ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ «ЗАКОН И ПОРЯДОК»
Идея «Закон и порядок» выдвигалась Главой казахстанского государства К.-Ж.К. Токаевым неоднократно в его публичных выступлениях. Концептуально эта идеологема была обоснована в его Послании народу Казахстана от 2 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», в интервью газете «Ана тілі», а также на расширенном заседании Правительства 28 января 2025 года, на котором он, в частности, сказал: «Принцип «Закон и Порядок» должен глубоко укорениться в общественном сознании. Чтобы добиться этого, важно продвигать и воплощать на практике принцип «нулевой терпимости» к правонарушениям. Соответствующая работа должна быть организована на всех уровнях, прежде всего, акимами регионов». Его основная идея заключается в том, что в казахстанском обществе необходимо всемерно утверждать «идеологию закона и порядка».
Поэтому Президент в своем Послании народу Казахстана говорит, что необходимо «сделать Казахстан территорией комфортной и безопасной жизни» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/K24002024_1). В этой связи он правоохранительным и профильным органам ставит задачу «обеспечить всестороннюю безопасность граждан».
В последние годы удалось добиться прогресса в создании безопасной среды. Действительно, «на наших улицах, в общественных местах нет разгула преступности и беззакония» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/K24002024_1). Следует приветствовать то, что в настоящее время разрабатывается новый законопроект «О профилактике правонарушений». Следует согласиться с его мнением о том, что реализация потребует консолидации усилий госаппарата и общества», «только в этом случае можно изменить ситуацию, обеспечить верховенство закона и безопасность граждан» (https://adilet.zan.kz/rus/docs/K24002024_1). Президент обязал министерство внутренних дел «принимать жесткие меры в отношении всех правонарушений: от мелкого хулиганства и вандализма до незаконной иммиграции и тяжких уголовных преступлений. В правовом государстве нет места криминалитету, поэтому с бандитизмом должно быть покончено». В этой связи всем «правоохранительным органам нужно проявить профессионализм, решительность и принципиальность».
Нет должного порядка на дорогах в связи с аварийностью. Ежегодно на дорогах гибнет более тысячи человек, десятки тысяч получают увечья. Поэтому Глава государства требует обеспечить дорожную безопасность «посредством улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры и внедрения интеллектуальных систем». Он обязал профильное ведомство осуществлять системно «надлежащий контроль за техническим состоянием автомобилей». Следует также решить вопрос о повышении уровня подготовки водителей автотранспортных средств.
Проблемной остается задача борьбы с наркотиками. Президент ставит так вопрос потому, что от решения вопроса с наркотиками зависит сохранение генофонда нации. Хотя необходимые законодательные акты приняты, но их реализация далека от совершенства: нужно наладить более эффективно эту работу.
Цифровые технологии широко проникают в нашу повседневную жизнь, но этот процесс ведет к росту различных форм и видов кибермошенничества. Вопросы прав человека сопрягаются с борьбой с киберпреступностью. Киберпреступления грубо нарушают конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, на неприкосновенность персональных данных. Поэтому необходимо повышать финансовую грамотность граждан. Нужно также внедрять «в школах и вузах образовательные программы по основам финансовой грамотности и цифровой гигиены». Это поможет казахстанцам противостоять любым мошенническим схемам. Киберполиция должна всеми силами бороться с киберпреступниками, содействовать добропорядочным гражданам в решении их проблем в процессе борьбы с киберпреступлениями. Согласно статистике каждый год имеют место более 20 тысяч случаев кибер-мошенничества. При этом примерно 80 процентов этого вида преступлений так и остаются нераскрытыми. В этой связи «правоохранительные органы, финансовые регуляторы должны обеспечивать надлежащую защиту персональных данных казахстанских граждан».
Президентом четко обозначено, что защита конституционных прав казахстанских граждан является приоритетным направлением в деятельности государственных органов: главной задачей госаппарата является решение жизненно важных проблем граждан. Решение этой насущной задачи невозможно без постоянной коммуникации государственного аппарата с населением. В этой связи Президент требует от государственных органов особое внимание уделять обращениям граждан. К примеру, в Администрацию Президента в 2024 году поступило более 50 тысяч обращений и заявлений, а в государственные органы республики в целом – около 4-х миллионов заявлений и жалоб. Надо проанализировать, насколько эффективно и в каких формах работают сотрудники Администрации Президента с жалобами и заявлениями. Это очень важно, поскольку немало граждан, обращавшихся в Администрацию Президента, получали часто отписки от местных государственных органов и учреждений. Было бы целесообразно проработать этот участок работы и наладить эффективную деятельность в этом направлении.
