Наш ответ Аслану и иже с ним
«О справедливости легко говорить, но не легко ее добиться от других» - Людвиг ван Бетховен
В бурлящем информационном пространстве социальных сетей вроде много интересного для простых любопытных обывателей, но полно также наносной чернухи и всякой низкопробно-аморальной нечисти. Все они в той или иной степени воздействуют на сознание человека, и отчасти, определяют те или иные его поступки. На многие из них можно закрыть глаза и равнодушно пройти мимо. Однако, когда темы видеороликов задевают твою национальную честь и достоинство, раздувают огонь межнациональной розни, думается, никто безразлично и отстраненно мимо не пройдет. Так, по каналам социальной сети «Тик-Ток» излишную эмоциональную и напористую активность проявляет некто под именем, кажется, Аслан из Щучинска. В целом, его выступления производят тягостное и удручающее впечатление, поэтому я не всегда досматриваю их до конца. Так, он, в состоянии дикого остервенения, заявляет, что казахи русофобы, потому русским в Казахстане оказывают давление разного рода, строят козни и препятствуют им пользоваться родным языком. Особенно резко он ополчился против казахстанских нацпатов, считает их «врагами русского народа». Если расшифровать слово «нацпат», то оно означает «национальные патриоты». Думается, что ничего негативного нет. Так, в Конституции Республики Казахстан указано, что основополагающими принципами деятельности Республики являются общественное согласие и политическая стабильность, ...казахстанский патриотизм...( п.2 ст.1 ). Внешний благообразный мусульманский облик Аслана обманчив: отсутствует богобоязненная смиренность и покорность праведным началам. Своим резким выпадом на экране он вызвал даже сильный испуг людей. А думал ли он над тем, что этот его акт мог привести к инфаркту или даже к смерти человека, и это тянет на уголовную статью? Надуманными тирадами, он задал определенный зловредный негативный тон, которому также вторят, некоторые молодые люди, предположительно, казахской национальности. Как принято говорить, дурной пример заразителен. Он также заявляет, что никто не может запретить ему пользоваться русским языком (ради бога, никому не придет в голову запрещать), что казахи неблагодарны, не понимают значение русского языка и при этом ссылается даже на слова назидания великого Абая. Он говорит на ломаном казахском: «Қазақтың жауы-қазақ» (Враг казаха-казах). Получается он враг казаха и указывает на себя. На этой основе, как видно, он испытывает ненависть к своим братьям по крови-казахам. Зачем тогда он носит казахскую национальную тюбитейку? Странно ведь. Казахская пословица гласит: «Дұшпаннан келген дау жаман, Өзіңнен шыққан жау жаман» (Опасна свара злопыхателя извне, страшен враг из своей среды). Но при всем этом нельзя злонамеренно противопоставлять русский и казахский народы. Надо уважать человеческое и национальное достоинство каждого индивида, какую бы национальность он не представлял. Когда у первой в мировой истории женщины-министра и посла Александры Коллонтай спросили, что у нее вызывает самое большое отвращение, она ответила: «Оскорбление и унижение человеческого достоинства».
Во-первых, данную статью я пишу, разумеется, не для подогревания нездоровых интересов к деликатным вопросам взаимоотношения национальностей, а наоборот, для того, чтобы притушить огоньки национальной розни в стадии возникновения и приложить все усилия для укрепления взаимопонимания и стабильности дружественных связей между русским и казахским народами. Это мой гражданский долг. Я, как подовляющее большинство казахов в стране, начисто отрицаю русофобию. Это чувство мне чуждо, так как с детских лет испытываю уважение к русскому народу и богатому его духовному наследию. У меня прилчиная библиотека и где почетные места занимают произвдения А.С.Пушкина (в 3-х томах), М.Ю.Лермонтова (в 2-х томах), Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского и других известных русских писателей. Я также обладаю раритетными книгами, среди которых акедемический «Словарь языка Пушкина» в 4-х томах и другие. Кроме того, я знаю наизусть многие стихи русских поэтов и временами декламирую их вслух среди родственников и друзей, а также часто пою такие задушевне песни, как «Катюша», «Три танкиста», «Летят перелетные птицы» и массу других. И, как принято говорить, «все это уже никому не отнять» - приросло глубоко. И какой же я русофоб после всего этого?! Но главное, что очень важно, я патриот своей страны Казахстан, люблю свою Родину, и свой родной казахский язык! Это должно быть естественно для любого человека и представителя любой национальности.
