Ориентир – германская модель административной юстиции
В Казахстане идет дальнейшее совершенствование института административной юстиции в Казахстане на примере германской модели административной юстиции. Создание административной юстиции имеет принципиальное значение в рамках реализации концепции «Слышащего государства» для наиболее полного обеспечения гарантий судебной защиты прав граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с представителями власти, а также повышает дисциплину госаппарата.
С 1 июля 2021 года, уже более трех лет, в Казахстане функционирует административная юстиция. Главной целью Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК) является повышение уровня государственного управления, а также обеспечение стабильности судебной практики.
В Мажилисе обсуждается законопроект о поправках в Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). Рабочая группа Мажилиса по законопроекту о расширении сферы административной юстиции под председательством депутата, доктора юридических наук, профессора Марата Башимова провела очередное заседание, на котором прошла экспертная консультация с доктором Христианом Райтемайер, заместителем руководителя департамента гражданского права, публичного права и международных отношений Министерства юстиции земли Северный Рейн-Вестфалия. Доктор Райтемайер просто и понятно объяснил особенности германской административной юстиции, ее главную направленность на защиту прав граждан, активную роль суда и многое другое.
В составе рабочей группы – депутаты Мажилиса Парламента, представители Верховного Суда и Высшего Судебного Совета, Генеральной прокуратуры, министерства юстиции и других государственных и правоохранительных органов, ученые-юристы, председатель Республиканской коллегии адвокатов, неправительственных организаций, представители Института законодательства Министерства юстиции и Института парламентаризма УДП.
Огромную помощь в совершении института административной юстиции оказывает нам IRZ – Германский фонд международного правового сотрудничества, который способствует обмену опытом и реализации правозащитных законов в нашем государстве.
Так, 16 мая 2025 года на очередном заседании рабочей группы по административной юстиции принимал участие с докладом доктор Райтемайер, эксперт IRZ. Он остановился на основных параграфах Закона об административных судах Германии (далее - VwGO).
Интересной особенностью института административной юстиции в Германии является закрепление на законодательном уровне возможности оказания правовой помощи простым гражданам при подачи жалобы в государственный орган либо иска в административный суд, а не отказывать в приеме таких жалоб и исков, ссылаясь на формальные требования Закона. Специалист, принимающий иски, если видит, что гражданин не может в письменной форме правильно изложить свое несогласие с актом государственного органа, обязан помочь ему правильно составить иск под протокол. Такая же практика и в досудебном обжаловании акта.
К примеру, касательно досудебного урегулирования спора. В соответствии с § 70 (форма и сроки заявления, возражения) Закона об административных судах Германии (далее - VwGO), 1. заявление (возражение) должно быть заявлено в течение одного месяца после объявления административного акта обремененному лицу в письменной форме либо изложено для занесения в протокол административного акта, издавшего административный акт[1].
Производство суда первой инстанции. Согласно § 81 (предъявление иска) VwGO, иск предъявляется в суд в письменной форме. В административный суд он может быть также подан путем изложения служащему канцелярии суда для занесения в протокол.
В соответствии с § 86 (исследование обстоятельств дела, обязанность разъяснения, подготовительные документы) VwGO, 3. председательствующий обязан содействовать устранению всех формальных ошибок, разъяснению неясных ходатайств, подаче заявлений по существу дела, дополнению недостающих сведений фактического характера, представлению всех объяснений, имеющих существенное значение для установления и оценки обстоятельств дела.
Исключительно важен также § 88 (связанность суда исковым требованием) VwGO, согласно которому суду не разрешается выходить за рамки искового требования, однако он не связан формулировкой ходатайства.
Таким образом, предстоит решать много задач по расширению сферы административной юстиции (административного судопроизводства, досудебного урегулирования споров, исполнения судебных актов и многое другое). Все это направленно на усиление эффективности защиты конституционных прав казахстанцев и совершенствование правовой системы Казахстана по защите прав человека.
Примечание.
