Конституция Республики Казахстан как созидательная основа развития страны

Конституция Республики Казахстан как созидательная основа развития страны

В 2025 году Казахстан отмечает важную дату - 30 лет со дня принятия своей Конституции. Этот документ стал не просто юридической основой государства, а символом его независимости, суверенитета и стремления к прогрессу. За три десятилетия Конституция превратилась в надежный щит прав и свобод граждан, прочный фундамент для построения справедливого и гармоничного общества.

Основной закон является главным правовым документом, отражающим ценности народа и определяющим направления внутренней и внешней политики страны. В рамках международных научных форумов, таких как конференция «Конституция XXI века – верховенство права, ценность человека и эффективность государства» и IV Конгресс Ассоциации азиатских конституционных судов и аналогичных институтов, Президент Республики Казахстан К.К.Токаев подчеркнул: «Конституция заложила прочную правовую основу нашей независимости. В ней провозглашены высшие ценности — человек, его жизнь, права и свободы. Документ закрепил принципы территориальной целостности, общественного согласия, политической стабильности, верховенства закона и демократии. Эти положения легли в основу формирования новой казахстанской государственности» [1].

Конституция 1995 года закрепила ключевые принципы государственного устройства [2], среди которых:

- государственная независимость: Казахстан был провозглашен суверенным государством с четко определенными границами, что соответствует современным концепциям национальной идентичности и международного права о суверенитете;

- форма правления: установлена президентская республика с разделением властей (исполнительной, законодательной и судебной), что соответствует моделям разделения власти для обеспечения баланса и предотвращения узурпации;

- права и свободы человека: гарантированы равенство перед законом, свобода слова, собраний, вероисповедания — что является фундаментом демократических ценностей и соответствует международным стандартам прав человека (например, Всеобщей декларации прав человека);

- многонациональный характер: закреплен статус казахского народа как государственной нации при уважении к другим этносам, что отражает современные концепции межэтнического согласия и мультикультурализма;

- экономическая основа: признание рыночных отношений и частной собственности как движущих сил экономического развития страны — что соответствует современным теориям экономической либерализации и институциональной экономики (например, теории о роли институциональных факторов в стимулировании экономического роста).

Как свидетельствует история, в процессе подготовки и утверждения Конституции было проведено свыше 30 тысяч коллективных дискуссий и консультаций, в которых активно участвовали граждане, эксперты и представители различных общественных и государственных институтов. Эти обсуждения способствовали формированию консенсуса и обеспечили широкое общественное участие в создании Основного закона страны, что соответствует современным принципам демократии и гражданского участия, закрепленным в международных стандартах правового развития.

Референдум по принятию Конституции собрал в поддержку 90,6% избирателей, что является показателем высокого уровня гражданской ответственности и заинтересованности населения в судьбе государства. Такой высокий уровень участия свидетельствует о зрелости политической культуры и доверии к институтам власти. Большинство проголосовавших выразило согласие с новыми конституционными принципами, что подтверждает готовность общества к трансформации политической системы и принятию новых нормативных правовых основ.

С момента принятия Конституции происходили постоянные процессы ее адаптации к новым вызовам глобализации, развитию информационных технологий и изменению социально-экономических условий. В рамках современных научных подходов подчеркивалась важность динамической конституционной системы как механизма обеспечения устойчивого развития государства в условиях быстро меняющегося мира.

За весь период действия Конституции Казахстана в нее вносились важные изменения и дополнения в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 и 2022 годах.

Особенно значимой стала конституционная реформа 2022 года, инициированная Президентом Республики Казахстан К.К.Токаев, которая ознаменовала новый этап правовой модернизации политической системы страны и усовершенствования законодательных основ и правозащитных институтов. Эта реформа имела ярко выраженную правозащитную направленность и включала ряд ключевых мер, среди которых:

  • законодательные поправки, направленные на усиление независимости судов. Расширены категории дел для суда присяжных, что способствует более справедливому рассмотрению дел. Решения суда имеют окончательную силу и не подлежат пересмотру ни должностными лицами, ни государственными органами;
  • усиление роли национальных механизмов по защите прав человека. В стране полноценно функционирует институт Омбудсмена по правам человека. Указанный институт получил конституционный статус. Казахстан также назначил Омбудсменов по правам человека и ребенка, Омбудсмена для людей с особыми потребностями;
  • воссоздание Конституционного Суда как важнейшего механизма защиты прав и свобод, куда напрямую могут обращаться граждане Казахстана. Конституционный Суд стал высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, ни одно должностное лицо и госорган не могут подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан и другие конституционные поправки.

Представляется возможным сегодня констатировать, что в новой редакции Конституции четко сформулированы и реально гарантированы конституционные права и свободы граждан. При этом Основной закон нашей страны также содержит исчерпывающий перечень конституционных инструментов защиты прав человека, отвечающих международным стандартам.

