Как Узбекистан имплементирует зарубежный опыт в систему президентских образовательных учреждений
В Узбекистане, отношение к образованию и воспитанию, науке полностью изменилось. В частности, реализуются системные, последовательные и комплексные меры по развитию дошкольного, общего среднего и высшего образования, научно-исследовательских учреждений. В этом направлении принимается ряд важных указов, постановлений и программ.
В системе Агентства специализированных образовательных учреждений, созданного по личной инициативе главы государства, сегодня действуют 14 Президентских школ, 9 творческих школ, 2 спортивные школы, 185 специализированных школ и школ-интернатов, Наманганский государственный институт иностранных языков имени «Нового Узбекистана» и «Исхокхона Ибрата», Научно-практический центр педагогического мастерства и международной оценки, государственное учреждение «Центр предметных олимпиад» и детский оздоровительный лагерь «Ренессанс».
В 2023/2024 учебном году Президентские школы окончили 319 человек, творческие школы - 263 человека, специализированные школы - 5 868 человек.
В частности, 65 процентов выпускников Президентских школ (206 человек) получили возможность досрочно поступить в престижные зарубежные вузы.
Также в 2023/2024 учебном году учащиеся школ нашей системы приняли участие в 12 международных и региональных предметных олимпиадах, завоевав 6 золотых, 17 серебряных и 34 бронзовые медали.
Все творческие школы системы по результатам вступительных экзаменов в высшие учебные заведения республики в 2024/2025 учебном году вошли в сильнейшую десятку.
Безусловно, эти достижения являются результатом высокого внимания, уделяемого в нашей стране сфере образования, а также дальнейшего совершенствования учебного процесса в школах на основе международного сотрудничества.
В этом году агентством достигнуты весомые результаты в сфере сотрудничества с престижными образовательными организациями мира. В частности, для исполнительных и академических директоров Президентских школ, а также зарубежных и отечественных преподавателей по STEM-дисциплинам была организована неделя научно-практических тренингов с целью ознакомления с презентацией новых программ Кембриджской международной образовательной организации на 2025/2027 учебный год, методикой обучения, лабораторными работами.
Специализированная школа имени Мухаммада аль-Хорезми в системе успешно прошла первый этап внедрения программы Международной организации бакалавриата (IB), завершился процесс подготовки к аккредитации.
Следует отметить, что между Научно-практическим центром педагогического мастерства и международной оценки при нашем агентстве и организацией IB подписан договор.
Также в мае-июне текущего года Агентством и Корейским образовательным центром при Посольстве Республики Корея в Узбекистане был проведен «Инчхонский фестиваль образования». Фестиваль «Образование естественных наук», проводившийся 13-14 августа, был направлен на обеспечение участия молодежи в специализированных международных программах, проектах и конкурсах с ориентацией на современные профессии путем организации практических занятий, основанных на естественных и точных науках, всестороннюю поддержку формирования творческих способностей, а также формирование творческих идей среди преподавателей, работающих в системе, и развитие навыков их представления учащимся, связывая их с практикой.
Кроме того, состоялись переговоры между руководством Агентства и делегациями зарубежных стран, посвященные вопросам сотрудничества в сфере образования. В частности, в ходе диалога с международной образовательной организацией Соединенных Штатов Америки Cognia достигнута договоренность о сотрудничестве в изучении и совершенствовании деятельности Президентских, творческих, специализированных школ и школ-интернатов, поднятии качества образования в школах на более высокий уровень.
Для справки, международная образовательная организация Cognia в настоящее время охватывает более 25 миллионов учащихся и более 1 миллиона учителей в около 80 странах и обслуживает более 36 000 образовательных учреждений. В частности, данная организация предоставляет высококачественные профессиональные услуги по аккредитации школ, сертификации, оценке, проведению исследований, повышению качества образования, обеспечению качественными образовательными ресурсами, а также повышению профессиональных навыков и квалификации учителей посредством онлайн-платформы и в очном режиме.
В агентстве была организована встреча с исполнительным директором международных факультетов Университета Вусонг Республики Корея Ю Тек Ли и генеральным менеджером программы «Цифровой кампус» Сын Джун Ли.
Также был подписан меморандум между Агентством и Университетом СККУ (Sungkyunkwan University) Республики Корея, в результате которого университет планирует выделить гранты на 100% и 50% оплаты обучения учащимся школ системы Агентства в 2025 учебном году.
Представители управления образования Инчхон Метрополитен Сити Республики Корея посетили школы нашей системы и ознакомились с образовательными программами, системой оценивания, а также с проектами, созданными учащимися в таких направлениях, как современные информационные технологии, искусственный интеллект и робототехника.
Кроме того, чрезвычайный и полномочный посол Венгрии в Узбекистане Йожеф Рожа посетил специализированную школу-интернат No1 города Карши, входящую в систему нашего Агентства. Посол Венгрии ознакомился с деятельностью школы и высоко оценил созданные здесь условия для обучения учащейся молодежи.
Ученые из Великобритании посетили Президентскую школу в Бухаре. В рамках визита профессора Сассекского университета Саймон Томпсон и Марсело Старикофф, а также ректор Бухарского государственного педагогического института Баходир Маъмуров провели искренние беседы с педагогами и учащимися Президентской школы. Гости подробно рассказали о системе высшего образования и образовательных программах в Великобритании.
Следует отметить, что в сотрудничестве Агентства с международными партнерами приоритетное значение придается таким вопросам, как эффективная организация образовательных процессов, программы обмена учащимися и учителями, разработка учебных программ по обучению STEAM-дисциплинам и иностранным языкам в школах системы.
