КАКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПОЛЕЗЕН ДЛЯ КАЗАХСТАНА
Хотя в колониях Республики Казахстан сделано немало: практически все места лишения свободы оснащены видеокамерами, внедрен принцип большей открытости в деятельности администраций колоний, многое сделано для предотвращения и преград на пути совершения пыток и иных оскорбляющих человеческое достоинство обращений, внедряются цифровизация и механизмы искусственного интеллекта в целях улучшения работы по вопросы условно-досрочного освобождения, для более успешного проведения воспитательной работы среди заключенных колоний, тем не менее мы не должны останавливаться на достигнутом.
Так, выступая на расширенной коллегии правоохранительных органов 23 июня 2025 года, Президент подчеркнул, что «государство не отворачивается от человека, нарушившего закон, а помогает ему встать на путь исправления». Он отметил, что главное в деятельности администраций исправительных учреждений страны заключается не столько в изоляции людей, преступивших закон, а сколько в возвращении их в общество в качестве полноценных его членов. Для реализации этой цели им было предложено «внедрять передовой зарубежный опыт: активнее трудоустраивать осуждённых и создавать механизмы, стимулирующие их к исправлению». В этой связи он обращает наше особое внимание на то, что «в некоторых странах отбывающие наказание лица могут получить так называемые «кредиты на сокращение сроков заключения», если они не имеют нареканий, проходят обучение, участвуют в спортивных и культурных мероприятиях».
Данные на начало 2025 года Комитета уголовно-исправительной системы (КУИС) МВД РК свидетельствует, что в республике отбывали наказание в местах лишения свободы более 40 тысяч человек. Это означает, что по подсчетам находящегося в Лондоне Института исследований политики в области преступности и правосудия (Institute for Crime & Justice Policy Research), на 100 000 человек в Казахстане приходились 184 человека, отбывающих наказание в местах лишения свободы .
В этой связи Республике Казахстан в рейтинге The World Prison Population List отвели 89-е место среди 222 государств и территорий, претендующих на статус суверенных государств. Это - примерно где-то посредине. По сравнению с Арменией (170), Узбекистаном (165), Кыргызстаном (130), Украиной (128), Таджикистаном (114) позиция Казахстана в этом рейтинге выше, чем у перечисленных государств СНГ. В то же время Республика Казахстан отстает от Беларуси (23-е место), России (32), Азербайджана (53), Молдовы (57). Если проводить дополнительные сравнения с другими странами, то оказывается, наименьшее число заключенных на 100 000 граждан населения имеют Сан-Марино, Лихтенштейн и Гамбия, а наихудшие показатели в данном мировом рейтинге у Сальвадора, Кубы и Руанды.
Как видим, Казахстан занимает не самое лучшее место в мировом рейтинге по количеству заключенных на 100 тысяч населения. Мы занимаем 89 место среди 222 государств и территорий. Если в нашей стране приходится 184 сидельца на 100 000 человек нашего населения, то нас по данном показателю опережают такие страны СНГ, как: Таджикистан (114 человек), Украину (128 чел.), Кыргызстан (130 чел.), Узбекистан (165 чел.), Армения (170 чел.). Говоря другими словами, в приведенных странах положение с количеством заключенных на 100 000 человек требует существенного улучшения.
В этой связи возникает вопрос, что можно и нужно сделать для резкого улучшения ситуации с количеством заключенных в Казахстане на каждые 100 тысяч населения страны, как улучшить показатели улучшения состояния преступности в нашей стране? Ответы на данные вопросы могут быть найдены не только в опыте собственной страны, но и в пенитенциарном опыте развитых зарубежных стран мира. Нужно, на наш взгляд:
1)предоставить возможность заключенным жить по 1-2 человека в камерах, похожих на добротное общежитие, в которых есть кухня, мебель, телевизор, радиоприемник (последние 2 с идеологической, пропагандистской точек зрения следует воспринимать как воспитательные средства). (В Финляндии, Швеции, Норвегии считают, что такой подход способствует сохранению человеческого достоинства, тюрьма не призвана унижать достоинство человека: помещение в тюрьму, ограничение передвижения – уже наказание) ; поэтому наказание человека антигигиеническими условиями быта, оскорбление, унижение, насилие со стороны кого бы то ни было – это явный перебор. В Казахстане предоставить заключенным сразу приведенные выше условия практически невозможно, но к этому надо стремиться;
