Современное состояние защиты прав потребителей в Республике Казахстан » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
Современное состояние защиты прав потребителей в Республике Казахстан

Современное состояние защиты прав потребителей в Республике Казахстан

В условиях проводимых Республикой Казахстан мероприятий, посвященных реализации принципа «Закон и порядок», вопросы защиты прав потребителей выходят на первый план, поскольку рост потребительского рынка, увеличение количества товаров и услуг, а также развитие международной торговли непосредственно связаны с осуществлением законодательных мер, соблюдением правопорядка и конституционных прав граждан. 

Защита прав потребителей является важной составляющей правовой системы любого государства. Вопрос защиты прав потребителей в Казахстане регулируется широкой нормативно-правовой базой, включающей как специализированные законы, так и общие правовые нормы. Одним из таких  нормативных правовых актов является - Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV. «О защите прав потребителей», который определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также регулирует меры, направленные на обеспечение потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).  

Из требований норм и положений Закона «О защите прав потребителей» можно выделить следующие группы отношений:

имущественные - возникают между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) в процессе приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг. Они имеют гражданско-правовой характер и являются наиболее распространёнными в сфере потребительского рынка;

административно-правовые - формируются в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов Республики Казахстан, регламентирующие отношения в области защиты прав потребителей, а также осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг. Таким образом, в настоящее время защита прав потребителей в Республике Казахстан осуществляется рядом уполномоченных государственных органов, каждый из которых отвечает за определённые аспекты этой сферы.

К примеру, Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан играет ключевую роль в защите прав потребителей. Оно занимается развитием и регулированием внутренней торговли, совершенствованием торговой инфраструктуры, развитием биржевой и электронной торговли, а также техническим регулированием, стандартизацией и обеспечением единства измерений. Необходимо отметить, что в структуре данного Министерства действует Комитет по защите прав потребителей – основной государственный орган, уполномоченный на защиту прав граждан в данной сфере, который осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а так же проводит информационно-просветительские мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности населения;

общественно-правовые - связаны с деятельностью общественных объединений, ассоциаций и союзов потребителей, направленной на защиту их интересов, информирование граждан и содействие в решении спорных вопросов. Здесь необходимо отметить, что общественные организации  играют важную роль в защите прав потребителей, поскольку ими напрямую или опосредственно осуществляется общественный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, проводится мониторинги рынка по определенным категориям товаров и услуг, а также оказывается помощь потребителям в разрешении споров с продавцами и изготовителями товаров. Они могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об общественных объединениях. Однако их деятельность на этом не ограничивается,  поскольку они также имеют право внесения предложений, затрагивающих вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обращения в государственные (в том числе правоохранительные и судебные) органы для организации содействия в рассмотрении фактов нарушения прав потребителей, изучения потребительских свойств товаров, проведения социологических опросов населения и т.д.

Законодательная база защиты прав потребителей в Казахстане охватывает широкий круг вопросов, начиная от регулирования договорных отношений и заканчивая контролем качества товаров и рекламной деятельности. Однако необходимо отметить, что для повышения эффективности правоприменения необходимо продолжить дальнейшее актуализацию и совершенствование нормативной базы и правоприменительной практики, а также усиления рычагов и способов  государственного контроля, исключения имеющихся барьеров.

Нельзя не отметить и действующие в Республике Казахстан различные механизмы защиты прав потребителей, которые обеспечивают восстановление справедливости в случае нарушения их прав, такие как:

судебная защита – потребители могут обращаться в суд для восстановления своих прав и возмещения ущерба. Судебная практика показывает, что споры чаще всего касаются ненадлежащего качества товаров, оказания некачественных услуг и нарушения условий договоров;

административная защита – государственные органы, такие как Комитет по защите прав потребителей, могут применять санкции к недобросовестным продавцам (изготовителям, исполнителям), а также рассматривать жалобы граждан в досудебном порядке;

медиация и досудебное урегулирование споров – Казахстан активно внедряет институты медиации и арбитража, которые позволяют сторонам договориться без обращения в суд, что значительно экономит время и ресурсы потребителей.

роль общественных организаций – неправительственные организации оказывают помощь потребителям, ведут разъяснительную работу, консультируют граждан по вопросам их прав, а также инициируют судебные иски в интересах потребителей;

применение Единой информационной системы защиты прав потребителей – являющиеся информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей. Потребители могут подать жалобу через портал e-tutynushy.kz, с приложением документов, подтверждающих возникновение потребительского спора с субъектом бизнеса. Данная информационная система обеспечивает рассмотрение обращений на всех уровнях системы защиты прав потребителей, включая продавцов (изготовителей, исполнителей), общественные объединения потребителей, субъекты досудебного урегулирования потребительских споров и уполномоченные государственные органы, предоставляя потребителям удобный и эффективный инструмент для защиты своих прав, позволяя оперативно подавать обращения и отслеживать их рассмотрение;

использование программы контроля качества товаров и услуг – реализуются государственные и независимые проверки товаров и услуг с целью предотвращения некачественной продукции на рынке и защиты здоровья потребителей.

Вышеперечисленные механизмы формируют многогранную систему защиты потребителей, обеспечивая правовую, административную и общественную поддержку.

Несмотря на существующие механизмы защиты, в Казахстане остаются нерешенные проблемы, такие как низкая информированность населения о своих правах, сложность процедур обращения в суд, а также недостаточный уровень контроля за качеством товаров и услуг. Перспективы совершенствования системы включают: усиление роли общественных организаций в защите прав потребителей; развитие досудебных механизмов урегулирования споров; повышение прозрачности работы государственных органов; расширение цифровых платформ для подачи жалоб и обращений; введение образовательных программ по защите прав потребителей для населения.

Защита прав потребителей в Казахстане является важной государственной задачей, требующей постоянного совершенствования.

Полагаю, что совершенствование законодательства, развитие механизмов правовой защиты и повышение уровня информированности граждан помогут создать более эффективную и действенную систему защиты прав потребителей.

Амерханов Р.А.

Академия правоохранительных органов

при Генеральной прокуратуре

Республики Казахстан

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×