Переход к «зелёной» экономике в Узбекистане: стратегии и вызовы
Правительственные инициативы и политика в области зелёной экономики
В Узбекистане «зеленая» экономика заняла центральное место в национальной повестке дня. Президентом Ш. Мирзиёевым издан ряд директив и инициатив, которые представляют собой четкую «дорожную карту» для перехода к «зеленой» экономике. Эти директивы охватывают широкий спектр мер, в том числе:
- продвижение возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, для снижения нашей зависимости от ископаемого топлива;
- внедрение методов энергоэффективности во всех секторах экономики;
- создание национальной системы управления отходами с упором на переработку и сокращение отходов;
- сохранение и восстановление природных экосистем, включая леса, водно-болотные угодья и водные ресурсы;
- инвестирование в зеленые технологии и инфраструктуру для поддержки устойчивого экономического развития.
Ключевые стратегии и программы для стимулирования «зелёного» развития
Правительство Узбекистана активно работает над созданием правовой и институциональной базы для перехода к зелёной экономике. В 2019 году постановлением Президента была принята «Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов», которая является основным документом, направленный на интегрирование вопросов изменения климата в устойчивое развитие национальной экономики.
Главной целью Стратегии является достижение устойчивого экономического прогресса, способствующего социальному развитию и снижению уровня выбросов парниковых газов, а также улучшению климатической и экологической устойчивости через интеграцию принципов «зеленой» экономики в структурные реформы.
Для достижения этих целей предусмотрены следующие задачи:
- Повышение энергоэффективности и рациональное использование природных ресурсов через технологическую модернизацию и развитие финансовых механизмов.
- Интеграция «зеленых» критериев в государственные инвестиции и расходы на основе международных стандартов.
- Поддержка пилотных проектов по переходу к «зеленой» экономике через государственное стимулирование, государственно-частное партнерство и сотрудничество с международными финансовыми институтами.
- Развитие системы подготовки кадров для «зеленой» экономики через инвестиции в образование и сотрудничество с международными образовательными и научными учреждениями.
- Меры по смягчению экологического кризиса в Приаралье.
- Укрепление международного сотрудничества в области «зеленой» экономики, включая заключение двусторонних и многосторонних договоров.
Принято постановление Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года «О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года», в рамках которого утверждены следующие стратегические документы и системы:
- программа перехода к «зеленой» экономике и обеспечения «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года, направленная на достижение стратегических целей;
- концепция перехода к «зеленой» экономике и энергосбережения в отраслях;
- План действий по переходу к «зеленой» экономике и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года;
- Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики на 2022-2026 годы, направленные на снижение показателя энергоемкости выпускаемой продукции к 2026 году на 20% по сравнению с 2022 годом и т.д.
Международное сотрудничество и инвестиции в «зелёную» экономику
За последние несколько лет растущее во многих странах широкое общественное понимание экологических проблем, необходимости скорейшего перехода к новому типу «зеленого» низкоуглеродного развития привело к росту числа различных международных и региональных организаций, форумов, партнерств с широким кругом участников, способствующих осуществлению национальных программ и политики в сфере «зеленой экономики».
Узбекистан, как страна с быстро растущей экономикой и значительными экологическими вызовами, понимает важность интеграции зеленых практик в свою экономику. Так, сотрудничество с международными организациями, такими как Всемирный банк, Европейского банка реконструкции и развития, Европейский Союз, Французское агентство развития, Азиатский банк развития, Германское общество по международному сотрудничеству играет важную роль в поддержке зелёной экономики страны, способствуя модернизации инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и развитию местных компаний.
Стоит отметить, что в мае 2022 года Узбекистан стал частью инициативы «Глобальное обещание по метану». Инициатива подразумевает, что ее участники обязуются добровольно предпринимать меры для снижения глобальных выбросов метана как минимум на 30% по сравнению с уровнем 2020 года к 2030 году.
Вместе с тем, в мае 2023 года Министерство экономики и финансов стало членом Коалиции министров финансов по борьбе с изменением климата. Эти принципы включают адаптацию политики к обязательствам Парижского соглашения, обмен опытом в области изменения климата и мобилизацию частных инвестиций для решения климатических проблем.
Международное сотрудничество и инвестиции в «зеленую» экономику становятся ключевыми факторами для стран, стремящихся к устойчивому развитию. Узбекистан, осознавая свои экологические вызовы и потенциал, активно интегрирует зеленые практики в свою экономику через партнерство с международными организациями, создавая возможности для экономического роста, модернизации инфраструктуры и улучшения качества жизни своих граждан.