Из Закона об административных судах Германии (далее - VwGO):
- 58. Разъяснение порядка обжалования (1) Течение срока, установленного для обжалования в вышестоящей инстанции, начинается, только если участникам судебного процесса в письменной или электронной форме даны разъяснения в отношении порядка обжалования, указаны административный орган либо суд, в которые должна была быть подана жалоба, а также место их нахождения и сроки, соблюдение которых необходимо. (2) Если разъяснение отсутствует либо не соответсвует форме, то подача жалобы допускается лишь в течении одного года с момента доставки, принятия к производству либо объявления, кроме случаев, когда по обстоятельствам непреодолимой силы жалобу невозможно было подать до истечения года либо ранее невозможность обжалования была разъяснена в письменной или электронной форме. Абзатц 2 § 60 соотвественно применятся в обстоятельствах непреодолимой силы.
- 70 Форма и сроки заявления возражения (1) Возражение должно быть заявлено в течение одного месяца после объявления административного акта обремененному лицу в письменной форме, в электронной форме согласно абзатцу 2 § 3а Закона об административном производстве или в заменяющей письменной форме согласно абзатцу 3 § 3а Закона об административном производстве и абзатцу 5 § 9а Закона об онлайновом доступе либо изложено для занесения в протокол административного органа, издавшего административный акт. Срок действителен также в отношении административного органа, который должен вынести постановление по возражению. (2)Параграф 58 и абзатцы 1 - 4 § 60 применяются соответственно.
- 81. Предъявление иска (1) Иск предъявляется в суд в письменной форме. В административный суд он может быть также подан путем изложения служающему канцелярии суда для занесения в протокол. Абзатц 2 § 129 а Гражданского процессуалного кодекса применятся соответственно. (2) В соответствии с положениями предл. 3 абзатца 5 § 55а к исковому заявлению и необходимым документам должны быть приложены копии для других участников судебного процесса.
- 82. Содержание искового заявления (1) В исковом заявлении должны быть указаны истец, ответчик и предмет искового требования. Исковое заявление должно содержать определенное ходатайство. Кроме того, должны быть указаны все фактические основания и подтверждающие их доказательства; оспариваемое распоряжение и постановление по возражению должны быть приложены в подлинники либо в копии. (2) Если исковое заявление не соответствует указанным требованиям, то председательствующий либо компетентный в соответствии с § 21g Закона о судоустройстве профессиональный судья (докладчик по делу) должен потребовать от истца внести необходимые дополнения в течение установленного срока. Он может назначить истцу для внесения дополнений срок отлагательного действия, если в исковом заявлении отсутствует сведения, предусмотренные предложением 1 абзатца 1. В отношении восстановления прежнего положения соответственно действуют нормы § 60.
- 88. Связанность суда исковым требованием Суду не разрешается выходить за рамки искового требования, однако он не связан формулировкой ходатайства.
- 86. Исследование обстоятельств дела; обязанность разъяснения; подготовительные документы (1) Суд в силу своей обязанности исследует обстоятельства дела; участники судебного процесса привлекаются к исследованию. Суд не связан объяснениями и ходатайствами о допустимости доказательст, представленными участниками судапроизводства. (2) Ходатайство о допустимости доказательств, заявленное в устном разбирательстве, может быть отклонено лишь на основании определения суда, которое должно быть обосновано. (3) Председательствующий обязан содействовать устранению всех формальных ошибок, разъяснению неясных ходатайств, подаче заявлений по существу дела, дополнению недостоющих сведений фактического характера, представлению всех объяснений, имеющих существенное значение для установдения и оценки обстоятельств дела. (4) Участники судебного процесса должны представлять необходимые для подготовки устного разбирательства документы. Председательствующий может потребовать их к установленному сроку. Документы должны быть переданы участникам процесса в силу обязанности суда. (5) К процессуальным документам должны быть приложены документы или электронные документы, на которые содержится ссылка в процессуальных документах; документы представляются в подлиннике, копии или в выписках. Если противной стороне уже известны указанные документы или электронные документы либо они являются объемными, то в этом случае признается достаточным их точный перечень с указанием возможности ознакомления в суде
Судья Айым Шаяхметова
[1] https://www.gesetze-im-internet.de/vwgo/BJNR000170960.html /Verwaltungsgerichtsordnung