ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ: ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ КАЗАХСТАНА
Защита прав детей – это важная задача для любого государства. В современном мире, где все быстро меняется, особенно важно уделять внимание правам и свободам детей. Когда государство создает условия, в которых дети могут безопасно расти, учиться и развиваться, это способствует не только их благополучию, но и развитию всего общества.
Казахстан активно работает в этом направлении. В 1994 году страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, взяв на себя обязательства защищать детей от насилия, обеспечивать им доступ к образованию, здравоохранению и другим важным правам. Для этого были приняты законы, разработаны государственные программы и инициативы. На начало 2025 года численность населения Республики Казахстан составила 20 286 084 человека, из которых 34,1 процент — дети в возрасте до 18 лет. Это означает, что более 6,9 миллиона граждан страны — несовершеннолетние, в их числе более 2,5 миллиона детей дошкольного возраста, а также более 3,7 миллиона детей, обучающихся в школах.
В 2022-2025 годах в Республике Казахстан было запланировано, реализовано и осуществляются важные мероприятия и инициативы, посвященные защите прав детей. Наиболее важным было принятие Комплексного плана. Почему мы выводим его на первое место? На расширенном состоявшемся 14 июля 2022 года заседании Правительства Республики Казахстан Глава государства дал поручение по разработке и принятию Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023 – 2025 годы. Три раздела вошли в данный Комплексный план. Первый раздел посвящен осуществлению «права детей на защиту от насилия, буллинга (травли) и жестокого обращения с ними». Во втором разделе нашли отражение профилактика (предупреждение) и «коррекция суицидального (связанного с самоубийством) и аутоагрессивного (причиняющего боли самому себе) поведения детей». В третьем разделе анализируются вопросы и способы повышения «уровня благополучия казахстанских детей». 14 государственных органов, в том числе министерство просвещения Республики Казахстан, 20 местных исполнительных органов власти и специализированные учреждения осуществляли и осуществляют данный Комплексный план. Его надлежащая реализация повышает эффективность приоритетных направлений по защите и охране прав всех казахстанских детей.
Следующим направлением по защите прав детей стало осуществление поручений Президента страны по улучшению качества жизни детей. В этом направления осуществляются инициативы, имеюшие отношение к развитию образования, к внедрению социальной поддержки детей, к улучшению здравоохранения в той части, которая имеет отношение к лечению детей.
В рассматриваемый период есть еще одно направление деятельности, которое можно назвать разработкой и принятием ключевых дополнений в законы Республики Казахстан, имеющие отношение к правам детей. 2024 год стал годом принятия 3-х существенных законоположений. Так, в феврале 2024 года Закон «О правах ребенка» был дополнен нормами о внедрении института наставничества в отношении детей-сирот. Оставшиеся без попечения родителей дети могут пользоваться индивидуальной поддержкой наставников. В настоящее время в стране не менее 330 наставников работают в 17 городах Казахстана, оказывая содействие детям к наилучшей адаптации в обществе и к вхождению в самостоятельную жизнь. Подписанный в апреле 2024 года закон об обеспечении прав женщин и безопасности детей, вступивший в силу в июне того же года, вобрал в себя 70 изменений и дополнений, которые усиливают ответственность за совершенное в отношении детей насилие и которые обеспечивают тем самым их личную безопасность. Следует среди них выделить нововведение, суть которого заключается во внедрении механизма контакт-центра с легко запоминающимися цифрами «111», который обеспечивает круглосуточную помощь детям, попавшим в беду. Другим нововведением следует назвать создание института уполномоченных по правам детей по регионам страны. Законодателем введена административная ответственность за совершение буллинга (травли), а также принята норма о запрете на высадку ребенка из автобуса (чтобы не подвергать его жизнь опасности при отсутствии сопровождающих его взрослых). В декабре 2024 года законодательно поддержали детей-сирот, а также детей, которые остались без попечения родителей. Это выразилось во введении профессиональной приемной семьи, что должно улучшить условия жизни и воспитания детей в достаточно стабильной среде. Также законодательно установили штатную численность специалистов органов опеки — не менее одного специалиста на 5 тысяч детей, что должно повысить эффективность их работы с проблемными детьми. Комитетом по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан во исполнение этих и других законодательных актов разработаны и утверждены 14 новых нормативных правовых актов, которые призваны усилить защиту прав детей и создать дополнительные организационно-правовые механизмы поддержки казахстанских детей.
