КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА, СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Конституция любого государства представляет собой политико-правовой документ, основной закон, обладающий высшей юридической силой. Это означает, что выше Конституции нет закона, более того, Конституции подчинены все законы в государстве, которые должны соответствовать основному закону, исходить из него. В случае несоответствия, противоречия того или иного закона, другого нормативного правового акта Конституции, они должны быть либо отменены, либо скорректированы с учетом конституционных норм.
Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, действующая и поныне, соответствует изложенным выше предписаниям и традициям, которые сформировались на основе мирового конституционного опыта. Казахстанская Конституция начинается с торжественных слов: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и последующими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». В этой лаконичной по форме и емкой по содержанию преамбуле (введении) Конституции обозначено историческое развитие казахстанского народа, выражена суверенность и независимость государства, продемонстрировано желание страны стать достойным членом мирового сообщества, полноправным субъектом современного международного публичного права, показано, что народ Казахстана приложит все усилия для интенсивного политического и экономического развития, государственного строительства, исходя из высокой миссии и ответственности перед современниками и будущими поколениями.
Чтобы наглядно представить себе, что такое Конституция, покажем, из каких разделов она состоит. Следующие разделы составляют основу Конституции: Общие положения, Человек и гражданин, Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Суды и правосудие, Местное государственное управление и самоуправление, Заключительные и переходные положения. Конституция в целом определяет общественный и государственный строй республики, придает первостепенное значение правам и свободам человека и гражданина, показывает высшие и местные структуры, управляющие государством, раскрывает соотношение и взаимодействие власти и общества в стране.
Следует подчеркнуть, что Республика Казахстан согласно Конституции «утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством». В этой связи Казахстан руководствуется такими основополагающими принципами деятельности, как «общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм». Исходя из того, что Казахстан исходит из необходимости строительства демократического государства, в Конституции обращено внимание на такой принцип, как «решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте». В статье 2 Конституции закреплено, что «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления». Независимость страны получила свое выражение в следующих конституционных строках: «Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию», «государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории», «народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам», «Республика Казахстан имеет государственные символы - Флаг, Герб и Гимн».
Раздел Конституции, состоящий из 30 статей (статьи 10-39), посвящен урегулированию прав и свобод человека и гражданина. Этот раздел является ведущим, поскольку Конституция в своей первой статье провозгласила, что высшими ценностями казахстанского государства «являются человек, его жизнь, права и свободы». Это положение не просто продекларировано, но и реально подкреплено следующими нормами. Так, в статье 39 (пункт 3) Конституции четко прописано: «Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам». В пункте 2 статьи 74 Конституции особо подчеркнуто: «Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению». Эти положения были внедрены в текст Конституции на основе принятого 10 марта 2017 года Закона Республики Казахстан.
Приведенные в рассматриваемом разделе Конституции права казахстанских граждан на равенство перед законом и судом, право на жизнь, на личную свободу, на свободу от пыток, на неприкосновенность частной жизни, на пользование родным языком и культурой, на свободу слова и творчества, на свободное передвижение, на свободу совести, на свободу объединений, на свободный выбор рода деятельности и профессии, право на жилье и неприкосновенность жилища, на неприкосновенность собственности, на свободу предпринимательской деятельности, на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на получение образования, на чистоту окружающей среды, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства в целом соответствуют правам и свободам, приведенным примерно в 60 международных пактах, договорах, конвенциях о правах человека, подписанных, ратифицированных Республикой Казахстан. Одним из нововведений в Конституцию является положение о том, что государство проявляет дополнительную заботу о своем гражданине. Это, в частности, проявляется в том, что «гражданин Республики не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана». Это – важная норма, которая не существовала в советское время, что позволяла властям во внесудебном порядке лишать известных диссидентов (писателей и поэтов) гражданства и выдворять за пределы страны.
В стране есть реальные механизмы по осуществлению прав и свобод человека. Руководящие государственные органы республики считают важным делом реализацию прав казахстанских граждан. Так, новеллой Конституции страны является то, что теперь функция Президента по защите прав человека возведена в конституционный ранг: Президент Республики Казахстан «в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина» «направляет обращение в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики». Все судебные инстанции задействованы в этом же направлении: в этом им содействует нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года, в котором закреплено: «Международным договорам принадлежит значительная роль в обеспечении судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, поэтому в необходимых случаях суды обязаны в пределах юрисдикции Республики Казахстан руководствоваться нормами международного права». Многочисленные правозащитные организации вносят реальный вклад в восстановление прав и свобод рядового человека и гражданина.
