Библейские заповеди и вековые политические завихрения

Библейские заповеди и вековые политические завихрения

In rekto virtus! Veritas vincit!      

На одном из молодежных форумов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ответ молодому кыргызу Кельдибеку сказал следующее: "Вот вы представьте себе, вот в вашу страну (Кыргызстан - прим. автора Н.С.) приехали люди другой национальности. Их много, очень много. Вот они начинают вытеснять все киргизское. Но ведь человек, связанный со своей культурой, он же скажет, что это не очень хорошо". (ttps://dzen.ru/video/watch/65e4c7280820f63dcb72e3d2?utm_referrer=www.google.com). В этой связи следует особо отметить, что авторитетный Пастырь православных христиан Патриарх Кирилл в предельно деликатной форме высказал весьма  праведные суждения, имеющее общечеловеческое значение, хотя он исходил из интересов Россий. Справедливость данного выражения не может быть опровергнуто ни христианами, ни мусульманами, ни иудеями, ни буддистами, и вообще - любыми здравомыслящими представителями Homo sapiens, так как эти слова несут в себе высокие моральные и общечеловеческие нравственные принципы, заложенные во всех мировых религиях и в важных документах Организаций Объединённых Наций, закрепленных подписями 193 государств.      Однако, всё ли в действительности соответствует сказанному российского Пастыря? Нет ли противоречия этих слов с событиями, происходящими в реальности? Соответственно важности проблемы, рассмотрим тему объективно, сделав упор на фактологические данные. Так, на каких основных постулатах зиждутся упомянутые незыблемые принципы? Священная Библия - главный источник христианского вероучения, отражающая собрание священных текстов для христианства и иудаизма, написанных пророками и апостолами по вдохновению от Бога. Она является основным духовным наставлением для верующих, а главная идея Библии - спасение человечества через Иисуса Христа. Особую важность  представляет Нагорная проповедь (Евангелие от Матфея, главы 5-7) - проповедь Иисуса Христа, в которой Он высказал всю суть Своего учения. Она содержит основные принципы христианской морали и духовной жизни, является наиболее  выдающейся проповедью, которая учит быть свободным от лицемерия, полным любви и мудрости. Одним словом, Нагорная Проповедь Иисуса Хориста - это непоколебимый закон для христиан. Так, какие из них являются важными по отношению к нашей теме? Они следующие: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены»; «Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими»; «Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное»; «Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», -  а если кто убьет, даст ответ перед судом». Иисус Христос говорит, что исполняет пророчества Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Вот они также, несколько важных ветхозаветных заповедей, выступающие нравственным ориентиром для каждого христианина: «Не убий» (Запрет на лишение жизни человека); «Не укради»  (Запрет на завладение чужим имуществом); «Не лжесвидетельствуй» (Запрет на клевету и ложь о другом человеке); «Не пожелай ничего чужого» (Запрет на зависть и желание чужого). Кроме всего, Христос высказывал также крайне важные мысли, которые в этике имеют название «золотого правила нравственности»: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея). Христос наполнил это правило предельно глубоким содержанием. Если христианин хочет, чтобы к нему относились хорошо, по-доброму, то и он призывается первым выражать такое отношение. Тут проявляется четкий посыл: христианин обязан первым делать добро, ради того, чтобы к нему относились по-доброму. Золотое правило Иисуса - это предписание активно проявлять любовь. Христос призывает действовать положительно. Иисус говорит, что если хотите, чтобы к вам проявляли уважение, тогда уважительно относитесь к другим; если вы ждете доброго слова, тогда с добрыми словами обращайтесь к другим. Что важно также отметить, что «указание любить» отличает христианскую мораль от морали других религии. Примечательно, что Иисус говорит даже следующую проповедь: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (От Матфея 5:44-48). Повиновение указанию любить других – это признак истинного верующего (Иоанна 13:35). Таким образом, христиане не могут дожидаться Божьей любови, если они деятельно не любят других людей. Действительно, христианская религия - замечательное гуманистическое вероучение. Но, все ли следовали ее высоким принципам? Скорее всего - нет. И в подтверждение тому исторических примеров предостаточно. Так, вся история человечества изобилует актами насилия и бесчеловечной жестокости. Несмотря на то, что христианская вера играла значительную роль в истории и культуре многих европейских народов, она не смогла стать  стойким сдерживающим фактором против жестоких колониальных захватов, которые происходили в разные исторические периоды. Кроме всего, колониальные империи зачастую использовали религиозные вероучения для оправдания своих захватнических целей, а также для культурного и экономического закабаления других регионов мира. Основными европейскими странами-колонизаторами были Испания, Португалия, Великобритания, Франция и Россия которые стремились расширять свои владения для добычи ресурсов и укрепления мирового положения. В разные периоды в колонизации принимали участие также Бельгия, Дания, Италия, Нидерланды и Швеция.