2)не допускать переполняемости тюремных помещений: использовать для этого списки ожидания, подписку о невыезде, ограничение свободы, домашний арест, законодательное снижение санкций практически в каждой статье Уголовного кодекса РК на 1-2 года, ввести в практику по соответствующим преступлениям назначение месячных сроков заключения; шире внедрять практику назначения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. К тому же, нужно иметь в виду, что длительные сроки пребывания человека в тюрьме вряд ли следует рассматривать как непременное условие перевоспитания этого человека: для обычного, нормального человека (таких людей в тюрьме немало) достаточно полугодового заключения, чтобы он понял, что выстраивать нормальную, без нарушения закона жизнь лучше все же на воле. Кстати, именно так считают законодатели Нидерландов, Финляндии, которые в своих законах и кодексах по многим статьям прописали для обвиняемых, подсудимых короткие сроки лишения свободы. И в этой связи мы видим, население в этих странах не погрязло в преступности, наоборот, общества в этих странах свободны в своих действиях и законопослушны. Некоторая переполненность тюрем в последние годы наблюдалась в Кипре, Бельгии, Франции. В отличие от нас в этих странах эту проблему решают на системной основе;
3)внедрять и создавать условия во всех местах лишения свободы Казахстана для получения заключенными среднего и высшего образования, соответствующей профессии, и снижения сроков их пребывания в колониях. Так принято в Польше, где в результате более 10-летнего анализа пришли к выводу о том, что 80 процентов лиц, получивших в тюрьме высшее образование, повторных преступлений не совершали. Так же примерно происходит в Норвегии, Финляндии, Швеции, в этих же странах считают, что в процессе получения среднего и высшего образования заключенные становятся более дисциплинированными, ответственными, понимающими, что по отбытии наказания они могут достаточно легко трудоустроиться. В США (в Калифорнии, к примеру) в 15 высших и средних учебных заведениях в последние годы 6 тысяч заключенных, пребывавших и находящихся ныне в 34 из 35 тюрем данного штата, получали соответствующие образование и профессию. Социологический анализ показал, что произошло увеличение трудоустройства получивших образование заключенных на 28 процентов по сравнению с периодом, когда заключенные не вовлекались в образовательный процесс. 43 процента получивших образование заключенных не были замечены среди возвратившихся в тюремные учреждения;
4)в связи с перегруженностью и необходимостью разумной экономии государственных бюджетных средств в разы уменьшить численность тюремного населения за счет перевода осужденных по статьям о хозяйственных, экономических преступлениях, иных видов преступлений (кроме преступлений против личности) к наказаниям, не связанным с лишением свободы (можно экономить примерно по 40-50 миллиардов тенге бюджетных денег каждый год; в экономически развитых государствах планеты (в Нидерландах, Великобритании, Финляндии, Швейцарии, Италии, Норвегии, других странах Западной Европы, в США) исходят из того, что предприниматели как экономическая элита общества и государства, двигающая всю рыночную экономику народа и страны, существенно пополняющая налогами бюджет государства, должна обогащать это государство, а не съедать весомые государственные средства, находясь немало лет в тюремной камере). В этой связи Глава казахстанского государства правильно подчеркнул, что в основе реформирования отечественной пенитенциарной системы необходимо «сделать акцент на перевоспитание, а не на изоляцию осуждённых». Президент Российской Федерации В.В. Путин считает, что предприниматель не должен лишаться свободы по приговору суда: при совершении им правонарушения, преступления, достаточно ограничиться подпиской о невыезде, домашним арестом. В Великобритании, Швеции, Италии при выявлении экономического преступления, правонарушения правоохранители, прокуроры, судьи ввели в практику досудебное урегулирование на началах применения норм гражданского права, компенсации нанесенного ущерба, наложение штрафов, привлечение к административной ответственности. Например, в Великобритании согласно ее Закону о преступлениях и судах 2013 года предусмотрено соглашение об отсрочке судебного преследования, суть которого заключается в том, что прокурор предоставляет срок, в течение которого предприниматель должен устранить выявленные нарушения закона;
5)предоставить право заключённым сохранять контакты с семьёй, предоставлять в этой связи частые и длительные свидания, а также частые телефонные звонки, контакты по видеосвязи (в Швеции и Финляндии считают, что такой подход укрепляет социальные связи и ведет к снижению вероятности отчуждения от общества;
