Предпосылки возникновения профилактики правонарушений

Предпосылки возникновения профилактики правонарушений

Проблемы противодействия правонарушениям всегда находились под пристальным вниманием передовых мыслителей, поскольку понимание преступности как социального явления, представляющего опасность для человека, общества и государства, остается неизменным на протяжении всей истории человечества, начиная с древнего мира. В этой связи, представляется важным провести исторический экскурс рассматриваемой сферы для воссоздания и правильного понимания ее полной картины.   

К числу выдающихся мыслителей древности можно отнести древнегреческих мыслителей Демокрита, Протагора, Платона, Аристотеля и других. 

К примеру, Демокрит (V-IV вв. до н.э.) выявил причинный комплекс преступных пороков. При этом он обращает внимание на роль воспитания в предупреждении появления этих пороков, так как неправильное поведение является результатом незнания правильного поведения. Угроза же наказания хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства человеческой природы, но играет вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне [1, С.338].

Другой мыслитель Протагор (V в. до н.э.) придавал большое значение предупредительной функции наказания, которое, по его мнению, осуществляется во имя будущего человека, с тем, чтобы ни наказываемый, ни другой человек, которому становится известно о применении наказания, не совершал преступлений [2, С.23-24].

Более прогрессивные идеи о предупреждении преступности высказывал Платон (V-IV вв. до н.э.), который говорил о так называемой личностно-мотивационной природе нарушений социальных норм, в основе которых лежат такие аффекты и чувства как гнев, ревность и другие внутренние состояния и переживания. По мнению данного мыслителя, имеющие место нарушения законов есть «следствие величайшей болезни государства». Одним из главных источников этой болезни Платон считал междоусобие и раздор, происходящий по причине наличия бедности и богатства.

Поэтому для предупреждения преступлений Платон предлагал установить пределы бедности и богатства. В частности, для этих целей, как отмечал Платон в своем труде «Законы», необходимо, чтобы имущество самых зажиточных лиц только в 4 раза превышало бы имущество бедных людей [3, С.219].

Кроме того, Платон определил факторы, которые, по его мнению, могут удержать людей от нарушения законов: 1) ожидаемое зло, которое претерпевают нарушители закона; 2) общественное мнение («как бы нас не сочли за дурных людей»); 3) совестливость и привычку достойного поведения; 4) поощрение правопослушных граждан.  При этом одна из основных причин совершаемых проступков – это безнаказанность [3, С.108-111].

Так же, как и Платон, Аристотель (IV вв. до н.э.) к числу причин преступлений относил бедность, а также необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, национальные противоречия («разноплеменность населения»). Он осуждал культ богатства, подчеркивая, что величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости [4, С.416-421]. В частности, Аристотель писал: «Лучше всего попытаться посредством соответствующих законоположений наладить дело так, чтобы никто слишком не выдавался своим могуществом, будет ли оно основываться на обилии друзей или на материальном достатке» [4, С.546].

Свои идеи по предупреждению преступных проявлений Аристотель сформулировал в разработанной им Концепции сдерживания преступности, которая состоит из следующих положений: 1) справедливое государственное устройство; 2) стабильность закона; 3) беспрекословное их главенство над должностными лицами; 4) борьба с коррупцией; 5) уровень развития экономики, обеспечивающий высокое благосостояние граждан («в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости», … «в бедном государстве частные лица корыстолюбивы»; 6) предоставление возможности реализовать в социально полезных формах активность различных слоев населения [5, С.295].

Следует отметить, что касаясь проблем борьбы с коррупцией, Аристотель писал: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и стабильного распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» [6, С.288-289].

Большое значение Аристотель придавал наказанию, которое должно воздерживать толпу от «дурных поступков, не из высоких побуждений, а из страха перед наказанием; она повинуется необходимости и карам больше, чем советам и голосу чести. Побуждениями высшего порядка руководствуются лишь немногие избранные. Большинство склонно предпочитать свои выгоды и удовольствия общему благу, а потому предусмотрительный законодатель должен сдерживать инстинкты угрозой наказания, более сурового по сравнению с выгодой и удовольствием, которое может доставить преступление [6, С.289].