Все эти меры приняты и направлены на то, чтобы создавать благоприятную и безопасную среду для детей, а также обеспечивать их права, предусмотренные казахстанскими законами и международными конвенциями.
Но несмотря на все предпринимаемые усилия, в стране все же есть проблемы, требующие своего разрешения. Некоторые дети сталкиваются с насилием в семье, вынуждены работать, не имеют возможности получать качественное образование или медицинскую помощь. Также не хватает поддержки для детей, которые оказались в сложных жизненных ситуациях.
Во всем мире принимаются меры для защиты прав детей. Международные организации разрабатывают важные документы, которые помогают странам улучшать свое законодательство, имеющее отношение к правам детей. Казахстан также опирается на эти международные нормы, чтобы сделать дальнейшие шаги в обеспечении прав детей и создании условий для их благополучия.
После Первой мировой войны многие страны Европы и Северной Америки осознали, что детям нужна особая защита. В 1919 году Лига Наций создала Комитет детского благополучия. Он занимался решением проблем беспризорных детей, детского труда, торговли детьми и других угроз, с которыми сталкивались несовершеннолетние. В этот период важную роль сыграли неправительственные организации. Например, Международный союз спасения детей, который основала англичанка Эглантайн Джебб, разработал в 1923 году декларацию, содержащую основные принципы защиты детей.
На основе этой работы в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Это был первый международный документ, посвященный правам детей. В нем говорилось, что забота о детях – это не только ответственность семьи или государства, но и задача всего человечества [3].
Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации стало «осуществление международного сотрудничества... в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» (статья 55).
Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, в том числе ребенка, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.
Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ был создан в 1946 году. Он был создан сразу после Второй мировой войны, чтобы помочь детям, пострадавшим от войны в Европе. Сначала ЮНИСЕФ помогал только европейским детям, но потом стал помогать детям и в других странах, где были экономические трудности или трудности, связанные с войной. В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Он был создан в 1988 году в качестве специализированного исследовательского и учебного учреждения при базовой финансовой поддержке правительства Италии.
В предыдущие годы и в 2025 году Казахстанское отделение ЮНИСЕФ продолжало и продолжает активно работать над защитой прав детей, реализуя совместные программы с государственными органами и общественными организациями. В 2024 году, в ответ на наводнения, затронувшие более 832 000 детей, школьников ЮНИСЕФ поддержал интеграцию программ по изменению климата и снижению рисков катастроф в онлайн-курсы для молодежи, охватив более 35 000 участников.
В декабре 2024 года Министерство иностранных дел Республики Казахстан и ЮНИСЕФ провели совещание по разработке Программы сотрудничества на 2026–2030 годы, направленной на улучшение образования, здравоохранения и общего благосостояния детей. Первый заместитель министра иностранных дел республики подчеркнул значимость совместных усилий, включая создание института Уполномоченного по правам ребенка и внедрение Индекса благополучия детей Казахстана.
В 2025 году планируется запуск проекта «Академия родителей» совместно с ЮНИСЕФ, Министерством просвещения и Казахстанским институтом благополучия детей. Этот проект направлен на поддержку семей и продвижение ответственного родительства, что является важным шагом в укреплении института семьи и защите прав детей.
Казахстанцы и местные организации активно участвуют в этих инициативах, способствуя созданию безопасной и благоприятной среды для подрастающего поколения. Совместные усилия государства, международных организаций и гражданского общества обеспечивают устойчивое развитие системы защиты прав детей в стране.
В рамках международной защиты прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, а в 1966 году Международные пакты о правах человека. В Декларации и пактах был сформулирован ряд положений, непосредственно касающихся прав и интересов детей: принцип равенства детей, необходимость защиты материнства и младенчества, защиты детей от эксплуатации, право детей на образование. В 2006 году Казахстан присоединился к Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
В Декларации и Международных пактах провозглашается принцип равенства детей. В Пакте о гражданских и политических правах устанавливается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны семьи, общества и государства (пункт 1 статьи 24). Пакт об экономических, социальных и культурных правах запрещает дискриминацию по признаку семейного происхождения или по иному признаку (пункт 3 статьи 10). В Декларации говорится о равенстве детей независимо от того, рождены они в браке или вне его: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (статья 25).
