Положительные изменения в административном законодательстве Республики Узбекистан в рамках административной юстиции

Положительные изменения в административном законодательстве Республики Узбекистан в рамках административной юстиции

       Для анализа произошедших положительных изменений в административном законодательстве Республики Узбекистан и их применимости в контексте административной юстиции Казахстана, важно рассмотреть несколько ключевых аспектов. Эти аспекты включают различия в правовых системах, аналогичные и отличающиеся элементы административного законодательства, а также общий подход к административному судопроизводству в обеих странах.
Анализ предложенных изменений в законодательстве Узбекистана.
1. Предоставление адвокату времени для вступления в дело (ст. 297, ст. 60 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности).
Эти изменения предполагают, что при привлечении адвоката, оказывающего юридическую помощь за счет государства, адвокату должно быть предоставлено не менее четырех часов для подготовки к делу после подтверждения его участия. Это правило направлено на обеспечение адекватной подготовки адвоката, что, в свою очередь, способствует справедливому судебному разбирательству.

  1. Активная роль суда (ст. 11 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности).

Внесенные изменения предполагают более активную роль суда в процессе административного судопроизводства, что предполагает не только рассмотрение заявлений и доказательств сторон, но и самостоятельное исследование всех фактических обстоятельств дела. Это соответствует принципам полного и объективного расследования.

      Относительно реализации таких новшеств в административном законодательстве Казахстана.

1.Предоставление времени адвокату. В Казахстане административное судопроизводство регулируется Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и Административным процедурно-процессуальным кодексом. В этих кодексах предусмотрены права сторон и их представителей, но требования о минимальном времени для подготовки адвоката могут отличаться.

      В Казахстане также существуют нормы, которые обеспечивают равенство сторон в процессе и их право на защиту. Однако, в текущем законодательстве Казахстана нет аналогичного прямого требования о предоставлении определенного времени адвокату для подготовки после его привлечения. Введение подобного требования в Казахстане могло бы усилить защиту прав сторон, но безусловно потребует изменений в действующее административное законодательство.
2. Активная роль суда. В Казахстане АППК РК также предусматривает активную роль суда. В статье 16 АППК РК предусмотрено, что суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.
Тем не менее, расширение этой роли, как это предложено в Узбекистане, может привести к дальнейшему улучшению качества судопроизводства. В Казахстане судьи также обязаны обеспечить справедливое разбирательство дел, однако внесение ясных норм об активном исследовании всех обстоятельств может усилить эту практику.

      Таким образом, изменения в административном законодательстве Республики Узбекистан в рамках административной юстиции представляют большой интерес как в научных кругах, так и в рамках обеспечения более справедливого и качественного административного судопроизводства. Введение аналогичных изменений в законодательство Казахстана безусловно будет способствовать улучшению правовой защиты сторон, особенно в контексте предоставления времени для подготовки адвоката и расширения роли суда в исследовании обстоятельств дела. Для внедрения подобных изменений в Казахстане потребуется тщательный анализ текущего законодательства, возможных последствий и необходимости внесения поправок. Важно учитывать как юридические, так и практические аспекты, чтобы обеспечить максимальную эффективность и справедливость судебного процесса.

      Интересно и важно мнение по вопросам положительных изменений административного законодательства Узбекистана д.ю.н. Аубакировой И.У.

      Так, ст. 29 Конституции Республики Узбекистан гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а также закрепляет, что в случаях, предусмотренных законом, подобная помощь предоставляется за счет государства. Закон Республики Узбекистан «Об оказании юридической помощи за счет государства» от 16.06.2023 г. № ЗРУ-848 конкретизирует данное конституционное положение. В ст. 3 указанного закона фиксируется функционирование «Реестра адвокатов, оказывающих юридическую помощь за счет государства», «Информационной системы «Юридическая помощь», предназначенной для электронного отбора адвокатов, иные инструменты обеспечения конституционной гарантии в получении отдельными категориями физических лиц квалифицированной юридической помощи за счет государства.

      Статья 297 действующего Кодекса РУ об административной ответственности не конкретизирует процедуры привлечения адвоката в производство дела, но, полагаем, они обеспечиваются по аналогии с тем, как это предусмотрено новеллами статей 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Согласно им, адвокат выбирается через информационную систему «Юридическая помощь», далее после подтверждения своего участия в соответствующем деле, он обязан вступить в дело в срок, установленный в постановлении дознавателя, следователя, прокурора или определении суда об оказании юридической помощи за счет государства.

      В целом указанные изменения и дополнения в административное законодательство Узбекистана существенно усиливают правовой статус лиц, участвующих в административном производстве. Они свидетельствуют о последовательном продвижении государственно-правовой системы страны по пути конституционализма и приверженности идее построения гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство. Президент Узбекистана Ш. Мирзеев в этом ракурсе, касаясь приоритетов конституционной реформы,  справедливо подчеркнул, что «меры правового воздействия в отношении лица при рассмотрении дел об административной, гражданской, экономической, уголовной ответственности и других должны быть достаточными для достижения законной цели, а также по возможности должны облегчить участь лица».

      Внесение рассмотренных выше поправок способствует созданию эффективного механизма оказания юридической помощи категориям лиц, не имеющим по разным причинам возможности получать юридическую помощь.

      Введенная в статью 60 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве новелла устанавливает в качестве основания для отложения разбирательства дела необходимость привлечения судом адвоката, оказывающего юридическую помощь за счет государства. Введение данной нормы связано с тем фактором, что Узбекистан является демократическим государством, ориентированным на обеспечение прав и свобод личности.  Право на юридическую помощь относится к базовым правам, и государство гарантирует предоставление бесплатной юридической помощи определенным категориям лиц согласно перечню, закрепленному в Законе Республики Узбекистан «Об оказании юридической помощи за счет государства» от 16.06.2023 года. Поэтому несмотря на принцип непрерывности судебного процесса законодатель посчитал важным основанием сделать в судебном разбирательстве временной перерыв с целью обеспечения права на юридическую помощь за счет государства указанным в вышеупомянутом законе лицам.

      Отложение разбирательства дела представляет собой процессуальное действие по переносу рассмотрения судом дела по существу на другое время.
При этом необходимость отложения возникает только в случае, если заявитель обратился с просьбой к суду о привлечении адвоката с целью получения бесплатной юридической помощи за счет государства. Важно подчеркнуть, что законодатель формулирует данную норму не как дискреционное полномочие суда, позволяющее ему самому определять возможность использовать или не использовать данное основание. Суду вменяется обязанность отложить разбирательство дела до того момента, когда будет привлечен адвокат. Тем самым законодатель стремится максимально обеспечить права «слабой» стороны, каковым в административном деле по публично-правовым спорам является истец. Стоит отметить, что согласно статье 149 Кодекса, об отложении судебного разбирательства выносится определение.  Судебное разбирательство после привлечения адвоката начинается сначала. Другой новеллой в указанной статье предусматривается обязанность суда предоставить время (не менее четырех часов) для вступления адвоката в дело. Иными словами, чтобы адвокат мог эффективно выполнять свои функции, ему дается определенное разумное время, достаточное для ознакомления с материалами административного дела и иных действий в целях участия в судебном процессе.

д.ю.н. Жумагулов М.И.

 

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×