«Длинные» планы личных денег » Новостной портал Infozakon
star archive bad ca calendar cat coms dislike down down2 fav fb gp info left like login love mail od pass rel reply right search set share sort_down sort_up top tw up views vk votes cross phone loc ya
«Длинные» планы личных денег

«Длинные» планы личных денег

Отсутствие долгосрочного финансового плана нередко приводит к плачевным последствиям, в частности к спонтанной закредитованности. Люди же, склонные к эмоциональным, необдуманным действиям зачастую становятся жертвами мошенников. Именно поэтому преступники применяют приемы, выводящие человека на быстрые решения. В интервью с известным казахстанским экономистом и финансовым аналитиком Расулом Рысмамбетовым корреспондент газеты «Человек и Закон» обсудили основные меры повышения финансовой грамотности населения.

Спикер отметил, что нынешний уровень финансовой грамотности казахстанцев, в принципе, неплохой. Единственное, чему пока в полной мере не научились жители страны, так это долгосрочному финансовому планированию.

– Расул Ибрагимович, что означает термин «долгосрочное финансовое планирование»?

– Деньги, как известно, любят счет. Отсюда и возникли понятия кратко-, и долгосрочного планирования. Одно от другого отличается периодичностью и глубиной. Краткосрочность подразумевает собой текущие траты, ежедневные вложения, рассчитанные максимум на один год. А вот долгосрочное планирование – это более взвешенные решения.

В Казахстане уровень финансовой грамотности населения, думаю, на хорошем уровне. Да, есть люди, которые становятся жертвами финансовых мошенников, пирамид, но они в своей общей численности не могут сильно влиять на общую картину. К тому же нужно понимать, что злоумышленники часто применяют тактики, провоцирующие жертвы на необдуманные, спонтанные действия.

– Назовите наиболее эффективные методы повышения финансовой грамотности среди населения разных возрастных групп?

– Главная ошибка многих, вне зависимости от возрастного ценза, – игнорирование долгосрочного планирования в вопросах личных финансов. А ведь его нужно уметь расписать на 2 года вперед, а то и на более длительный срок. Конечно, в реалиях современной экономической обстановки сделать это сложно, но возможно. Если говорить о повышении финансовой грамотности среди разных категорий населения, то, думаю, люди среднего возраста более подготовлены в этих вопросах, поскольку обладают неким опытом и знаниями. Хотя нередко и эта прослойка общества становится жертвой мошенников. Молодежь ввиду слабого уровня критического мышления и характерного юношеского максимализма зачастую не воспринимает всерьез многие вопросы, связанные с финансовой частью. Поэтому для них лучше доносить информацию в игровой форме и наглядно демонстрировать важные процессы. Пенсионеры, как вы и сами знаете, в большинстве случаев обладают наивным характером. Их легко обмануть, ввести в заблуждение. Работая с этой категорией людей, нужно помнить о необходимости развития «ясного ума». Однако, несмотря на возраст человека, главная составляющая успеха в вопросах финансовой грамотности – недоверие к быстрым решениям. Не зря говорят: поспешишь – людей насмешишь, а, если свяжешься с мошенниками, то и себя огорчишь. 

– Какую роль играет семья и образовательные учреждения в формировании финансовых привычек у казахстанцев?

– Здесь, скорее всего, нужно говорить не о семье, а о культуре. Если рассмотреть социологическую карту, разработанную Гертом Хофстеде, то поймем, что для стран СНГ характерно краткосрочное планирование. Конечно, здесь сказывается микро-, и макроэкономические условия отдельно взятого государства. Тем не менее, среднестатистический житель этих стран склонен к быстрым, спонтанным финансовым решениям. Более того, таких людей очень сложно заставить вести «длинные» подсчеты. И здесь все как в спорте: важна дисциплина и выдержка. В моей практике были кейсы, подтверждающие, что краткосрочное финансирование не позволяет давать отпор обманщикам и преступникам, чья «деятельность» целиком и полностью посвящена финансовым махинациям.

– Должны ли банки и финансовые организации принимать активное участие в образовательных инициативах по повышению финансовой грамотности людей?

– Они, итак, это делают. Вразрез сложившемуся мнению скажу, что ни один банк либо другой финансовый институт не заинтересован в том, чтобы люди брали кредиты спонтанно, эмоционально, поскольку рано или поздно такие займы переходят в категорию проблемных. Представители Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, сотрудники правоохранительных органов и банков – все они проводят разъяснительную работу, каждый раз напоминая о том, как не стать жертвой мошенников, как повысить финансовую грамотность. Если вы помните, в конце прошлого года глава АРРФР Мадина Абылкасымова, сказала, что в Казахстане планируют ввести так называемый «период охлаждения, продолжительностью 24 часа» при выдаче кредитов. Думаю, это правильное решение. Как я уже неоднократно говорил выше, люди зачастую оформляют займы, исходя из сиюминутных потребностей. А упомянутый «период охлаждения» как раз-таки позволит человеку взвесить все «за» и «против» и, при необходимости, отказаться от кредита, а сотрудники банка в свою очередь смогут за это время проверить данные клиента, дабы исключить риск мошеннических манипуляций.  

– Каковы ваши советы по долгосрочному финансовому планированию и защите от финансовых мошенников?

– Разработайте детализированный бюджет, учитывающий доходы и расходы. Это поможет отслеживать финансовое состояние и корректировать его при необходимости. Сформируйте личный, семейный резервный фонд, который будет покрывать 3-6 месяцев ваших расходов на случай потери работы или других экстренных ситуаций. Самое главное, не делитесь своими личными данными, паролями и финансовой информацией с незнакомыми людьми или организациями. Всегда проверяйте информацию о компаниях и инвестиционных возможностях. Используйте надежные источники и платформы, чтобы избежать обмана.

– Спасибо за беседу.

 

Асель Катранова

 

 

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2025 INFOZAKON. Все права защищены.

×