Таким образом, и древнегреческий философ Платон, и выдающийся мыслитель древности Аристотель полагали, что в обществе должны действовать законы, отвращающие людей от преступлений.

Что касается древнеримских юристов, то такой мыслитель, как Цицерон (106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.), также считал, что наказание в отношении преступных проявлений играет важную предупредительную роль, поскольку безнаказанность является одним из сильнейших побудительных причин к совершению преступлений [7, С.13-14].

В эпоху средневековья борьба с преступностью сводилась к борьбе с так называемой «злой волей или завладением душой человека дьяволом». Практиковалась публичная жестокая система наказаний с подобными преступниками, которая была устрашающим и основным превентивным методом для недопущения совершения новых преступлений. В данное время обращают на себя внимание взгляды Ф.Ливийского (1225 -1274 гг.), согласно которым люди им были дифференцированы на добродетельных и порочных. При этом первые – самостоятельно могут не нарушать установленные порядки, а вторым – нужна угроза наказанием, и они не поддаются убеждению.    

В целом, в этот период криминологическая мысль была предана забвению, прорыв из которого осуществил английский мыслитель Томас Мор (1478 – 1539 гг.), опубликовавший свою знаменитую «Утопию». В этой работе была дана критика современной английской экономической жизни, установлен ряд причин, вызывающих преступления против собственности, в первую очередь, воровства. Т.Мор, по сути, установил экономические факторы преступности, которые следует устранять путем преобразования в лучшую сторону экономического устройства общества. Основными причинами преступности в современной Англии он считал имущественное неравенство, существование частной собственности и золото.

При этом Т.Мор утверждал, что жестокое наказание, в том числе смертная казнь, не достигают своего эффекта для исправления сложившегося положения в Англии. Т.Мор рекомендовал назначать за имущественные преступления исправительные работы, как совершенно новый вид наказания, который и в настоящее время признается как один из самых действенных видов наказания [8].

Более важным этапом, оказавшим существенное влияние на возникновение криминологии, был период Просвещения. В этот период обращают на себя внимание взгляды двух мыслителей, которых, по мнению подавляющего большинства криминологов, признают основными предшественниками криминологической науки - Ш.Монтескье и Ч.Беккариа.

Основными работами французского просветителя Ш.Монтескье (1689-1755 гг.) являются: «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян (1734 г.) и, наконец, «О духе законов» (1748 г.). В первом произведении он приходит к выводу о том, что миром управляют объективные общие причины морального и физического порядка, имеющие соответствующие формы и нормы государственной и правовой жизни, при этом отрицая так называемый «божественный промысел» или «фортуну».

В основе всей политико-правовой теории Монтескье – политическая свобода, обеспечиваемая справедливыми законами и надлежащей организацией государственности. В другом своем сочинении «О духе законов» Ш.Монтескье предложил ряд фундаментальных идей, которые в дальнейшем определили развитие криминологии, - о приоритете предупреждения, о факторах преступности, о роли социальных институтов и   т.д. Наиболее часто цитируемое высказывание Ш.Монтескье то, что «мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы». Эта идея получила развернутую правовую аргументацию в работе Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях», и, комментируя ее, Вольтер сформулировал принципи­ально важное положение о том, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция в цивилизованном обществе. Стоит отметить, что высказывание Ш.Монтескье не утратило актуальности и в настоящее время [9; 10, С.3-4].

Ш.Монтескье также заложил основы «теории факторов», согласно которой любое поведение людей, в том числе и преступное, определяется разного рода факторами, такими, как законодательство, климат, качество почвы, образ жизни, религия, численность населения, обычаи и т.д.

Данная теория стала господствующей методологией не только на ранних этапах развития криминологии, но и в последующем.

Еще одной прогрессивной мыслью Ш.Монтескье стала оценка применения жестокого наказания как неэффективной и «бессмысленной» меры.

