровне;
- повышение роли НПО в снижении социальных конфликтов;
- совершенствование социального заказа, улучшение институционального и кадрового потенциала для оказания социальных услуг на долгосрочной основе;
- совершенствование статистики учета деятельности НПО и финансирования в зависимости от источников;
- дальнейшее развитие благотворительности и меценатства и их законодательное регулирование, дальнейшее стимулирование развития партнерства между неправительственными и бизнес структурами;
- укрепление роли консультативно-совещательных органов на местном уровне в процессах принятия решений;
- активное внедрение кодекса этики НПО, развитие прозрачности и подотчетности деятельности самих НПО;
- выход казахстанских НПО на евразийское пространство в свете процессов евразийской интеграции, протекающей под эгидой главы нашего государства.
Казахстан уже прошел этап осознания роли и значения неправительственного сектора, путь выявления возможностей и препятствий для его полноценного развития посредством детального законодательного регулирования и конкурсного финансирования органами власти различного уровня. Государство признало какие преимущества дает участие НПО в успешной социальной модернизации страны. Следующим этапом развития неправительственного сектора, подтверждения партнерских отношений с государством должно стать объединение перед новыми вызовами, как залог успешного развития общественного сектора.
За последние 25 лет НПО-сектор в Казахстане прошел длинный и сложный путь - от полного непонимания и неприятия, до поддержки со стороны государства и реального партнерства. Казахстанские НПО выросли количественно, но, что более важно - они изменились качественно.
Годы независимости Казахстана - это непростые годы, когда важно было сформировать новую систему государственного управления, абсолютно новые и неизвестные ранее механизмы рыночной экономики, а также поддерживать и развивать социальную сферу. Отечественные НПО преодолели этот путь становления вместе со страной.
Итак, в Казахстане общественный сектор существует и находится в постоянном развитии. При этом мы являемся свидетелями уникального явления: в отличие от развитых государств, где формированию общественного сектора предшествовало становление институтов государства и частного бизнеса, в Казахстане, как впрочем, и в других постсоветских странах, развитие этих трех секторов происходит одновременно. Такого примера в мировой практике нет, а потому ситуация диктует необходимость формирования собственных подходов для обеспечения гармоничного развития и осуществления этих трех секторов.
А.Б. Турекулов
Президент ОФ «НҰР ҒАСЫР-2050»