В области обеспечения прав человека и верховенства закона были также приняты следующие меры:

  • принят Социальный кодекс, который направлен на всестороннюю поддержку уязвимых категорий граждан. Утверждена специальная выплата для лиц, занятых в опасных условиях труда;
  • подписан Указ Президента «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона» в полном соответствии с международными обязательствами Казахстана;
  • Казахстан отменил смертную казнь и передал от Министерства внутренних дел гражданские функции Министерству здравоохранения по обеспечению защиты прав осужденных на охрану здоровья. Казахстан ратифицировал Факультативные протоколы ООН о правах детей и инвалидов;
  • ужесточена уголовная ответственность за пытки, усилен Национальный превентивный механизм борьбы против пыток, введено законодательное определение пыток и жестокого обращения;
  • значительно усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие. Возможность повторного примирения сторон в таких случаях законодательно исключена;
  • принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда;
  • принят новый закон о митингах, где вместо разрешительного введен уведомительный порядок, по итогам которого число мирных митингов в Казахстане кратно увеличилось;
  • скорректирован закон о СМИ с целью создания более безопасного цифрового пространства.

Вышеназванные изменения и дополнения создали предпосылки для более эффективного функционирования всех ветвей власти, повышения качества законотворческой работы, что, в целом, направлено на укрепление режима конституционной законности в стране. Этому также способствовало придание нового статуса конституционного закону «О прокуратуре». Работа данного государственного органа должна усилить системную правозащитную деятельность и соответственно высший надзор за соблюдением законности на территории страны от имени государства. 

В отличие от прежних действовавших практик, в современных условиях в Казахстане формируется качественно новое правовое пространство, предусматривающее все условия для самореализации граждан, открывается простор для дальнейшей демократизации общества.

Конституционные новеллы убедительно свидетельствуют об усилении потенциала права в целях обеспечения прямого доступа граждан к правозащитным механизмам, нивелирования  социальных конфликтов и имеющихся противоречий и их предотвращения.

Таким образом, приняты нормы, нацеленные на укрепление социальной роли государства и его правозащитных институтов в части расширения участия населения в управлении страной, закрепления решения по отмене смертной казни, а также введения и усиления институтов Конституционного Суда и Уполномоченного по правам человека.

Также следует сказать, что Конституция Казахстана адаптировалась к вызовам времени, отражая изменения в политической и экономической ситуации в стране. Внесенные поправки в Основной закон были направлены на обеспечение эффективности государственного управления. Эти изменения позволяют Конституции соответствовать новым реалиям и вызовам.

Президент Республики Казахстан К.К.Токаев отметил, что «содержание Конституции совершенствуется и обновляется в соответствии с требованиями времени, и это закономерно. Казахстан динамично развивается, процессы трансформации охватывают сегодня весь мир, поэтому в текст Основного закона включаются дополнительные правовые механизмы и нормы, отражающие новые реалии» [1]. По словам Главы государства, сегодня основными задачами, стоящими перед нашей страной, являются последовательное укрепление общепризнанных демократических принципов, усиление гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, Конституция является динамичным правовым механизмом, отвечающим требованиям времени и потребностям общества.

В данном контексте приоритетными вопросами выступают задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, так как от их качественного и своевременного решения зависит соблюдение общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека,  раскрытие и реализация возможностей каждой личности, ее нормальная жизнедеятельность в различных социальных общностях.

Другими словами, современная повестка дня в числе важной и значимой обязанности государства содержит правовое обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Это обусловлено и тем, что от надлежащей реализации прав и свобод человека и гражданина и их защиты в значительной степени будет зависеть качество и динамизм решения социально-экономических, политических, культурных и многих других проблем общества.

Известно, что права и свободы человека и гражданина являются результатом их социального взаимодействия и жизнедеятельности. При этом изначально все граждане имеют определенный объем собственных целей и интересов, который не всегда может соответствовать другим предпочтениям, вследствие чего возникает закономерное  противоборство, которое должно решаться посредством правового урегулирования.

Поэтому роль правовых регуляторов и, прежде всего, Основного закона страны состоит в упорядочении процессов социального и социально-государственного взаимодействия, гармонизации индивидуальных, общественных и государственных интересов, обеспечения защиты нарушенных прав и свобод, тем самым будет обеспечено поступательное развитие личности, общества и государства на основе конституционно-правовых норм.

Содержащиеся в Конституции страны нормы служат базой для развития национального законодательства Республики в части возникновения новых правовых норм, которые дополняют и усиливают имеющиеся конституционно-правовые механизмы.

Как справедливо отмечено в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674, «следует продолжить развивать потенциал, заложенный в положениях важнейшего правового документа – Конституции, поскольку неукоснительное соблюдение конституционных прав и гарантий является залогом достижения высоких задач, поставленных перед государством» [3].