Колониальные захваты сопровождались жестоким истреблением коренных народов Америки, Африки, Азии и Австралии. Жестокость колониальных стран - это значительная, но часто замалчиваемая часть мировой истории. Колониальные державы в алчной погоне за богатствами, ресурсами и геополитическим влиянием осуществляли систематическое насилие над коренными народами. Так, после открытия Христофором Колумбом (1492) миллионы коренных жителей Америки были убиты, порабощены, умерли от европейских болезней. Осуществлялся откровенный геноцид порабощённых народов Северной и Южной Америки. Колонизаторы Америки по разным подсчетам истребили больше 15 млн коренных индейцев. В Австралии аборигены подвергались насильственному переселению и убийствам. Миллионы африканцев были захвачены и проданы в рабство в Америку. Рабство сопровождалось жестокими условиями труда, актами насилия, безжалостными унижениями. Великобритания вывозила ресурсы, принуждая местных крестьян выращивать экспортные культуры. Британская политика вызвала голод в Бенгалии, где погибло около 3 млн человек. В разных частях света коренные народы сопротивлялись захвату своих земель и насильственному обращению. Но они жестоко подавлялись. Колонизаторская политика сопровождалась насильственным насаждением европейских языков, религий, разрушением местных традиций, запретом исконных верований и т.д. Колониальные власти грубо ущемляли гражданские права коренных жителей, вплоть до расовой, сословной или иной сегрегации, апартеида, сгона с земли, лишения средств к существованию, геноцида. Повсеместно осуществлялась деятельность по уничтожению местных культурных ценностей, или же чаще, например, совершался грабеж и присвоение египетских, индийских, китайских реликвий и артефактов для частных и государственных музеев Европы. Одним словом, колониализм эта система, основанная на неравенстве, насилии и расизме.

История колонизации Казахстана Россией длительный и сложный процесс, охватывающий несколько столетий, с XVIII по начало XX века. Он включал в себя постепенное расширение влияния Российской империи, подавление сопротивления казахских ханств, разрушение традиционного уклада жизни и присоединение территории Казахстана в состав России. На территории Казахстана строились многочисленные военные укрепления и для переселенцев – множество церквей. Историки приводят много документальных фактов об истинных целях колонизации Казахстана Российской империей. Например, об этом свидетельствуют высказывания начальника штаба Туркестанского военного округа: «Надобно же когда-нибудь откровенно себе признатся, что наше дело — интерес прежде всего русский, национально-русский, земля, занятая киргизами (казахами), не есть их собственность, а государственная. Заведение русских поселений есть такая же государственная необходимость, как постройка укреплений, которые в Оренбургской степи воздвигнуты на лучших кочевых местах или зимовках. Русский оседлый элемент должен их (казахов) вытеснить из края, или перевести вовсе. Говоря прямо, все-таки будет то, что с лучших мест, удобных для оседлой жизни и земледелия, киргизы (казахи) будут оттесняться в худшие, что совершенно необходимо при развитии русского переселения». Многочисленные переселенцы выдвигались не только как экономическая база колониализма в крае, но и как надежная военная опора для борьбы с казахами. Колонизация Казахстана ограничивала развитие производительных сил страны, разрушала традиционную экономику и социальную структуру казахского общества.

Все возрастающий колониальный гнет царизма в Казахстане порождал серьезное недовольство народных масс. Народные волнения зачастую перерастали в масштабные национально-освободительные восстания, например, под руководством Срыма Датова (1783-1792), Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838) и Амангельды Иманова (1916). Национально-освободительное движение и борьба казахского народа за свободу и независимость не ограничиваются названными тремя восстаниями. Истории известны более 330 крупных антиколониальных восстании казахского народа. Так, например, в декабре 1856 года началась вооруженная борьба сырдарьинских казахов против царского режима. Толчком к восстанию послужил случай, когда на местном кирпичном заводе три казаха были заживо сожжены российскими солдатами. Однако плохо вооруженные повстанцы потерпели поражение. У восставших было отобрано более 20 тысяч голов скота. Таких примеров борьбы казахского народа против колониального гнета было много.

С каждым годом царская власть усиливала переселение русского населения в Казахстан. До XX века полноценные переписи населения в Казахстане не проводились. Однако исторические данные свидетельствуют, что территорию Казахстана до определенного периода населяли около 97 процентов казахов. Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 г. показала, что на территории современного Казахстана проживало около 4 миллионов человек, из них примерно 81%  составили казахи. По итогам этой переписи в Российской империи насчитывалось 3 миллиона 745 тысяч казахов, а в границах Казахстана 3 миллиона 392 тысячи.

