Аристотель Туркестана

Аристотель Туркестана

Национальное наследие каждого народа - это богатая сокровищница, наполненная материальными, духовными и культурными достижениями, которые передаются из поколения в поколение. Оно формирует уникальную идентичность нации, объединяет людей и служит мостом между прошлым и будущим.

Восстановление, обогащение, сохранение духовных и культурных богатств, передача их будущим поколениям - это традиция, которую веками соблюдали наши предки. Из истории мы знаем, что общество, в котором культурная, образовательная и педагогическая деятельность организована рационально, быстро развивается и процветает на основе социальной справедливости.

Порой в этом мире рождаются люди, которые настолько преисполнены знаниями, что могут делиться ими с другими. Они проносят через всю свою жизнь идеи просвещения, гуманизма, культуры и образования.

Как известно, движение за обновление и реформацию общества, которое вошло в историю как джадидизм, способствовало росту национального самосознания и сыграло существенную роль в становлении и развитии идеологии в Центральной Азии.

Президент Шавкат Мирзиёев на расширенном заседании Республиканского совета по духовности и просветительству 22 декаб­ря 2023-го отметил, что сегодня нашему народу как никогда важно следовать по пути, указанному предками-джадидами.

12 июля 1878 года в Ташкенте родился известный узбекский писатель, драматург, просветитель и педагог, много сделавший для развития узбекской школы современного типа, - Абдулла Авлони. В этом году исполнилось 146 лет со дня рождения человека, искушенного в очень многих отраслях науки и искусства.

Эпоха Александра Великого принесла идеи эллинистического мира на восток, а Азия в свою очередь была домом науки. Великие ученые Средних веков, такие как Абу Али ибн Сино, Аль-Хорезми, Аль-Беруни и многие другие, были последователями идей Аристотеля, спорили, обсуждая идеи Платона, а также восхищались мыслями Сократа. Любовь к науке на землях Центральной Азии была пророщена с глубокой древности в научных центрах Самарканда, Бухары и Хорезма.

Время жизни Абдуллы Авлони пришлось на бурное начало XX века. В ту эпоху народы, скованные властью мировых империй, начали осознавать себя и свое место в постоянно меняющемся мире. Именно из этого неспокойного и удивительного времени, которое историки назвали belle epoque (прекрасная эпоха), и родилось явление джадидизма. Именно эти идеи пустили глубочайшие корни в уме и характере Авлони, который стал одним из активнейших участников джадидского движения в Центральной Азии.

Восприняв и развив идеи джадидизма, Абдулла Авлони понял простую истину: невозможно в одночасье изменить целые народы, начинать стоит с молодого поколения. Именно поэтому он стал одним из основателей новометодных школ для узбекских детей. Написал десятки учебников и пособий для них.

С 14 лет начал сочинять стихи. Произведения Абдуллы Авлони, призывающие людей к знаниям и просвещению, играют важную роль в нравственном воспитании. В своих работах он подчеркнул значимость образования и знаний. Эти произведения остаются актуальными и сегодня, оказывая значительное влияние на формирование у учащихся национального самосознания и нравственности. А образование молодежи признано важнейшей задачей государства.

Размышляя о воспитании детей, Абдулла Авлони писал: «Если человек с детства пошел по неправильному пути и вырос невоспитанным, то ожидать от него чего-то хорошего - подобно руке, протянутой к звездам». По его мнению, на формирование в ребенке нравственно-этических принципов в первую очередь влияет социальная среда - семья, где он воспитывается, и его окружение.

По словам Абдуллы Авлони, «образование для нас - вопрос жизни и смерти, спасения или разрушения, счастья или бедствия». По мнению поэта, интеллект, который является основным фактором достижения зрелости человека, развивается благодаря знаниям и опыту, а обучение требует терпения и усилий. Он был убежден в великой пользе чтения на пути к высшим знаниям и считал, что нет лучшего друга на свете, чем книга.

Абдулла Авлони проявлял огромную самоотверженность, распространяя просвещение и образование. В 1907 году открыл новые школы в махалле «Мирабад» города Ташкента, а затем и в махалле «Дегрез». Он своими руками мастерил парты и доски для школы. Поскольку большинство детей, принятых в школу, были из бедных семей, с помощью своих друзей организовал «Общество милосердия», чтобы обеспечить их одеждой, едой, тетрадями и ручками.

Авлони первым предложил преподавать географию, химию, астрономию и физику в школах Туркестана. Он также ввел в систему образования перемены между уроками, экзамены при переходе учеников из одного класса в другой, тем самым подняв образование на новый уровень.

Воспитание детей Авлони разделял на четыре части: начальное, физическое, идейное и нравственное. В своих книгах мыслитель призывал правительство заботиться о здоровье подрастающего поколения. По его мнению, чтобы иметь здоровое мышление, всесторонне развиваться, нужно быть здоровым и умом, и телом. Призывал также родителей следить за здоровьем своих детей, а идейное воспитание возлагал на учителей.

В 1907 году Авлони издает на узбекском языке газету «Шухрат». Используя прессу как один из эффективнейших методов влияния на людей, он распространяет идеи всеобщего образования и просвещения всех слоев населения.

Но начального образования и прессы было недостаточно, а потому уже в 1913 году прошлого столетия образовал в Ташкенте одну из первых театральных групп - «Туркестан». Абдулла Авлони высоко ценил всеобъемлющую мощь искусства. Говорил, что оно действует лучше любого убеждения. Благодаря образам, которые воплощались на театральных подмостках, смог глубоко раскрыть проблемы и суть жизни людей в Туркестане, для которых подобные выступления были истинным откровением.

За время существования трупы «Туркестан» было поставлено около 20 пьес, в основе которых лежали разные социальные проблемы. Будучи драматургом, режиссером и актером, Авлони в спектаклях делал акцент на необходимости образования и воспитания детей. В своих постановках также критиковал необразованность и говорил, что образование нужно как мальчикам, так и девочкам.

Величайшей заслугой Авлони - почтенного профессора и уважаемого члена общества - является именно просветительская деятельность. Его пособия и учебники легли в основу новой образовательной системы, которая, преобразовавшись, действует и в наши дни.

В советскую эпоху Авлони разумно не стал конфликтовать с властью и сумел избежать чудовищных расправ и изгнаний в джадидской среде. Несмотря на давление со стороны властей, продолжал свою просветительскую деятельность. Считал, что человек образованный и имеющий достойное воспитание, никогда не станет подвергаться влиянию негативной пропаганды. И именно это должно быть целью каждого.

Благодаря Авлони десятки тысяч людей сумели получить высококлассное образование. В выдающемся деятеле эпохи джадидизма так причудливо и величественно сплелись западные идеи и азиатская мудрость, узбекская выдержка и европейское достоинство, любовь к знаниям и к своему народу. Вполне закономерно говорить о нем как о человеке первой величины, ибо его наследие принадлежит не только соотечественникам, но и всему человечеству. Подобно всем джадидам Авлони был стойким и сильным, с несгибаемой волей, стремящимся к знаниям, аристократом духа и просветителем Туркестана.

Посольство Республики Узбекистан в Республике Казахстан

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 0

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
×