Вместе с тем, нормы Конституции Республики Казахстан как Основного закона государства являются ключевыми факторами для реализации прав и свобод человека и гражданина в стране. В этой связи, представляется важным, чтобы объем прав и свобод человека и гражданина стал неотъемлемой частью национальной законодательной системы для того, чтобы на практике реализовывались стандарты прав и свобод человека и гражданина, а допускаемые в этой сфере нарушения подвергались осуждению и санкциям.

Важно отметить, что Республика Казахстан проводит полномасштабные демократические и правовые реформы, защищая права и свободы человека и гражданина в полном соответствии со своими международными обязательствами.

Признание приоритета прав человека, в том числе и международных стандартов в данной сфере, является качественно новой характеристикой, позволяющей отнести Республику Казахстан к категории современных стран.

Принимая на себя обязательства по обес­печению прав и свобод человека и гражданина, государство имеет право требовать от личности  такого поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственнос­ти за их невыполнение.

Данная практика общепризнана во всем мире и соответствует международным предписаниям и требованиям, которые вырабатываются на международных встречах, где принимаются соглашения, предметом которых являются права и свободы человека и гражданина.

Эти соглашения устанавливают для государств реальные нормы поведения, налагающие на них определенные обязанности по отношению к собственным гражданам.

Сам факт появления новых соглашений по защите прав человека свидетельствует о растущем понимании значимости самих прав человека.

Это достижение не только для защитников прав человека, но и для всех граждан, в целом. Результатом этих успехов стала разработка большого и сложного свода документов по правам человека, а также процедур их выполнения. Только в рамках ООН существует более сотни документов, относящихся к правам человека, и если мы к ним добавим документы, принятые на региональном уровне, цифра будет еще более значительной.

Наиболее важным универсальным документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Она получила настолько широкое признание, что ее изначально необязательный характер изменился, и теперь на нее часто ссылаются как на юридически обязательный документ обычного международного права. Этот документ по правам человека вдохновил мировое сообщество на принятие десятков других международных и региональных документов, сотен национальных конституций и других законодательных актов.

Известно, что Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены права человека и основные свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире, не подвергаясь никакой дискриминации. Она охватывает как гражданские и политические права, так и социальные, экономические и культурные права. 

Руководствуясь международными нормами о правах человека, другие зарубежные  страны ввели такие стандарты в свои конституции и в национальные законодательства. Они также предусматривают механизмы компенсации за нарушение прав человека на национальном уровне.  

Чтобы провозглашенные конституциями государств и признанные международными соглашениями права и свободы человека реализовывались на деле, а национальные и международные средства и институты защиты прав человека могли с определенностью установить реальное состояние дел в этой области, необходимо унифицировать единые международные измерения, признаваемые мировым сообществом.

Именно поэтому в каждом соглашении принято говорить о том, какое содержание вкладывается в то или иное право человека, каковы его согласованные международным сообществом параметры.

Один из основополагающих постулатов многих международных соглашений о правах человека состоит в том, что признание естественного стремления каждого человека к благосостоянию и счастью, достоинству, обеспечению равных и неотделимых прав всем членам мирового сообщества являются общей основой свободы, справедливости и мира на планете.

Следует отметить, что все права человека универсальны, неразделимы и взаимозависимы друг от друга. В этой связи, самым действенным способом защиты прав и свобод человека и гражданина является усвоение каждым индивидом общепринятых правил социального поведения. В этом и состоит один из важнейших аспектов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан.

Таким образом, Конституция, рожденная единой всенародной волей, стала стабильной, прочной и созидательной основой развития страны,  закрепившая главные ценности Республики Казахстан, на основе которых мы вместе строим наше общее будущее: Независимость, Мир, Справедливость, Закон и Порядок.

В год 30-летия Конституции Республики Казахстан, мы твердо можем сказать: Конституция показала свою жизненную силу. И этот рубеж - доказательство того, что ценности, которые народ Казахстана провозгласил главными, являются залогом уверенного прогресса страны в перспективе.

Нормы Основного закона создали за этот период надежный заслон любым нарушениям законности в части эффективного и своевременного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Они сформировали качественно новое правовое пространство в Республике, открывающее простор для самореализации граждан и дальнейшего развития страны.  

Ещанов Алмаз Шукирович 

Профессор Академии правоохранительных органов        

при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан                 

доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции,

почетный работник образования Республики Казахстан                                 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Что сказал К.К.Токаев об изменении Конституции? – 27 августа 2020 года // exclusive.kz / experrtiza – daily – 120641/. - Дата обращения 20 июля 2025 года.
  2. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с внесенными изменениями и дополнениями) // Справочная правовая система ЮРИСТ: ТОО «Компания ЮрИнфо». – www.prg.kz. https://online.zakon.kz/Document/. - Дата обращения 02 июля 2025 года.
  3. Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674.z344.

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×