В СССР проводились плановые переписи населения примерно каждые 10 лет и в 1926 г. численность населения в Казахстане составила около 6,2 млн человек. В 1937 г. перепись была проведена, но признана «неудобной» для власти, так как результаты показали резкое снижение численности казахов из-за Голодомора 1932–1933 годов и беспощадной репрессии, соответственно итоги были засекречены, а многие переписчики были расстреляны. Перепись населения Казахстана 1959 года - это вторая общесоюзная перепись, проведённая после Второй мировой войны. Она состоялась 15 января 1959 года численность населения Казахской ССР составило 9 309 847 человек. По этническому составу итоги показали: казахи — около 2,794 млн (30%), русские - более 3,974 млн (42,7%), украинцы - около 780 тыс. Снижение доли казахского населения связаны с тем, что в 1930–1950-х годах в Казахстан массово переселялись русские, украинцы, белорусы и другие. В рамках целинной кампании, начатого с 1954 года, в Казахстан переселено около 2 млн человек, в основном из Россий и Украины. В этой связи, известно о смелом поступке первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова, которого отстранили в 1954 году от руководства республикой за то, что он выступил против темпов, масштабов и способов предлагаемой программы массового освоения целины. Он считал, что в результате казахи станут меньшинством на родной земле и потеряют свою идентичность. Первый секретарь ЦК КПСС, всесильный глава СССР Н.Хрущев, огульно именуя Ж.Шаяхметова националистом, в своих воспоминаниях отмечал, что его пришлось устранить именно из-за этой его твердой позиции. А какая печальная судьба постигла его самого, хорошо известно народу.

Последняя перепись населения Казахстана проводилась в 2021 году, по результатам которой численность населения составила 19 186 015 человек. Доля этнических казахов составила более 13 (70,18%) млн , русские – 2,9 (16%) млн человек, узбеки – 614 (3,2%) тыс. По данным на 1 января 2025 года, русские составляют вторую по численности национальную группу в Казахстане, составляя 14,61% населения страны, или 2 963 938 человек. Это вторая по численности национальная группа после казахов. Русский язык широко распространен в Казахстане. Согласно данным, свободно владеют русским языком 84,8% населения, а понимают устную речь – 94,4%. Среди казахов - около 20 % назвали русский своим родным, при этом более 87 % владеют им как вторым языком. Если провести социологический опорос, большинство казахов не владеют родным языком в достаточной степени и общаются между собой только по-русски. Эта тенденция огорчает и беспокоит истинных патриотов страны.

В самый раз наступает потребность вспомнить слова Патриарха Кирилла и Библейские заповеди (по данным ВЦИОМ и Левада-центра  около 80% русских идентифицируют себя как православные христиане) на фоне нападок русских шовинистов на Казахстан и казахов. Вот несколько фактов, усложняющих добрососедские отношения Казахстана и России, казахов и русских. Она затрагивает вопросы межнациональных отношений, постколониального наследия и современного политического дискурса. Такие нападки выражаются в разных формах и источниках - от агрессивной риторики в социальных сетях и СМИ до политических заявлений отдельных известных российских деятелей. Некоторые российские политики ( П.Толстой, В.Никонов, Е.Федоров, А. Журавлёв и др.) и публицисты (З.Прилепин,  М.Симоньян и др.) утверждают, что север Казахстана - это "русская земля", которая "несправедливо" отошла Казахстану после распада СССР. В интернете можно встретить высказывания, высмеивающие казахский язык, переход на латиницу, или традиционные элементы культуры. Распространяются стереотипы о "дикости", "отсталости" и "вторичности" казахов как нации. Некоторые российские политики, журналисты и блогеры говорят о Казахстане как о "сфере влияния России", как о "неполноценном государстве" без собственной истории. Такие заявления подрывают уважение к суверенитету Казахстана.

Когда в Казахстане обсуждаются инициативы по расширению роли казахского языка или укреплению национального самосознания, это иногда представляется как "русофобия" со стороны казахов. В 2022–2023 г. российские медиа усилили антикaзахскую риторику, особенно после нейтральной позиции Казахстана по отношению к войне в Украине. В социальных сетях кампании травли казахских активистов, особенно поддерживающих казахский язык или выступающих за полную деколонизацию.

Известно, что Казахстан был частью Российской империи, а затем СССР. Советская национальная политика вела к ассимиляции и подавлению казахской идентичности. Шовинистическая риторика - продолжение этого отношения. У части российского общества и элиты сохраняется тоска по "величию империи", в которую входил и Казахстан. Независимость Казахстана, укрепление его связей с Китаем, Турцией, Западом - вызывают опасения и раздражение у сторонников "русского мира".

Казахстан твердо заявляет о своей независимости, суверенности, территориальной целостности и неприемлемости вмешательства извне. Переход на латиницу, развитие казахского языка, усиление исторического самосознания - важные шаги по укреплению национального государства. Казахстан развивает отношения с разными странами, чтобы сохранить независимость и равновесие.

Русские в России и русские в Казахстане должны осознать, что колониальные привычки прошлого «это не очень хорошо» (Патриарх Кирилл) в наш 21 век и библейские заповеди – слова от Бога! Ими надо руководствоваться! Инерция имперских амбиции вредны.

ООН неоднократно принимала резолюции, касающиеся независимости и суверенитета государств, среди которых наиболее значимыми являются Резолюция 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи 1965 года «Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета», а также Декларация о принципах международного права 1970 года (резолюция 2625 (XXV)). Эти документы подчеркивают неотъемлемое право государств на самоопределение, выбор своей политической, экономической, социальной и культурной системы без вмешательства извне, а также суверенитет над своими природными ресурсами.

Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 1

1 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×