Президент считает, что концепция «слышащего государства» неплохо зарекомендовала себя. Это действительно так, но хотелось бы улучшить реализацию этой концепции. Было бы целесообразно просто проверить, как работают обычные телефоны в акиматах, в ряде их подразделений. Работники этих органов и департаментов просто не берут трубок городских телефонов, не отвечают они, как правило, и на звонки своих сотовых телефонов. Надо бы проверить этот аспект деятельности: при обнаружении негативных фактов телефонного нереагирования, таких нерадивых работников наказать и объявить об этом в средствах массовой информации. Правильно говорит Президент, что за обращениями часто стоят судьбы обычных людей, поэтому для решения сути этих обращений, жалоб «нужна полная вовлеченность всех уполномоченных структур».
Мне понравились взгляды ветерана правоохранительных органов Республики Казахстан В. Бойцун на концепцию «Закон и порядок» и я решил привести их здесь. Сегодня перед системой правоохранительных органов Республики Казахстан стоит очень важная задача: задача по трансформации «из бюрократической структуры в человекоцентричную и клиентоориентированную» (здесь и далее: Закон и порядок в Казахстане: новый взгляд. 09 декабря 2024 года - URL: https://qarajalnews.kz/ru/zakon-i-poryadok-v-kazahstane-novyj-vzglyad/). Это необходимая цель и достичь ее можно посредством «внедрения системных мер на всех уровнях». По мнению ветерана, «человекоцентричный подход означает, что интересы граждан становятся главным приоритетом». По его мнению, «система будет ориентирована не только на поддержание правопорядка, но и на оказание качественных услуг, защиту прав и обеспечение безопасности каждого». Он подчеркивает, что «важной частью этой трансформации» станет «снижение излишней бюрократии и повышение прозрачности», что приведет к созданию более доверительных отношений между гражданами и правоохранительными органами. Он убежден, что концепция «Закон и порядок» – не просто слова, «а новый принцип работы, направленный на развитие эффективного, справедливого и современного подхода к обеспечению правопорядка в Казахстане». На этой основе нужно достичь цели - «создать общество, где каждый будет чувствовать себя в безопасности и доверять тем, кто призван защищать закон».
Для того, чтобы укоренить идеологему «Закон и порядок» в рамках казахстанского общества, нужно искоренить бюрократизм в деятельности государственных органов, на основе принципа «нулевой терпимости» со стороны государства и общества к коррупции и другим преступлениям свести их по возможности к нулю, укрепить доверие граждан к государству, к его органам, создать все условия для укрепления веры людей в справедливые решения и приговоры судебных органов. Установление справедливости в обществе, создание реальных условий для реализации прав и свобод человека возможно только при повсеместном и постоянном вынесении всеми общими, специализированными, кассационными и иными судами страны безусловно справедливых решений, приговоров. Только в этом случае реально будет работать в обществе провозглашенная идеологема «Закон и порядок». Потому что судья - конечная инстанция справедливости и законности, поскольку он ставит последнюю точку в судьбе человека в этой достаточно длинной цепочке уголовного преследования. Потому что судья - это говорящий закон, правильно или неправильно трактующий закон. Вынесенное судьей справедливое решение (приговор) означает установление в общественном сознании справедливого порядка, законного порядка, правопорядка. И наоборот, вынесенное судьей несправедливое решение (приговор) приводит к несправедливому, неправедному, незаконному порядку, к тенденции неправомерного, преступного поведения в обществе.
Какие условия нужно создать, чтобы казахстанские судьи выносили только справедливые решения и приговоры? Для этого нужно, чтобы органы прокуратуры на основе статьи 6 Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре» от 5 ноября 2022 года не осуществляли надзор за вынесенными судьями судебных актов, вступивших в законную силу, чтобы судьи не оглядывались с боязнью на прокуроров в ходе судебного разбирательства, а выносили бы всегда объективные, справедливые решения и приговоры, основанные на законе. Надо аннулировать статью 27 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которая говорит об иммунитете (неприкосновенности) казахстанских судей. Все судьи страны должны быть лишены иммунитета, как это принято во многих демократически развитых, цивилизованных государствах. Это означает, что судьи при совершении ими преступлений, в первую очередь, коррупционных преступлений, должны быть разоблачаемы и привлечены к уголовной ответственности на равных с рядовыми гражданами. Часть судей у нас берут взятки за вынесение неправосудных, несправедливых решений и приговоров, а правоохранительные органы не могут взять их с поличным, не могут привлечь к уголовной ответственности, поскольку они защищены иммунитетом, в соответствии с которым требуется согласие высших государственных органов страны. Такая ситуация вряд ли может порождать в обществе веру в справедливый суд, в справедливый приговор (решение).