В статье 25 Декларации сказано, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что семье должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (пункт 1 статьи 10), а также признает, что под особой охраной должны находиться матери в течение разумного периода до и после родов (пункт 2 статьи 10). В Пакте о гражданских и политических правах говорится, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (статья 23). Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах государства будут принимать меры для «обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка» (статья 12). Пакт об экономических, социальных и культурных правах призван обеспечить защиту детей и подростков от экономической и социальной эксплуатации, запрещение использования труда малолетних и применения детского труда в областях, вредных для нравственности и здоровья (статья 10).
Важное значение для охраны здоровья детей и их прав имеют международно-правовые нормы о запрещении детских браков. В Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 года предусматривается принятие государством законодательных актов, устанавливающих минимальный брачный возраст. Конвенция запрещает «заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда в интересах сторон, вступающих в брак, компетентный орган разрешает сделать исключение из этого правила» (статья 2). Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 1 ноября 1965 г. и Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 года, содержат положения о запрещении вступления в брак в детском возрасте и обручения молодых девушек, а также предлагают государствам принять эффективные меры по установлению минимального возраста для вступления в брак и регистрации браков в официальных учреждениях.
ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, содержащую обязательства государств не допускать дискриминацию в области образования по признаку расы, пола, языка, религии, социального происхождения, политических убеждений и предпринимать, если нужно, все меры по устранению дискриминации при получении образования. В Конвенции, в частности, содержится положение, в соответствии с которым государство обязуется сделать для детей начальное образование обязательным и бесплатным (пункт «а» статьи 4). В 2016 году Казахстан присоединился к данной Конвенции, тем самым принял на себя международные обязательства, закрепленные в данном международно-правовом акте.
Образование как ключевой приоритет социальной политики также получает поддержку со стороны казахстанского государства. Выполняются обязательства по повышению статуса педагога, строительству и открытию новых школ, детских садов, внешкольных организаций, колледжей. Созданы условия для развития новых способов и подходов в обучении. Как отмечают зарубежные эксперты, благоприятные условия вокруг ребенка гарантируют 10 процентов качества знаний. В этой связи по поручению Главы государства в Казахстане реализуется Национальный проект «Комфортная школа». В 2024-2025 годах планируется открыть 369 школ на 740 тыс. ученических мест. До 1 сентября 98 школ, 110 – до конца 2024 года, остальные – до конца 2025 года.
В рамках реализации Модели развития дошкольного воспитания и обучения в дошкольных организациях создана доступная развивающая среда, способствующая становлению физически здоровой, социально активной, гармонично развитой личности. Кроме того, на сегодня в 86 процентах школ Казахстана созданы условия для получения инклюзивного образования (всеми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья). Ежегодно расширяется сеть специальных учебных организаций. Около 500 таких объектов оказывают специальные психолого-педагогические услуги детям с особыми образовательными потребностями. В 4-х регионах Казахстана в рамках государственного образовательного заказа увеличен охват детей до 2-х тысяч с ограниченными возможностями специальной психолого-педагогической поддержки. При школах действует 1051 кабинет поддержки инклюзивного образования. Свыше 2,5 тысяч педагогов-ассистентов помогают учащимся адаптироваться к программе обучения и социализироваться в школьной среде.
Особо следует выделить международные соглашения, касающиеся защиты женщин и детей в период вооруженных конфликтов. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, принятые в 1977 году, предусматривают предоставление женщинам и детям специальной защиты от последствий военных действий. В 1974 году была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, содержащая рекомендации государствам предоставлять особую защиту женщинам и детям, относящимся к гражданскому населению. С учетом, в том числе необходимости защиты детей в периоды вооруженных конфликтов, в 1993 году Казахстан присоединился к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительным протоколам I и II 1977 года.
