К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОНЯТИЯ «АРМЕЙСКИЙ СПОРТ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

К ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОНЯТИЯ «АРМЕЙСКИЙ СПОРТ» В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Спортивные состязания и достижения граждан конкретного государства всегда рассматривались индикатором его развития, достоинств социальной системы, уровня развития и оборонного потенциала страны,

Ежегодно, в мире растёт число спортсменов, как любителей, так и «профессионалов».

Спортивные соревнования привлекают внимание всё большее количество людей, в спорт вкладываются значительные финансовые средства.

Физическая культура и спорт имеет колоссальное значение в развитии личности и ее физической подготовленности, играют существенную роль в укреплении здоровья населения и повышении качества человеческого капитала в любом возрасте, но особенно это важно, как нам представляется, для молодежи.  

Алифиров А.И. отмечает, что физическая подготовленность выступает не только как личностная, но и как социальная ценность. «Физическое совершенство является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым условием построения и развития общественных отношений. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты в процессе физического воспитания, будучи конкретной, направленной деятельностью индивидуума, является одним из механизмов слияния общественного и личного интересов и призвана решать оздоровительные задачи, такие как сохранение и укрепление здоровья человека, повышение его уровня физической подготовленности и работоспособности» [1].

То есть, любое государство должно создавать условия для развития  здорового нового поколения, способного работать и учиться, создавать семью, растить детей, защищать Родину, соответствовать требованиям общества и приносить ему пользу, жить в различных коллективах и одновременно быть индивидуальностью.

Соответственно, физическая культура и спорт нынешних казахстанских граждан и будущего поколения – это одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Ее решение реализуется не только в гражданской сфере, но и в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Спорт, как и любая другая деятельность, требует правового осмысления и законодательного обеспечения. При этом появляется потребность в более чётком правовом регулировании отношений в сфере спорта, в том числе функционируемого в казахстанской армии, что обусловлено важной ролью законодательства и содержащихся в нём норм права в регулировании отношений в обществе и государстве.

Но, прежде чем говорить о правовых основах армейского спорта в Республике Казахстан, целесообразно обратиться к вопросу о законодательной базе, регулирующей сферу физической культуры и спорта, в целом, так как ее развитие нам представляется достаточно успешным.

3 июля 2014 года был принят Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорту», который заложил правовые, организационные, экономические и социальные основы обеспечения деятельности и развития массовой физической культуры, любительского и профессионального спорта в Республике Казахстан.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «О физической культуре и спорту» правовая основа в области физической культуры и спорта состоит из Конституции РК, упомянутого Закона РК и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан [2].

Наш анализ свидетельствует, в вышеназванном Законе только одна статья - 16 посвящена развитию военно-прикладных, служебно-прикладных и других видов спорта в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах Республики Казахстан. В нем регламентируется предназначение военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, цели и задачи физической подготовки, порядок создания спортивных клубов, физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих развитие соответствующих вышеназванных  видов спорта, подготовку спортсменов, а также формирующие сборные команды [2]. Кроме упомянутой статьи, других норм, посвященных развитию военно-прикладных, служебно-прикладных и других видов спорта в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, на законодательном уровне не предусмотрено.

В то же время, рассматриваемый Закон содержит в статье 1 достаточно большой понятийный аппарат, в котором даны определения таким понятиям, как: «профессиональный спорт», «массовый спорт», «школьный спорт», «национальные виды спорта», «любительский спорт», «студенческий спорт» и другие [2].

Вместе с тем, действующее законодательство Республики Казахстан не содержит определение понятию «армейский спорт», прочно вошедшее в обиход, как специалистов, так и широкой общественности, а также в современный лексикон международных спортивных соревнований.

Обращение к нему может рассматриваться как результат повышения внимания общества и государства к спорту вообще.

Достаточно сказать, что за последнее время армейский спорт в Республике Казахстан динамично развивается. В частности, за период с 2015 по 2021 годы из проведенных семи Армейских Международных Игр (далее-АрМИ) сборная Казахстана в пяти спортивных соревнованиях была в числе первых трех призеров АрМИ.

Высокий уровень международной представительности и спортивного мастерства АрМИ характеризуют следующие положительные тенденции.

Во-первых, в АрМИ принимают участие спортсмены из многих  государств различных континентов (Европы, Азии, Африки и Америки).

Во-вторых, если первые АрМИ в 2015 году были проведены только на территории России и были представлены 14 конкурсами, то в 2021 году – проведено 34 конкурса на территории 11 государств. При этом, если в состязаниях АрМИ-15 приняли участие 56 команд из 17 стран, то в АрМИ-21 участвовало 280 команд из 43 стран.

В-третьих, возросшее количество команд и конкурсов в АрМИ показывает не только высокую конкуренцию среди команд и, соответственно, но и предъявляет повышенные требования к уровню подготовки армейских спортсменов.        