Во-вторых, прежде всего, для пущей верности и объективности следует уяснить, какой же русский конкретно уполномочил Аслана от его имени возводить всякую напраслину в адрес казахов? Он может назвать их имена? Ясно, что назвать их не сможет. Их поросту нет. Скорее всего у Аслана больное воображение, неуемное стемление «надувать из мухи слона», представлять вымышленное за действительное. Фактически ни один русский в Казахстане не скажет, что испытывает то или иное давление со стороны казахов, в том числе по вопросу использования русского языка. Не было таких фактов. Ибо, в противном случае, он имеет законное право обратиться в правоохранительные органы, которые обязаны дать юридическую оценку указанному факту и незамедлительно принять соответствующие законодательству меры. Только и всего. Но если Аслан проявляет непомерное рвение в любви к России и русскому языку, ради бога, не должно быть проблем. Он может принять российское гражданство и жить среди любимого народа. Но для того, чтобы доказать преданность на деле, а не на словах, ему и другим его последователям следует записаться в ополчение Специальной военной операции (СВО), ведь «Россия зовет» своих неподдельных патриотов на ратный бой с «неправильными украинцами». Но очевидно, что ни Аслан и иже с ним никогда не пойдут на такой шаг. Это предсказуемо на все 100 процентов. Кроме того, примут ли в России казахов себе подобными? Тем более, Аслан, с очевидными, по крайней мере, внешними признаками принадлежности к исламу и азиатскими чертами лица. Если примут, то не станут ли русские «скинхеды»(скины) и националисты обзывать их пришлыми «треклятыми басурманами», баранами, чурками, чучмеками, как порой встречают мигрантов и среднеазиатских гастарбайтеров. Не секрет, что некоторые русские проявляют откровенный шовинизм. Шовинисты убеждены в превосходстве своей нации над другими. Шовинизм порождает ненависть и вражду по отношению к чужакам. В СМИ писали, что жертвами скинов все чаще, наряду с «лицами кавказской национальности» становятся корейцы, африканцы, индийцы и евреи. И на худой конец, не следует забывать, что даже наш казахстанский гражданин из города Рудный Кустанайской области Кирилл Божко обозвал «казахов обезьянами, а казахский язык – обезьяньим», и гордо заявил, что он «нацист» (синоним слова «фашист»), за что, правда, получил срок, правда небольшой. Доморощенного «фашиста» надо было наказывать строже, как, например, в Нюрнбергском процессе. Так, что из себя представляет нацизм? Нацисты (фашисты) твердо убеждены в неоспоримом превосходстве своей «расы», которая заведомо выше всех остальных и имеет безапелляционное право истреблять «низшие расы» (евреев, славян и др.) во имя своих «высших» интересов. Никогда нельзя забывать, что Нюрнбергский процесс стал событием, разоблачившим преступную сущность германского нацизма, его планы уничтожения целых государств и народов, показавшим крайнюю опасность нацизма и фашизма для всего человечества.