Международные нормы об охране труда детей содержатся в конвенциях, принятых Международной организацией труда. В 1973 году была принята Конвенция № 138 о минимальном возрасте приема на работу, в соответствии с которой государства обязуются «обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков» (статья 1). В Конвенции предусматривается, что каждое государство, ратифицировавшее эту Конвенцию, в специальном приложении должно сообщить данные о минимальном возрасте приема на работу подростков на своей территории. В 2000 году Казахстан стал участником данной Конвенции. В этой связи он обязался неукоснительно соблюдать международные стандарты об охране труда детей на своей территории.
Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями разработал ряд важных международных актов относительно защиты прав несовершеннолетних правонарушителей в период отправления правосудия, отбывания наказания в местах лишения свободы, мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года (известные как «Пекинские правила») и принятые в 1990 году Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Поскольку Республика Казахстан является членом ООН и не может игнорировать приведенные выше документы, сотрудники пенитенциарных (уголовно-исполнительных) учреждений республики должны соблюдать Правила в отношении находящихся в этих учреждениях несовершеннолетних правонарушителей.
Специальным документом, первоначально полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка 1959 года. Декларация прав ребенка расширила 5 принципов Женевской декларации 1924 года до 10 принципов. В ее Преамбуле отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В Декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (принцип 1); о праве ребенка на нормальное развитие (принцип 2); о праве на получение образования (принцип 7). Согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (принцип 9); ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (принцип 4). Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношениях (принцип 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (принцип 10). Декларация прав ребенка 1959 года заложила основу для защиты детей во всем мире. В ней указаны важные принципы, которые должны учитывать государства: принцип защиты от дискриминации, право на образование, медицинскую помощь, принцип обеспечения безопасности и поддержки. Отдельно подчеркивается необходимость защиты детей от жестокого обращения и создания условий для детей с особыми потребностями. Эти идеи стали базой для дальнейшего развития конвенций и законов, направленных на защиту детей.
Но к концу 1970-х годов стало ясно, что существующие правила не полностью отвечают потребностям детей. В мире появилось новое понимание детских прав и способов их защиты. Стало очевидно, что нужен новый международный документ, который бы учитывал накопленный опыт и современные подходы. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка.
Конвенция стала важным шагом в защите детей. Впервые ребенок был признан не просто тем, кого нужно защищать, но и самостоятельной личностью с полным набором прав. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, социально-экономические, так и культурные права детей от их рождения и до достижения ими совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (статья 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (статья 8), на право свободно выражать свои взгляды (статья 12), на неучастие в военных действиях (статья 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (статья 39). В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (статья 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».
Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (статья 44).
Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка играют важную роль в развитии и укреплении системы защиты прав детей, дополняя и уточняя положения основного документа. Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 года направлен на усиление мер по предотвращению эксплуатации детей и привлечению к ответственности виновных в подобных преступлениях. Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 года вводит более строгие ограничения на привлечение несовершеннолетних к военной службе и призван защищать детей от их вовлечения в вооруженные конфликты. В 2001 году Казахстан стал участником данных Факультативных протоколов. Факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений 2011 года предоставляет детям и их представителям механизм обращения в Комитет ООН по правам ребенка в случае нарушения их прав. Совокупность этих инструментов формирует более эффективную международно-правовую систему защиты детей, обеспечивая их безопасность, благополучие и доступ к правосудию.
В декабре 2023 года Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений. Этот шаг позволяет казахстанским детям и их представителям напрямую обращаться в Комитет ООН по правам ребенка с жалобами на нарушения их прав, после исчерпания всех национальных средств правовой защиты. Комитет рассматривает такие обращения и предоставляет рекомендации государству-участнику для принятия соответствующих мер. Ратификация протокола подчеркивает приверженность Казахстана укреплению механизмов защиты прав детей и расширению возможностей для обращения к международным органам в случае нарушения этих прав.