6)расширить программы ресоциализации заключенных, вышедших на свободу. С этой целью необходимо активно развивать отечественные службы пробации и надзора, которые могли бы существенно помогать заключённым адаптироваться к условиям жизни после своего освобождения из колонии. В США и Великобритании в помощь официальным службам надзора, службам пробации подключают религиозные (мусульманские, православные, католические и иные ) организации, общие и специализированные общественные организации (к примеру, российские организации: Фонд «В защиту прав заключённых», Центр «Нечужие», Фонд «Прикосновение к жизни», Фонд «Протяни руку», американские фонды – Фонд Форда, Фонд Мэллони, Благотворительный фонд Банка Америки, Фонд Розенберга), которые объединенными усилиями обеспечивают им психологическую, организационную, материальную поддержку, вовлекают в те или иные социальные проекты, содействуют их трудоустройству; в США достаточно свободно принимают бывших заключенных на строительные работы, а также в качестве водителей большегрузных автомобилей. Мы у себя в Казахстане могли бы перенять этот опыт. Мы могли бы для реализации этих целей вовлечь мусульманские мечети, православные и иные церкви, призвать отечественных олигархов, иных состоятельных людей создавать фонды для оказания содействия вышедшим из колоний людям в целях их скорейшей ресоциализации, оказывать организационное, финансовое содействие тем казахстанским общественным организациям, которые работают в этом же направлении;
7)в связи с увеличением преступности несовершеннолетних и уровня ее жестокости странах Европы и США звучат предложения о снижении возрастного ценза до 13 лет, чтобы привлекать малолетних преступников именно с этого возраста. Думается, надо разносторонне обсудить эту проблему, прежде чем снижать возраст подростка для привлечения его к уголовной ответственности и определения его в тюремное учреждение. Во-первых, есть смысл колонии для подростков делить на колонии минимальной, средней и максимальной безопасности, подобно делению колоний для взрослых преступников. Во-вторых, крайне нежелательно переводить несовершеннолетнего преступника по достижению им совершеннолетия в колонии для взрослых: они должны отбывать наказание в отдельных группах в колониях для несовершеннолетних. Тем самым мы разрываем связь между подростковой и взрослой преступностью. В-третьих, в академиях МВД и юридических факультетах университетов страны необходимо создавать специализированные отделения, в их рамках готовить педагогов-воспитателей для мест лишения свободы. Тщательно в этой связи надо изучать наследие А.С. Макаренко, его методы перевоспитания малолетних преступников (он признан в 1988 году ЮНЕСКО великим педагогом XX века в ряду с М. Монтессори (Италия), Джоном Дьюи (США) и Георгом Кершенштейнером (Германия). В учебную программу таких отделений академий и университетов могли бы войти такие учебные курсы, как «Особенности криминальной педагогики», «Специфика криминальной психологии», «Практические способы разрешения межличностных конфликтов среди заключенных», «Особенности умения раскрытия преступлений о пытках», «Применение цифровизации и искусственного интеллекта в решении проблем деятельности исправительных учреждений» и другие курсы.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что нам нужно иметь в виду, что смысл положительного опыта зарубежных стран состоит в смещении направления работы с наказания заключенного на его исправление и всестороннюю подготовку к жизни условиях свободы в обществе. Казахстану надо перенять международную и зарубежную практики. В этой связи нужно расширять образовательные программы, улучшать условия содержания в колониях и всесторонне развивать систему пробации. Такой подход гуманизирует систему воспитания в колониях, а также резко снижает уровень обычной и рецидивной преступности.
Сарсембаев Марат Алдангорович
доктор юридических наук, профессор,
главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации РК, член Ученой комиссии при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан
Использованная литература:
Submission to Independent Sentencing Review. Institute for Crime and Justice Policy Research. Birkbeck: University of London, 2025. 15 p.
Katrien Luyten and Colin Murphy with Eftychia Constantinou. Prisons and detention in the EU. Graphics: Giulio Sabbati Members' Research Service PE 772.905 – June 2025. 11 p.
Incarceration Rates by Country 2025. - https://worldpopulationreview.com/country-rankings/incarceration-rates-by-country. – 2025.
S.Mekala1, G.Siskin Gabriela Ilakkiaa, T.Sangeetha1 and M. P.Shabitha (2025)
Fostering reading comprehension through positive psychology in special education: a case
Study. Springer Nature. 20 р.
Tonry M. (2022). Punishments, Politics, and Prisons in Western Countries. Crime and Justice. Chicago: University of Chicago, 2022. Vol. 51. 52 р. 10.1086/721278.
Edy Lisdiyono, Krismiyarsi, Afif N. Justice-Based Social Work Punishment: Reformulating Humanist Criminal Policy. Science of Law. 2025. No. 1. Pp. 113-118. DOI: 10.55284/xpgjpj23.
Kyei-Baffour, Jacob. (2025). Prison Education -Mentoring -JK-B-2.
Johnson, Nathan. (2025). Changing the Carceral Course: How the Carceral Shift in Human Rights Met the Good Friday Agreement and Northern Ireland’s Abolitionist Imperative by Nate Johnson. Contemporary Challenges: The Global Crime, Justice and Security Journal. No. 6. Pp. 57-102. 10.2218/ccj.v5.10326.