Согласно Конституции Президент Республики Казахстан является главой казахстанского государства, представляет собой «символ и гарант единства народа и государственной власти». Статья 41 основного закона республики предусматривает требования, которым должен отвечать гражданин Казахстана, претендующий на занятие должности Президента: «Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет». Теперь эти требования дополнены тем, что Президент должен иметь высшее образование. Компетенция Президента обширная, емкая, вбирает в себя многочисленные функции внутриполитического и внешнеполитического характера.
Парламент Республики Казахстан статьей 49 Конституции определен как высший представительный, законодательный орган республики, который состоит из двух действующих на постоянной основе палат: Сената и Мажилиса. В Сенате заседают 47 депутатов, в Мажилисе – 107 депутатов. Полномочия сенаторов ограничены 6-летним сроком, мажилисменов – 5-летним сроком. Кроме принятия законов, Парламент вначале в Мажилисе, а затем в Сенате рассматривает и утверждает бюджет республики, «устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы», «учреждает государственные награды», устанавливает классные чины и ранги, «решает вопросы о государственных займах», «решает вопросы амнистии», «ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Казахстан». У каждой палаты есть еще вопросы, которые относятся к исключительному ведению каждой из них. Парламентарии страны за всю историю независимого Казахстана приняли около 3 тысяч законов, регулирующих принципиальные направления деятельности государства и общества.
3335 депутатов маслихатов – местных представительных органов избираются сроком на 5 лет. Депутаты маслихатов на основе статьи 86 Конституции утверждают планы, экономические и социальные программы развития подведомственной им территории, утверждают местный бюджет и заслушивают отчеты об их исполнении, решают отнесенные к их ведению вопросы местного административно-территориального устройства, заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов по тем вопросам. которые отнесены к компетенции маслихата, образуют постоянные комиссии и рабочие органы маслихата, заслушивают их отчеты.
За период со времени принятия Конституции 1995 года суверенного Казахстана Президент страны, депутаты Парламента, депутаты маслихатов, сельских акимов избирались на основе демократических принципов выборного права в результате проведенных 32 электоральных кампаний на основе статей 41, 51, 86 Конституции, 133 статей Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года.
Отдельный раздел Конституции посвящен Правительству Республики Казахстан, которое статьей 64 обозначено как исполнительная власть Республики Казахстан. Здесь же закреплено, что «Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом Республики и Парламентом». В следующей статье 65 сказано, что «Правительство образуется Президентом Республики Казахстан». Обязанностями Правительства Республики Казахстан являются: разработка основных направлений «социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка», утверждение по согласованию с Президентом Республики Казахстан необходимых государственных программ и их осуществление. Еще одной функциональной обязанностью Правительства является представление Парламенту республиканского бюджета и отчета по нему, а также организация его исполнения. Правительство обязано вносить в Мажилис проекты законов, а затем исполнять принятые законы. Оно осуществляет управление государственной собственностью. Разработка мер по реализации внешней политики Республики Казахстан также входит в круг обязанностей Правительства. Кроме того, оно повседневно осуществляет руководство «деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов».
Статус, компетенция Конституционного Совета как органа конституционного контроля нашли свое отражение в статьях 71-74 Конституции Республики Казахстан. Конституционный Совет состоит из 7 человек, полномочия каждого из них длятся 6 лет. Состав данного органа формируется следующим образом: «Два члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом» (статья 71 Конституции). К компетенции Конституционного Совета относятся решение в случае спора вопроса «о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума», рассмотрение до подписания Президентом законов и принятых Парламентом и его палатами законов на соответствие их нормам Конституции Республики Казахстан, рассмотрение до ратификации международных договоров Республики Казахстан на соответствие их Конституции республики, официальное толкование норм Конституции страны и другие вопросы. За весь период деятельности Конституционного совета было принято более 140 нормативных постановлений, внесших важный вклад в развитие конституционного права и законности в стране.