Определенную тревогу казахстанцев вызывает то, что некоторые россияне проявляют территориальные претензии к Казахстану (даже депутаты Госдумы РФ В.Никонов, Е.Федоров, в свое время В. Жириновский, Э.Лимонов и др.). Это, по понятным причинам, напрягает. Нашим некоторым казахам, потреявшим чувство патриотизма, впитавшим «русский дух» за несколько веков военно-политического господства царской России, коммунистической идеологии всеобщего интернационализма, и, кроме того, из-за одной только укоренившейся привычки говорить только на русском, нельзя бравировать этим и оскорблять национальные чувства своего народа в малом и большом, пренебрегать своим родным языком. Получится как в русской пословице: «Иван не помнящий родства». В связи с этим уместно вспомнить великого духовного и нравственного лидера индийцев Махатма Ганди. Он был одним из руководителей и идеологом национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала огромное влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен. По поводу тех лиц, которые предали национальные интересы, он дал следующее замечательное определение, предельно точное по своей сути: «Элита, воспитанная колонизаторами, самый главный враг своего народа». Думается, что к слову «элита» справедливо можно отнести всех «врагов своего народа». Великий киргизский писатель Чингис Айтматов ввел в общественный оборот слово «манкурт». Согласно его роману «Буранный полустанок», манкурт - это плененный древнемонгольским племенем жуаньжуан человек, превращенный после жестоких истязаний в бездушного раба, забывшего прошлое. В книге приводится случай, когда один из таких несчастных не узнал родную мать, пришедшую его искать, и по приказу своего господина убил ее. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве. В этом значении слово «манкурт» стало нарицательным и широко используется в публицистике. По-научному подобные типы индивидов назеваются маргиналами. Маргинал - это человек, который разорвал духовные связи со своим народом и страной из-за своих убеждений или серьезных жизненных проблем. Маргиналы отчасти могут создавать угрозу общественному благополучию, а их своенравная жизненная позиция порой ведет к развитию у них агрессивности. В данном случае они играют негативную роль, раскачивая стабильность национальных отношений. Так, к сожалению, провокационные заявления Аслана находят отклик у части русского населения Казахстана, возбуждая у них чувство национализма (см.коменты). А это признаки подстрекательства с далко идущими правовыми последствиями.
В третьих, без всяких научных изысканий и социологических опросов очевидно, что более чем 90 процентов казахов владеют русским языком и «от мала до велика» ежедневно пользуются им постоянно и повсеместно (сам Аслан в том числе), к великому сожалению, пренебрегая своим родным казахским. Это очевидно и повсюду, в городах и селах, видно невооруженным глазом. Часть патриотически настроенных людей в стране небезосновательно озабочены тем, что казахский язык в Казахстане исчезает несмотря на то, что этот язык является государственным по Конституции Республики Казахстан. Кроме всего, многие народы, проживающие в Казахстане имеют свою исконную родину, где там нет проблем родного языка. И это хорошо. Наряду с этим, в действующем законодательстве записано, что все народы, проживающие в Казахстане имеют право свободно пользоваться своими родными языками. Ко всему, каждому гражданину в стране необходимо укреплять взаимопонимание и дружбу народов, а не вбивать клин между ними. И как у Аслана поворачивается язык утверждать, что русскому языку в Казахстане грозит опасность? Опасность ведь грозит казахскому языку в родной же ему стране. Если принять во внимание, что русский язык в России является государственным языком и им беспрепятственно пользуются более 140 миллионов граждан, то о какой угрозе ему может идти речь. К сему еще Аслан истошно призывает: «Русские женщины, рожайте, рожайте много детей». Получается, он печется о русских больше, чем сами русские. Ну, надо же быть таким преданным! Уму непостижимо!
В подтверждение своих необоснованных инсинуации (злостный вымысел, внушение негативных мыслей, завуалированное подстрекательство, преднамеренное сообщение ложных отрицательных сведений, выставление мыслей и поступков своего противника в таком свете, который может ему навредить, и имеющее целью опорочить кого-либо исподтишка), Аслан ссылается на великого казахского поэта и мыслителя Абая. Верно, он призывал казахов изучать русский язык, но он же не говорил, что для этого необходимо им забыть свой родной язык. Не случайно на казахском языке он писал свои нетленные произведения. Для кого он писал? Для современников и потомков. Родной язык всегда дорог и ценен для каждого нормального человека. Так, представитель одного из немногочисленных народов России, великий аварский поэт Расул Гамзатов пламенно изрекал: «И если завтра мой язык исчезнет, То я готов сегодня умереть.». Что можно добавить? Ничего, ведь он любит свой родной язык настолько, что готов положить голову на отсечение ради его благоденствия. Это благородный пример для всех - больших и малых народов. Великий казахский просветитель 20-го века, ученый-лингвист, поэт и писатель Ахмет Байтұрсынулы писал: "Сөзі жоғалған жұрттың өзі де жоғалады"(Если у народа исчезнет родной язык, сам народ также исчезнет следом). В этих словах жестокая и горькая правда. А великий казахский поэт Кадыр Мырза Али писал: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте!» ( Познавай все языки мира, но чти всегда родной язык!).