Призовые места сборной Казахстана в АрМИ свидетельствуют о:

  • высоком уровне спортивной подготовки военнослужащих,
  • эффективной работе тренерского состава, оптимальном применении специальных средств, методов и надлежащих условий физической подготовки спортсменов,
  • постоянном и динамичном совершенствовании программ и конкурсов,
  • все возрастающим качественном прогрессе всеармейских конкурсов,
  • усложнении требований к выполнению задач,
  • наличии развитой материально-технической базы.

Таким образом, армейский спорт выполняет ряд необходимых социальных функций, которые позволяют совершенствовать личность военнослужащего и увеличивают спортивный потенциал Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. В современных условиях, армейский спорт уверенно позиционирует себя как носитель индивидуальных и государственных элементов, необходимых для укрепления общего здоровья военнослужащего и выступает своеобразной ценностью совершенствования его повседневной и боевой деятельности. Указанные факторы позитивно влияют на спортивное движение в стране, в целом.

Анализ руководящих документов в рассматриваемой сфере также показал отсутствие анализа текущей ситуации в области армейского спорта и перспектив его развития. Соответственно, возникает настоятельная потребность в дальнейшем совершенствовании спортивной подготовки армейских спортсменов и, в целом, возникает необходимость в едином видении перспектив развития данной отрасли, что требует разработки соответствующей Концепции развития физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах Республики Казахстан на ближнесрочную перспективу.

В Республике Казахстан была принята Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года, направленная на развитие массового спорта; развитие спорта высших достижений; совершенствование системы подготовки кадрового потенциала отрасли [3].

Цель данной Концепции заключается в формировании эффективной модели государственной политики в области физической культуры и спорта, призванной мобилизовать спортивный потенциал нации в качестве объединяющего начала и главной движущей силы интенсивного развития массового спорта и спорта высших достижений. К определенным недостаткам Концепции относятся отсутствие целей и задач государственной политики в сфере развития армейского спорта, а также имеющихся ключевых проблем и перспективных направлений совершенствования данного вида спорта. В упомянутом документе представлены только общие подходы по активной популяризации, в целом, спорта и спортивного образа жизни среди широких слоев населения, в том числе с учетом развития инфраструктуры и расширения рынка услуг физической культуры и спорта.

На наш взгляд, развитие армейского спорта в Республике Казахстан должно основываться на конкретных законодательных положениях, что позволит улучшить практическую деятельность в данной области, а именно:

- создаст правовые основы для деятельности организаций, реализующих программы, направленные на развитие армейского спорта;

-  определит компетенцию государственных органов и организаций, предоставит возможность принятия правовых решений по проблемам подготовки и переподготовки армейских спортсменов, присвоения им спортивных разрядов, регламентирует деятельность спортивных клубов и физкультурно-спортивных организаций;

- будет способствовать тому, чтобы рассматриваемая сфера финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных (к примеру, спонсоров и инвесторов);

- воспрепятствует использованию армейскими спортсменами допингов, наркотиков, обеспечит с точки зрения правовых регуляторов безопасность и правопорядок на спортивных соревнованиях, исключит возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий;

- создаст правовые условия и предоставит соответствующие гарантии для дальнейшего развития армейского спорта.

На сегодняшний день наблюдается неразвитость законодательной базы развития физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Кроме ведомственного приказа Министерства обороны РК, представленного Правилами физической подготовки в Вооруженных Силах Республики Казахстан, утвержденными приказом Министра обороны РК от 10 августа 2017 г. № 438, других основополагающих нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере не имеется.

В отличие от военной сферы, в гражданском секторе по данному направлению достаточно обширная нормативная правовая база, включающая и ведомственные приказы уполномоченного органа в области спорта, в частности: Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636,  Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396, регулярно принимаются отраслевые Программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 5-ти летний период, действуют ведомственные приказы Министерства культуры и спорта Республики Казахстан: «Об утверждении Методики нормативов питания и фармакологического обеспечения спортсменов, в том числе военнослужащих всех категорий и сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, в период учебно-тренировочного процесса и спортивных мероприятий» (приказ Министра культуры и спорта РК от 22 ноября 2014 года №107), «Об утверждении перечня видов физкультурно-спортивных организаций и правил их деятельности, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса» (приказ Министра культуры и спорта РК от 22 ноября 2014 года №106), «Об утверждении норм и требований для присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий» (приказ и.о.Министра культуры и спорта РК от 28 октября 2014 года №56), «Об утверждении антидопинговых правил Республики Казахстан» (приказ Министра культуры и спорта РК от 19 сентября 2014 года №18), «Об утверждении Правил проведения аттестации тренеров и спортивных судей» (приказ Министра культуры и спорта РК от 19 ноября 2014 года №100), «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации гражданских служащих в сфере физической культуры и спорта» (приказ Министра культуры и спорта РК от 10 июня 2016 года №157), «Об утверждении Правил и условий выплаты доплат работникам организаций  физической культуры и спорта» (приказ Министра культуры и спорта РК от 29 июня 2016 года №190), «Об утверждении Типовых штатов для физкультурно-спортивных организаций, в которых осуществляется учебно-тренировочный процесс, подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса» (приказ Министра культуры и спорта РК от 30 мая 2017 года №155), «Об утверждении спортивной этики Республики Казахстан» (приказ Министра культуры и спорта РК от 28 февраля 2020 года №51) и т.д. [4].