Далее мы хотели бы показать, как можно и нужно осуществлять права человека на примере прав предпринимателей и какие действия предпринимает Президент страны К.-Ж.К. Токаев по защите прав представителей бизнеса в Республике Казахстан на фоне деятельности правоохранительных и судебных органов страны.
Правоохранительные органы республики могут задавать тон незаконному инициированию (возбуждению) уголовного дела. И такое случается потому, что в нынешнем Уголовном кодексе РК от 3 июля 2014 года есть пробел, который называется отсутствием в нем статьи о привлечении к уголовной ответственности должностного лица правоохранительного органа за незаконное инициирование (возбуждение) уголовного дела (в предыдущих уголовных кодексах всегда была статья об уголовной ответственности за незаконное возбуждение уголовного дела).
«Сегодня любое зарегистрированное заявление автоматически означает возбуждение уголовного дела», - так считает Президент Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаев. Автор данной научной статьи полностью согласен с этим утверждением Главы государства. Именно это действие кладет начало перегибам правоохранительных органов в отношении граждан, предпринимателей. Согласно данным «Атамекена», 26 процентов дел в отношении предпринимателей возбуждается незаконно (источник: - https://atameken.kz/ru/news/47150-npp--ugolovnyh-del-v-otnoshenii-biznesa-vozbuzhdeny-neobosnovanno (дата обращения: 23.02.2025). Поэтому я предлагаю вернуться к официальному термину «возбуждение уголовного дела» и включить в Уголовный кодекс РК отдельную статью «Об уголовной ответственности сотрудников и руководителей правоохранительных органов за незаконно возбужденное уголовное дело».
По мнению Президента, «слабая защита частного капитала, чрезмерное вмешательство государства в экономику, нерыночное ценообразование, избыточное регулирование» – вот неисчерпывающий список болевых точек казахстанского бизнеса. В этой связи он говорит, что «поток жалоб предпринимателей на суды, правоохранительные, налоговые органы и местные власти не уменьшается» (12 сентября 2023 года. - https://ru.sputnik.kz/ 20230912/ gosudarstvo-obyazano-pomogat-predprinimatelyam-tokaev-38389190.html). Я согласен со сформулированными Президентом проблемами, с которыми наш бизнес столкнулся сегодня. Действительно, частный капитал незащищен, за предпринимателем мало кто стоит, поэтому для недобросовестных сотрудников правоохранительного органа он – легкая добыча в условиях, когда обществу «надо жить по средствам и затягивать пояса». Поэтому Президент говорит, что он и государство обеспечат защиту частного бизнеса.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 22 июля 2019 года № 74 «О некоторых вопросах Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы)» в пункте 14 Положения об Антикоррупционной службе, посвященном 13 правам (подпункт 1), 12 обязанностям (подпункт 2), в пункте 15, состоящем из 45 функций за Агентством РК по противодействию коррупции не предусмотрено полномочие по обвинению предпринимателя за завышение или понижение им цен по его товарам, услугам. Поэтому Глава государста вполне резонно критикует правоохранительные органы за то, что они незаконно вторгаются в сферу рыночного ценообразования, стремясь установить «нерыночное ценообразование»: я согласен: действительно, у правоохранительного органа нет полномочий напрямую решать и обвинять, завышены или занижены цены на товары, услуги предпринимателя, более того, он обязан руководствоваться аудиторскими материалами высшего аудиторского органа страны – Высшей аудиторской палаты РК (нынешнее название Счетного комитета РК) о ценообразовании, о сумме ущерба и не имеет права заменять их заключениями аудиторских и экспертных органов низшего уровня.
Такой подход должен влечь за собой уголовную ответственность сотрудников правоохранительных органов по статье 362 Уголовного кодекса Республики Казахстан («превышение власти или должностных полномочий») и они безусловно должны быть наказаны по этой статье Уголовного кодекса.