Комитет ООН по правам ребенка, рассмотрев сообщение № 89/2019 (Д. Э. П. (представлен защитником Кассационного суда по уголовным делам провинции Буэнос-Айрес против Аргентины) в рамках Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений, признал нарушения, допущенные государством-участником, и рекомендовал принять меры для их устранения и недопущения в будущем. В своем решении Комитет особо подчеркнул необходимость реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних. В частности, было предложено отменить Закон № 22.278 об уголовно-исполнительном режиме для несовершеннолетних и принять новый закон, соответствующий международным стандартам. Также рекомендовано гарантировать, чтобы защита распространялась на всех детей, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, даже если они достигли совершеннолетия в ходе судебного процесса. Кроме того, Комитет акцентировал внимание на необходимости сокращения случаев лишения свободы несовершеннолетних, усиливая меры социальной реинтеграции и применяя альтернативные наказания. Для Казахстана эти рекомендации имеют важное значение в контексте совершенствования системы ювенальной юстиции. В стране уже реализуются реформы в области защиты прав детей, однако данное решение подчеркивает необходимость дальнейших шагов по приведению национального законодательства в соответствие с Конвенцией о правах ребенка. Введение эффективных механизмов защиты несовершеннолетних правонарушителей, а также развитие программ их реабилитации и социальной адаптации будут способствовать созданию более гуманной и справедливой системы правосудия.
Защита прав детей – важная часть государственной политики Казахстана. Страна подписала и выполняет международные договоры о правах ребенка, а также постоянно улучшает свои законы. За последние годы многое сделано для защиты детей от насилия, обеспечения их права на образование, медицинскую помощь и социальную поддержку.
Но впереди еще много работы. Важно защищать детей в интернете, более оперативно реагировать на случаи насилия, улучшать работу судов по делам несовершеннолетних и делать институт Уполномоченного Республики Казахстан по правам ребенка еще более эффективным. Для этого нужны новые решения, которые помогут сделать жизнь детей безопасной и комфортной.
За годы суверенного развития Казахстан ратифицировал не менее 15 международно-правовых документов, в том числе Конвенцию о правах ребенка. Содержание норм этих конвенций в той или иной мере имплементированы в законодательные и иные акты Республики Казахстан. Нормы, которые касаются прав детей, появились в казахстанском законодательстве с принятием Закона Республики Казахстан «О браке и семье». До этого дети не рассматривались как самостоятельные носители прав, а скорее, как объекты заботы родителей. Они не могли самостоятельно отстаивать свои интересы, так как считались недееспособными. Введение отдельной главы о правах детей в этот закон стало важным шагом по изменению этого подхода. 8 августа 2002 года был принят Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан». Этот закон регулирует все вопросы, связанные с правами детей, которые защищены Конституцией Республики Казахстан. В нем определены цели государственной политики в интересах детей, их основные права и обязанности. Также закон содержит отдельные главы, которые закрепляют права детей в семье, в обществе, права детей с инвалидностью и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует подчеркнуть, что в Казахстане ведется системная работа по защите прав детей посредством создания надлежащих органов и учреждений и на основе качественной нормативно-правовой базы. В целях обеспечения прав и законных интересов детей работает Уполномоченный Республики Казахстан по правам ребенка. В 20 областях страны назначены региональные уполномоченные по правам детей. При Министерстве просвещения создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Аналогичные 235 комиссий функционируют и на местном уровне. Во исполнение поручений Президента РК утвержден Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы, куда вошел ряд важных инициатив. Разработаны рекомендации по алгоритмам реагирования на насилие над детьми в чрезвычайных ситуациях. В республике открыты и функционируют 14 центров психологической поддержки. Национальная законодательная база Казахстана, включая основополагающие документы «О правах ребенка» и «Об образовании», – это серьезное правозащитное поле, на котором строится благополучное и безопасное детство наших детей.
Одной из главных инициатив 2024 года является проект «Нацфонд – детям». Во исполнение инициативы Главы государства половина инвестиционного дохода теперь будет ежегодно распределяться между всеми казахстанцами до 18 лет. По достижении совершеннолетия деньги можно будет использовать на образование либо покупку собственного жилья. И вот здесь особенно важна роль наставников, которые могли бы советовать им надлежащее расходование выделенных государством денежных средств, отсекали бы недобросовестных лиц, желающих поживиться на деньгах выпускников детских домов и учреждений.
Охрана прав и защита законных интересов семей с детьми также является одним из основных направлений государственной политики страны. Национальная модель поддержки семей с детьми представлена системой государственных пособий и выплат, направленных на стимулирование рождаемости и содействие воспитанию детей в семье, а также на повышение престижа и авторитета многодетных матерей.