Вместе с тем, в сфере физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Республики Казахстан отсутствуют пятилетний Стратегический план развития, предусматривающий, в отличие от Концепции, наименование конкретных мероприятий и их исполнителей, сроки исполнения мероприятий и механизмы контроля за их выполнением. Также не решен вопрос о правовой регламентации материального стимулирования военнослужащих за высокую физическую подготовленность и т.д.

 Неразвитость правового обеспечения в сфере армейского спорта характерна и для международно-правовой базы сотрудничества Вооруженных Сил Республики Казахстан. Необходимость разработки нормативных правовых актов в данной области сотрудничества обусловлена большой интегрированностью нашей страны в международное сообщество, членством Казахстана в различных авторитетных международных организациях и достаточно активным участием казахстанских военных спортсменов в АрМИ. В этой связи, возникает необходимость в разработке Плана сотрудничества с зарубежными странами, в первую очередь, государствами ОДКБ в плане развития армейского спорта. Это послужило бы прочной основой для дальнейшей подготовки казахстанских спортсменов к участию в АрМИ.

К тому же следует учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее правовой системы. То есть, международные договоры Республики Казахстан являются структурными элементами системы правового регулирования физической культуры и спорта. В частности, к их числу можно отнести Международную конвенцию о борьбе с допингом в спорте, ратифицированную в установленном порядке Республикой Казахстан. Согласно данной Конвенции, государства обязаны принимать на национальном и международном уровнях надлежащие меры, поощрять все формы международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты спортсменов, соблюдение этических принципов в спорте и совместное использование результатов исследований; содействовать международному сотрудничеству между государствами-участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте [5].

Согласно данной Конвенции, государства обязаны принимать на национальном и международном уровнях надлежащие меры, поощрять все формы международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты спортсменов, соблюдение этических принципов в спорте и совместное использование результатов исследований; содействовать международному сотрудничеству между государствами-участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте. В частности, речь идет о сотрудничестве с Всемирным антидопинговым агентством, которое является независимой организацией, созданной 10 ноября 1999 года в соответствии с законодательством Швейцарии, имеющей штаб-квартиру в г.Монреале и региональные офисы в Европе, Латинской Америке, Азии и Африке.

  В рамках совершенствования международно-правового сотрудничества в сфере армейского спорта в Казахстане возникает потребность в обмене опытом,  как между странами ближнего, так и дальнего зарубежья. Дальнейшее развитие армейского спорта предполагает поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди всех военнослужащих, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.

Приоритетными направлениями развития научного обеспечения в области армейского спорта могут стать:

- научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки армейских спортсменов высокой квалификации и армейского спортивного резерва;

- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы армейского спорта;

- теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в данной области. Кроме того, одно из ключевых направлений деятельности по развитию армейского спорта – это укрепление материально-технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях строительство спортивных сооружений и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов. Данное направление также должно иметь законодательное закрепление с целью обеспечения возможности его реализации.

Исходя из того, что включенность военнослужащего в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, важным представляется целенаправленная пропаганда физической культуры и формирование здорового образа жизни.

В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о проведении массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и осуществляющейся с целью формирования положительного имиджа, в первую очередь, армейского спорта, спортивного образа жизни, ценностей собственного здоровья и здоровья окружающих.

Действенная пропаганда физической культуры и спорта в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при соответствующей правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа не только военнослужащих, но и других лиц, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потреблении алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью.

Вышеназванные положения, по нашему мнению, должны получить соответствующее правовое регулирование не только на законодательном, но и на подзаконном уровнях. Это позволит создать предпосылки для дальнейшего развития такой отрасли как спортивное право.    

Таким образом, армейский спорт в Республике Казахстан и спортивное право как самостоятельная отрасль имеют значительный потенциал и большие перспективы для дальнейшего развития.

Ещанов А.Ш.

доктор юридических наук, профессор,

почетный работник образования РК

 

 

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей: 2

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Актуальные новости

Логотип

О портале

Новостной портал Казахстана, только свежие новости со всего мира!

© 2024 INFOZAKON. Все права защищены.

×