Анализ роли международных партнёрств и инвестиций в развитие устойчивых технологий и практик
В рамках проекта «Инновационное применение углеродных ресурсов для энергетического перехода – iCRAFT» со стороны Всемирного банка предусмотрено выделение 46,2 млн долларов Узбекистану в 2024 году. Данным проектом предусмотрено сокращение выбросов парниковых газов за счет тарифных реформ в энергетическом секторе и налаживание торговли сокращенными выбросами парниковых газов.
Кроме того, в рамках проекта «Помощь и политические консультации частному сектору в Узбекистане», который реализуется совместно с Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) предусмотрено выделение 12,0 млн евро правительству Узбекистана для реализации проектов зелёной индустриализации.
Таким образом, международные партнёрства и инвестиции играют решающую роль в переходе Узбекистана к «зеленой» экономике. Суммарный приток инвестиций и финансирования от международных организаций позволяет стране не только адаптироваться к вызовам изменения климата, но и создавать устойчивую экономику, способную поддерживать социальное развитие и улучшать качество жизни граждан.
Результаты на сегодняшний день, планы и перспективы
На сегодняшний день Узбекистан достиг определённых успехов в переходе к зелёной экономике.
В частности, в целях развития и стимулирования использования возобновляемых источников энергии в энергосистеме Узбекистана внедрена система «зеленых энергетических сертификатов». Эта система позволяет производителям возобновляемой энергии продавать «зеленый сертификат» конечным потребителям, что подтверждает «чистоту» энергии и способствует увеличению продаж и экспорта, а также привлечению «зеленых» инвестиций и кредитов от международных финансовых организаций.
Кроме того, утверждено временное положение о порядке реализации проектов по организации международной торговли парниковыми газами, что позволит Узбекистану более активно участвовать в глобальных инициативах по снижению углеродных выбросов. Это положение создает правовую основу для торговли сокращенными выбросами парниковых газов, способствуя привлечению инвестиций в «зелёные» проекты и улучшению экологической ситуации в стране. Также оно направлено на повышение прозрачности и эффективности в управлении торговлей парниковыми газами, что позволит Узбекистану выполнять международные обязательства в области климатической политики.
Вместе с тем в нашей стране уделяется особое внимание увеличению источников возобновляемой энергии: за последние годы в Бухаре, Джизаке, Кашкадарье, Навои, Самарканде и Сурхандарье были подключены к сети 9 солнечных и ветровых электростанций общей мощностью 1,6 гигаватт. В Андижане, Самарканде, Сурхандарье и Ташкентской области было запущено 6 гидроэлектростанций общей мощностью 183 мегаватт.
В дополнение к этому, на основе определенных на национальном уровне вкладов (ОНУВ), представленных в Конвенцию ООН об изменении климата в соответствии с обязательствами, принятыми Узбекистаном в рамках Парижского соглашения, в 2025 году запланирована разработка и представление новой версии ОНУВ Узбекистана в Конвенцию ООН об изменении климата. Все участники Парижского соглашения обязаны составлять этот документ и обновлять его каждые пять лет.
Также планируется запустить онлайн-платформу национальной системы прозрачности (RISQ) в сотрудничестве с Французским агентством развития и французской организацией «CITEPA» и интегрировать ее в онлайн-платформу «зеленой» экономики.
Тем не менее, Узбекистан сталкивается с серьёзными вызовами. Необходима дальнейшая модернизация энергетической инфраструктуры, развитие «зелёных» технологий и трансформация законодательных инициатив с целью повышения их эффективности. Важно также углубить внедрение экологических стандартов и обеспечить контроль за соблюдением норм.
В ближайшие годы планируется продолжение развития «зелёной» экономики через реализацию новых проектов и программ. Одной из ключевых задач станет укрепление сотрудничества с международными партнёрами и привлечение дополнительных инвестиций, а также улучшение экологической инфраструктуры и внедрение современных технологий.
Переход к зелёной экономике в Узбекистане представляет собой сложный, но крайне важный процесс для обеспечения устойчивого развития страны. Правительственные инициативы, ключевые стратегии, международное сотрудничество и инвестиции играют ключевую роль в реализации этой задачи. Несмотря на достигнутые успехи, перед Узбекистаном ещё стоят многочисленные вызовы, требующие активного поиска решений и постоянного совершенствования. Успех в этом направлении будет способствовать не только улучшению экологической ситуации, но и созданию новых экономических возможностей для страны.
Жавлон Хакимов,
Рахат Нуржанов,
департамент развития «зеленой» экономики Минэкономфин