Глава государства 19 мая 2022 года, 25 ноября 2022 года, 7 декабря 2022 года не раз говорил о недопустимости уголовного преследования бизнеса, в этой связи был поставлен юридический барьер в виде внесения дополнений подпунктов 3-1 и 4 в пункт 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК «О государственном аудите и финансовом контроле» ( с изменениями и дополнениями Закона от 30 декабря 2022 года № 177 VII-ЗРК). Смысл данного обновленного Закона состоит в том, что он категорически запрещает возбуждать (регистрировать) уголовное дело в отношении объектов аудиторской проверки (государственных органов, государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора, а также получателей бюджетных средств в лице частных фирм, компаний (пункт 7 статьи 1 Закона), если предварительно (до возбуждения уголовного дела) не будут произведены действия, которые данный Закон называет мерами реагирования финансового контроля. Эти меры таковы:
1) вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших»;
«3-1) при неисполнении или ненадлежащем исполнении предписания объектом государственного аудита передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами органа государственного аудита и финансового контроля для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры.
В случае обжалования результатов государственного аудита и финансового контроля объектом государственного аудита, субъектами предпринимательства и иными лицами, интересы которых затронуты аудиторскими мероприятиями, передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры только после соблюдения апелляционного и (или) судебного порядка урегулирования споров;
4) предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, не возмещенных (не восстановленных) в добровольном порядке, и исполнения предписания».
Понимать и применять приведенные 3 подпункта, особенно принятые в дополнение Законом от 30 декабря 2022 года подпункты 3-1 и 4 пункта 2 статьи 5 Закона 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» нужно так. Содержание Закона 2015 года и дополнения к нему от 30 декабря 2022 года состоит в следующем. Если в частную компанию прибывают сотрудники правоохранительных органов в целях возбуждения и расследования финансовой деятельности компании в связи с ее участием в государственных закупках, то руководство компании должно заявить правоохранительному органу, что он не вправе осуществлять расследовательскую, уголовно-правовую деятельность в отношении частной компании до тех пор, пока финансовую деятельность данной компании не проверит Счетный комитет РК (ныне – Высшая аудиторская палата РК). Если аудиторский орган в ходе проверки деятельности этой компании не находит никаких недостатков, то он информирует правоохранительный орган, после чего компанию должны оставить в покое.
Если аудиторский орган обнаруживает недостатки в финансовой деятельности рассматриваемой компании, то проверяющий орган составляет Предписание об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших» (это может быть дисциплинарная, административная ответственность виновных лиц). Если руководство компании устраняет надлежащим образом все выявленные и указанные в Предписании нарушения, и наказывает виновных лиц, то компанию не подвергают уголовному преследованию.
Если согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» при предъявлении иска аудиторским органом в гражданско-правовом порядке в суд компания добровольно обеспечивает возмещение в государственный бюджет, восстановление путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, то компанию не привлекают к уголовной ответственности.
И только в том случае, если, как говорится в подпункте 3-1 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле», компания не пожелает исполнять Предписание или исполняет его ненадлежаще, аудиторский орган передает материалы с признаками уголовного правонарушения со своими аудиторскими доказательствами в органы прокуратуры для принятия соответствующего процессуального решения.
Осуществление мер реагирования финансового контроля может длиться несколько месяцев, полгода-год и более и только после окончательного завершения сроков реализации мер предварительного финансового контроля, органы прокуратуры на основании прошедшего все необходимые инстанции Предписания аудиторского органа, в котором он сумел доказать, что в этой частной компании те или иные финансовые действия имели признаки уголовного правонарушения, могут решить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении данной компании.
Это - реальный законодательный прорыв в деле защиты прав и законных интересов работников добросовестного бизнеса, добросовестных предпринимателей, осуществленный Главой государства. Вместе с тем следует отметить, несмотря на то, что со времени принятия норм о защите предпринимательства и предпринимателей прошло 26 месяцев (с 30 декабря 2022 года), к сожалению, не все правоохранительные органы соблюдали и соблюдают вошедшие в юридическую силу нормы и правила предварительной защиты прав и законных интересов частных компаний, фирм, предприятий, предпринимателей, а продолжают, как подчеркивает Президент страны, уголовное преследование частных компаний и предпринимателей.
Предприниматели не в полной мере доверяют, что их права будут защищены от уголовного преследования правоохранительных органов. Чтобы они и общество в целом поверили в серьезность намерений руководящих органов страны, настоятельно предлагаю все сегодняшние общественно-резонансные уголовные дела в стране прекратить с тем, чтобы они публично прошли в соответствии с Законом через сито предварительных мер реагирования финансового контроля, чтобы их пропустили через возможные предписания Высшей аудиторской палаты РК, через возможные гражданские иски в судебном порядке.