Есть еще один немаловажный аспект Конституции Республики Казахстан, который выделен в отдельный раздел и назван «Суды и правосудие». В статье 75 Конституции подчеркнуто: «Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом». Правосудие в стране осуществляется Верховным судом Республики Казахстан, более чем 370 местными и специализированными судами республики. Статьей 77 Конституция, статьей 1 (пункт 3) Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» придают судьям страны особый статус: «Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону». Логика этой нормы предопределила положения статьи 81 Конституции, согласно которой Верховный суд теперь не осуществляет надзора за деятельностью судов общей юрисдикции. Председателя и судей Верховного суда избирает Сенат по представлению Президента Республики Казахстан, который основан на рекомендации Высшего Судебного совета. На должности председателей и судей местных и других судов назначает Президент Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного совета.
Применение закона судьей осуществляется на основе принципов, которые в целом соответствуют нормам Международного пакта по гражданским и политическим права от 16 декабря 1966 года и иных международно-правовых документов. Это вытекает из содержания статьи 77 Конституции, в которой говорится о том, что «лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда» (презумпция невиновности), что никого не привлекут повторно к «уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение», что каждый человек вправе «быть выслушанным» в суде, что принятые в данный момент законы, «устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют». Демократизм следующей конституционной строки проявляется в том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон». В Конституции сформулированы демократические принципы уголовного судопроизводства: обвиняемый не должен доказывать, что он невиновен в совершении того или иного преступления; ни одни гражданин Казахстана, ни один человек «не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников»; любые сомнения должны толковаться в пользу обвиняемого, подсудимого; полученным незаконным способом доказательства юридической силы не имеют; уголовный закон по аналогии не применяется. Руководствуясь этими принципами, выше приведенными правовыми актами, кодексами более 2 660 судей республики осуществляют правосудие по гражданским и уголовным делам.
Введенные в последние годы нормы в Конституцию Республики Казахстан обозначили определенную тенденцию перехода части полномочий Президента Парламенту, что усилило позиции законодательной ветви власти. Сегодня Глава государства «вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики», с его согласия назначает на должность Премьер-Министра Республики», после консультаций с Мажилисом «назначает на должности членов Правительства». Депутаты Палат большинством голосов «вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики». Все это прописано в статьях 44 и 57 основного закона Республики.
За период с 1993 года до середины 2017 года упомянутые выше и все другие государственные органы страны приняли более 106 тысяч нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты человеческой деятельности в республике. Следует подчеркнуть, если в 1993 году в Казахстане было принято 760 нормативных актов, то в 2013 году (пик нормативной деятельности республики) было принято более 13 тысяч нормативных актов.
Республика Казахстан не просто независимое, суверенное государство, но еще и равноправный участник мирового сообщества государств, член Организации Объединенных Наций, полноправный субъект современного международного публичного права. Статус Казахстана как субъекта международного права подкреплен рядом статей Конституции. Это заложено уже в первых строках Конституции, где провозглашено, что страна желает «занять достойное место в мировом сообществе», далее в статье 8, где записано, что «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы». Уважение Казахстана к праву международных договоров, к договорным традициям мирового сообщества выражено в пункте 3 статьи 4 Конституции, в котором зафиксировано: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами».
Приняв на основе и в развитие приведенных конституционных норм Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан», Консульский устав от 25 апреля 2016 года, страна имеет дипломатические и консульские представительства в более 60 государствах мира, которые, в свою очередь, содержат свои дипломатические и консульские представительства в Казахстане. Республика Казахстан принимает активное участие в работе 73 универсальных, региональных и иных международных организаций (Казахстан был председателем ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОИС, является непостоянным членом Совета Безопасности ООН). Казахстан на основе статьи 4 Конституции и статей 8-17, 20 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан» подписал, заключил и ратифицировал около 5 000 международных договоров, соглашений, конвенций, меморандумов, имплементацию которых он обеспечивает на всей территории республики. Голос Казахстана слышен в решении вопросов укрепления мира, запрета ядерных испытаний, мирного разрешения межгосударственных споров.
18-миллионный народ Казахстана, создавший независимую страну, независимое, суверенное казахстанское государство, обладающее полноценной международной правосубъектностью, на основе Конституции с уверенностью выходит на новые рубежи внутри страны и на международной арене.
М.А. Сарсембаев
доктор юридических наук, профессор