Другой ученый мыслитель, также внесший существенный вклад в развитие криминологии как науки, - это Чезаре Беккариа (1738 – 1794 гг.), о котором мы писали выше; в его сочинении «О преступлениях и наказаниях» содержатся прогрессивные идеи, которые легли в основу современных криминологических учений. К примеру: «вопрос о выборе наказания (законоустановленность преступлений и наказаний); жестокость наказаний не только бесполезна, но даже вредна, поэтому Ч.Беккариа страстно призывал к их смягчению, наказания не должны причинять страдания и мучения (гуманизация наказания);  цель наказания состоит не в том, чтобы карать, а в том, чтобы помешать преступнику совершать иные преступления и оказывать сдерживающее воздействие на остальных граждан (индивидуальная и общая превенция);  наказания должны соответствовать преступлениям; критерием тяжести преступления должен служить ущерб, который  оно причинило обществу; наказания должны быть одни и те же как для знатных, так и для обыкновенных граждан (принципы равенства перед законом); законы должны приносить благо не классам, а людям». При этом Ч.Беккариа отмечал превентивную роль уголовного закона, который должен предусматривать результативные средства недопущения преступлений, в том числе через усовершенствование воспитания, которое является самым надежным, но в то же время трудным путем предупреждения преступлений [11].

Кроме Ш.Монтескье и Ч.Беккариа, подлинными создателями криминологии считают итальянского тюремного врача-психиатра Чезаре Ломброзо (1836 - 1909 гг.) и бельгийского астронома и математика Адольфа Кетле (1796 – 1874 гг.). Ч.Ломброзо рассматривал преступность как естественное природное явление, подобно рождению и смерти, а А.Кетле – как объективное социальное явление. С их именами связано формирование двух основных направлений в криминологии – антропологического и социологического. Они впервые при изучении преступности применили научные методы: А.Кетле – статистические, Ч.Ломброзо – антропометрические.

Тем самым эти авторы сформулировали предмет криминологии, в котором главное место отводится понятию «преступность», которое будет объектом нашего дальнейшего анализа.

Следует отметить, что один из последователей Ч.Ломброзо Рафаэле Гарофало (1851 – 1934 гг.), являвшийся представителем биологического направления, автор теории «естественного преступления», в своей книге «Критерии опасного состояния» (1880 г.) объяснял преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям [12, С.56-57].

Таким образом, представленный исторический фрагмент по проблемам возникновения и развития идей по профилактике правонарушений свидетельствуют о том, что, во-первых, криминологические мысли зародились еще в глубокой древности; во-вторых, наблюдается значительное разнообразие криминологических идей, которые имели большой резонанс и не утрачивали своей актуальности; в-третьих, сохранением ценности идей о профилактике правонарушений в различные исторические «отрезки» времени.  

Ещанов Алмаз Шукирович

Профессор Академии правоохранительных органов        

при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан                 

доктор юридических наук, профессор,

старший советник юстиции,

почетный работник образования Республики Казахстан                                     

 

 

Список использованных источников

  1. Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. – Л.: Наука, 1970. – 664 с.
  2. Ягодинский И.И. Софист Протагор. - Казань: Типография Императорского университета, 1906. – 35 с.
  3. Платон. Законы // Платон. Соч. в 3 т. - М.: Мысль, 1972. Т. 3. Ч. 2. – 625 с.
  4. Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1983. Т.4. – 815 с.
  5. Аристотель. Большая этика // Соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1983. Т.4. – 768 с.
  6. Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1983. Т. 4. – 830 с.
  7. Цицерон. Речи / Пер.Горенштейна О.В. // Вестник Древней истории. - 1987. - № 2. – С.13-14.
  8. Мор Т. Утопия / Пер. с латин. Каган Ю.М. Вступ. ст. Осиновского И.Н. – М.: Наука, 1978. – 416 с.
  9. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: Наука, 1955. – 248 с.
  10. Альбина Л.Л. Екатерина II – читатель «О духе законов» Монтескье // Книга в меняющемся мире: 7-я науч.конф. по проблемам книговедения. Секция библ. Тез.докладов. – М.: Мысль, 1992. – С.3-4.
  11. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. Овчинского В.С. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 184 с.
  12. Криминология: Учебник / Козаченко И.Я., Корсаков К.В. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. – 304 с.

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×