Государственная политика Республики Казахстан в области защиты детства направлена на обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации, формирование правовых основ гарантий прав ребенка. Согласно статье 27 Конституции страны детство находится под защитой государства. Сегодня для защиты прав детей действует Комитет по охране прав ребенка, Уполномоченный по правам ребенка, организации образования и здравоохранения, органы полиции, НПО, комиссии по делам несовершеннолетних. Ежегодно в своем Послании Президент отмечает необходимость усиления мер по защите прав несовершеннолетних. Ужесточено наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, принимаются меры по защите прав детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с особенностями развития.
Объявление 2022 года Годом детей свидетельствует о приоритетном внимании государства к подрастающему поколению и его стремлении обеспечить благополучное будущее страны.
Одним из приоритетных направлений в Год детей стало обеспечение безопасности детей в детских садах, школах и колледжах. Во всех организациях образования установлены камеры, ведется работа по усилению охраны объектов образования, устанавливаются турникеты, тревожные кнопки. В Год детей впервые закреплено право ребенка на защиту от травли (буллинга), утверждены Правила профилактики (предупреждения) травли (буллинга) ребенка. Кроме того, в 2022 году приняты единые Правила деятельности психологической службы организаций образования.
Впервые в стране разработан Индекс благополучия детей. В каждом направлении выбраны наиболее важные индикаторы, отражающие доступ к достойным условиям жизни, к образованию, здравоохранению, инфраструктуре, защите от насилия и социализации. Продолжена реализация модели развития дошкольного воспитания и обучения. Это расширение сети дошкольных организаций, разработка платформы по единой очередности в детские сады, которая позволит исключить дублирование в очереди. Вместе с тем, в Год детей впервые масштабно обновился автобусный парк школьных автобусов. Он пополнился 515 новыми автобусами. Также впервые комплексно улучшили материально-техническую базу школьных библиотек. Фонд художественной литературы пополнился изданиями на государственном языке.
В 2024-2025 годах в Казахстане были приняты значительные меры по усилению защиты прав детей. В частности, в декабре 2024 года был одобрен закон, вводящий новую форму семейного устройства для детей-сирот — профессиональные приемные семьи. Это нововведение направлено на создание стабильной и безопасной среды для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, законодательно установлена норма о штатной численности специалистов органов опеки — не менее одного на 5 тысяч детей, что позволит повысить эффективность работы по защите прав несовершеннолетних. Также расширена социальная помощь: теперь дети из уязвимых семей, обучающиеся в частных школах, будут обеспечены необходимыми школьными принадлежностями наравне с учащимися государственных учебных заведений. Эти инициативы подчеркивают стремление государства создать благоприятные условия для всестороннего развития и защиты всех детей.
В рамках Комплексного плана по защите детей от насилия, предотвращению суицидов и обеспечению их прав и благополучия на 2023–2025 годы, в стране разрабатывается программа по профилактике буллинга в образовательных учреждениях. Эта инициатива направлена на создание безопасной и поддерживающей среды для всех детей, что является важным шагом в укреплении системы защиты прав ребенка в Казахстане.
В Казахстане ведется большая работа по защите прав детей. Государство принимает новые законы, сотрудничает с международными организациями, в том числе с ЮНИСЕФ, создает специальные институты для защиты детства. Например, был создан институт Уполномоченного по правам ребенка, а также проводятся реформы для развития инклюзивного образования и усиления ответственности за насилие в отношении детей.
Но важно не только принимать новые законы, но и следить за тем, чтобы они действительно работали. Нужно больше внимания уделять предотвращению насилия и эксплуатации детей, обеспечению равного доступа к добротному образованию и защите детей в интернете. Сегодня цифровой мир создает новые риски, и Казахстану важно разработать способы защиты детей от негативного влияния информационной среды.
Также необходимо продолжать сотрудничество с международными организациями и использовать лучший мировой опыт. Программы социальной поддержки, информирование родителей и детей об их правах, а также участие общества в этих вопросах помогут создать безопасную и комфортную среду для каждого ребенка.
Ойнарова А.А., PhD, и.о. доцента кафедры международного права юридического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
Сарсембаев М. А., доктор юридических наук, профессор юридического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, член Общественного фонда «National Endowment for Prosperity»