Президентские школы занимают важное место среди образовательных учреждений в системе Агентства.
Для сведения, на 2024/2025 учебный год в 5-й класс 14 Президентских школ были приняты 336 учащихся, набравших наивысшие баллы на вступительных экзаменах.
Следует особо отметить, что с каждым годом растет число молодых людей, стремящихся овладеть современными знаниями. Например, в этом году для поступления в Президентские школы на новый учебный год было подано 62 062 заявки, в среднем на одно место претендовало 185 человек. Это является ярким свидетельством того, что Президентские школы, созданные по особой инициативе и при внимании главы нашего государства, стали локомотивом в сфере образования.
Действительно, сегодня учащиеся Президентских школ, действующих во всех регионах республики, добиваются весомых результатов.
В 2023/2024 учебном году Президентские школы окончили 319 учащихся, при этом 100% выпускников получили международные сертификаты на знание языка (самый высокий балл - 8,5), 80% (255 человек) получили международный сертификат SAT (наивысший показатель - 1560 баллов). Положительный результат на экзаменах A-level в Кембридже показали 70% выпускников (на 12% больше, чем в прошлом году).
100 процентов выпускников президентских школ получили возможность досрочно поступить на обучение в престижные зарубежные вузы.
В частности, учащийся Президентской школы города Ташкента Абдулазиз Собиров был принят на учебу в Гарвардский университет, входящий в ТОП-5 международного рейтинга, со 100-процентным грантом в размере 354 000 долларов США, а Сайфулло Саидов - в Принстонский университет, входящий в ТОП-20, с грантом в размере 350 000 долларов США. Кроме того, еще 34 выпускника получили 100-процентные гранты от различных престижных университетов.
Ученица 11-го класса Президентской школы города Хивы Зульфия Шомуротова была удостоена Государственной премии имени Зульфии в сфере образования. Также выпускник этой школы Огабек Юлдашов был удостоен государственной награды «Мард ўғлон».
Учащиеся Президентской школы в 2024 году на таких престижных международных олимпиадах, как Международная биологическая олимпиада имени Абу Али ибн Сино, Международная Жаутыковская олимпиада, Международная олимпиада по физике, Международная математическая олимпиада, Международная экономическая олимпиада и Международная олимпиада по стандартам, в общей сложности завоевали 10 медалей (4 золотых, 3 серебряных, 3 бронзовых).
Безусловно, эти результаты открывают путь к новым достижениям в образовании и воспитании подрастающего поколения. В этом направлении разработан план мероприятий, согласно которому в Президентских школах будет осуществлен переход на двухсеместровую учебную программу. Благодаря этому образовательные процессы будут адаптированы к требованиям международных стандартов и будут созданы дополнительные удобства в процессах оценивания.
В целях цифровизации процессов обучения и оценивания в Президентских школах, организации семинаров-тренингов по повышению квалификации педагогических кадров будет налажено сотрудничество с международной образовательной организацией Pearson-Edexcel.
Также для учащихся 9-х классов будут введены экзамены на степень IGCSE. Благодаря этому планируется раннее выявление одаренности учащихся, восполнение имеющихся пробелов в успеваемости, повышение ответственности учителей и учащихся.
В системе агентства также функционирует «Янги Ўзбекистон», который эффективно использует международные связи сотрудничества в учебном процессе.
В частности, в ноябре делегация во главе с заместителем руководителя Департамента международных отношений Государственной канцелярии Федеральной земли Бавария Кристофом Штёкле посетила университет «Янги Ўзбекистон».
На встрече члены делегации ознакомились с образовательными программами университета, направленными на обучение студентов современным знаниям и навыкам.
Также были рассмотрены вопросы обмена студентами и профессорско-преподавательским составом, налаживания сотрудничества в области совместных научных исследований и разработки современных учебных программ.
Кроме того, Массачусетский технологический институт J-WEL является одним из ближайших партнеров университета «Янги Ўзбекистон» (Новый Узбекистан). Двустороннее сотрудничество служит дальнейшему повышению качества образования и потенциала профессорско-преподавательского состава, созданию широких возможностей для студентов и укреплению авторитета университета «Янги Ўзбекистон» на международной арене.
Между Массачусетским технологическим институтом J-WEL и университетом «Янги Ўзбекистон» подписано соглашение, которое дает возможность студентам университета проходить стажировку и повышать квалификацию в университете No1 в мире. То есть студенты участвуют в занятиях, организуемых профессорами и преподавателями МТИ, проводят научные исследования, развивают свои проекты и проводят эксперименты в лабораториях МТИ.
В заключение можно сказать, что в нашей стране особое внимание уделяется развитию науки и образования, создается целостная и непрерывная система, которая всесторонне поддерживает ребенка в семье от рождения до совершеннолетия, способствует обретению им достойного места в жизни. Активный вклад в этот процесс вносит и Агентство специализированных образовательных учреждений, которое служит воспитанию подрастающего поколения, способного внести достойный вклад в процветание нашей Родины.
Как отметил Президент нашей страны: «Чем более образованными выходят наши дети из школы, тем быстрее будут развиваться отрасли экономики, основанные на высоких технологиях, и появится возможность решать многие социальные проблемы. Поэтому, если я скажу, что порог Нового Узбекистана начинается со школы, думаю, весь наш народ поддержит эту мысль».
Севара Шакирова,
заместитель директора Агентства Президентских
образовательных учреждений Республики Узбекистан