Состоящий из 674 статей Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года содержит в себе большое количество уголовно-процессуальных норм, которые нельзя нарушать, но если их нарушат правоохранительные и судебные органы во вред подследственному и подсудимому, то ни следователи, ни судьи практически никакой ответственности за это не понесут. Таков установившийся незаконный порядок. В Уголовном кодексе немного статей, предусматривающих ответственность за нарушения против правосудия. В этой связи было бы целесообразно внести в Уголовный кодекс Республики Казахстан статьи за практически все нарушения уголовно-процессуальных норм от 2 до 12 лет лишения свободы.
Уполномоченный по правам человека в РК оказывает содействие Главе казахстанского государства в организации осуществления прав человека по стране, в том числе по борьбе с пытками. Каждый человек и гражданин Казахстана имеет право на свободу от пыток. Президентский указ о правах человека и верховенстве закона включает в себя План действий, в котором излагаются юридические действия, которые Казахстан уже предпринял для приведения внутренней правовой базы в соответствие со своими международными обязательствами. Стремясь создать базу по защите прав человека, по предотвращению пыток, по противодействию им казахстанские государственные органы совместно с организациями гражданского общества 1) дифференцировали пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение в национальном законодательстве; 2) привели судебно-медицинские и психологические исследования в соответствие со Стамбульским протоколом; 3) разработали политику абсолютной нетерпимости и внесли статьи об этих злоупотреблениях в Уголовный кодекс Республики Казахстан.
Свобода от пыток является абсолютным правом каждого человека и гражданина Республики Казахстан, что Республика Казахстан руководствуется принципом нулевой терпимости к пыткам и другим видам жестокого обращения, что страна должна держать курс на предупреждение (профилактику) и на последовательное и неуклонное практическое искоренение пыток. В этой связи Республика Казахстан стала участницей Конвенции против пыток в 1998 году, Международного пакта о гражданских и политических правах в 2005 году, Факультативного протокола к Конвенции против пыток в 2008 году.
В целях защиты прав человека , а также в целях предотвращения пыток в местах лишения свободы установлены более 45 тысяч видеокамер в 78 учреждениях, наличие которых позволяет предотвращать пытки, а отснятые материалы становятся доказательствами в уголовных делах по пыткам. Предупреждению и искоренению пыток способствует постоянное функционирование Национального превентивного механизма, действующего и доказывающего свою эффективность в местах лишения свободы в стране вот уже более 10 лет. Медицинское обслуживание в этих учреждениях стало независимым от правоохранительных органов.
Мы должны говорить не только об успехах в борьбе с пытками, о статистике привлечения виновных в совершении пыток к ответственности, но и о проблемах дальнейшей борьбы с пытками. Необходимо усиливать внедрение ИТ-технологий в целях усовершенствования работы по обеспечению порядка и дисциплины в изоляторах временного содержания и в пенитенциарных учреждениях, а также при составлении отчетов и аналитических разработок. Мне хотелось бы предложить включить в действующий Уголовный кодекс Республики Казахстан отдельную статью о сталкинге. Такая уголовно-правовая статья становится необходимой, когда человек, подвергнутый пыткам, по отбытии наказания через несколько лет, хотел бы привлечь к уголовной ответственности своих палачей за совершенные ими пытки, но не может, поскольку сами пыточники и их коллеги по полицейскому учреждению угрожают ему с помощью пыток упечь его за решетку еще раз. Чтобы жертва пыток могла противостоять таким угрозам и действиям, необходимо, чтобы решение суда на основе этой статьи о сталкинге запрещало бы приближаться к жертве в радиусе 15 метров и угрожать ей: приближение к жертве в радиусе 14 и менее метров с угрозами создает для угрожателей уголовную ответственность по статье о сталкинге.
Хочется надеяться, что принцип «Закон и порядок», положительно воспринятый казахстанским обществом, будет и в перспективе обеспечивать защиту конституционных и иных прав простых граждан республики.
В казахстанском обществе, говорит Президент страны, «должны царить закон и порядок», поскольку они являют собой «базовое условие обеспечения как общественной, так и индивидуальной безопасности. Только так мы создадим Справедливый, Чистый и Безопасный Казахстан» https://adilet.zan.kz/rus/docs/K24002024_1.
Сарсембаев Марат Алдангорович
доктор юридических наук, профессор юридического факультета Евразийского
национального университета имени Л.Н. Гумилева,член Общественного фонда «National Endowment for Prosperity»

3 комментария