По поводу возражения Аслана по вопросу перименовании городов и населенных пунктов в Казахстане, то следует сказать, что всегда веское слово принадлежит народу. Все решается демократическим путем на правовом поле. Тут наши робкие шаги не из первых. Так, в России, которая никогда не была ничьей колонией, тем не менее в разные политико-исторические периоды были переименованы: Петроград стал Ленинградом, затем Санкт-Петербургом, Царицын - Сталинградом, затем Волгоградом, Нижний Новгород - Горьким, затем Нижним Новгородом, Екатеринбург - Свердловском, затем Екатеринбургом, Самара - Куйбышевым, затем Самарой, Тверь - Калининым, затем Тверью, Кенигсберг-Калининградом и т.д. А сколько было переименовано малых населенных пунктов? Их наверняка тысячи. А ведь никто в Казахстане не возражал против таких переименований. Ведь Россия суверенная и независимая страна и никто не имеет право вмешиваться в ее внутренние дела. Если Аслан заглянет в любимый им учебник истории советского периода, то там ясно записно, что Казахстан несколько веков был колонией Российского государства со всеми вытекающими отсюда горестными последствиями для казахов. Потому многие города и села Казахстана носили русские названия, часть которых были названы в честь царственных особ, например Петропавловск, Павлодар и другие. Теперь, проследим какими лицемерными были за 70 лет советской власти высшие руководители СССР. Названия всех городов и сел, связанных с царской властью и религией, были переименованы в угоду коммунистическим требованиям, но такие же одиозные, с точки зрения большевизма, названия городов в Казахстане остались нетронутыми.
К слову, в 1945 году была основана Организация Объединенных Наций (ООН), а на территориях, находившихся в колониальной зависимости, проживали порядка 750 миллионов человек. В результате деколонизации, многие страны обрели независимость и стали членами ООН. И в этих независимых странах, кроме других кординальных преобразовании, начались процессы избавления от колониальных названии стран, городов и населенных пунктов. Прогрессивный мир принял это с пониманием и поддержал как закономерный процесс.
Смею отметить, что я и сам противник непродуманных, несправедливых решений в вопросе переименовании. Например, я также против переименования города Щучинск в Аблайхан. Он чингизид, потомок жестокого завоевателя и поработителя казахских земель Чингисхана. Такое переименование в корне несправедливо. Я также был против перименования города с историческим названием Капчагай на Кунаев. Кто он и чем это заслужил? Ничем. Это инерция идолопоклонства к коммунистическим вождям. Где сейчас Энгельс, Маркс, Ленин, Сталин и другие? Нет их: словно ветром сдуло. А Д.Кунаев, получается, живее всех живых. Он был коммунистическим функционером, 3-ды герой социалистического труда, правивший Казахстаном около 30 лет, решением которго были закрыты 1500 казахских школ (данные профессора Хангельды Абжанова). Он называл националистом и пресекал каждого, кто осмеливался высказываться на казахском. Устроил злостное гонение истинного ученого с большой буквы, академика Е.Букетова, в угоду своему брату-пьянице, которого посадил президентом Академии наук Казахской ССР. На данный момент мы строим не коммунистическое общество с жестким приципом классового противостояния и применением репрессивных мер, а демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. С этим надо считаться!
В итоге, ко всему изложенному, следует особо отметить, что в пункте 5 статьи 12 Конституции Республики Казахстан записно: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность.».
Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист
P.S. Ссылка на видеоролик, подтверждающий мои рассуждения:
https://www.youtube.com/shorts/z25gAR4GDsI